Топ Новое

ХОДЖАЛУ: ГДЕ ПРАВДА?

19-03-2017, 19:00 Просмотров: Аналитика
ХОДЖАЛУ: ГДЕ ПРАВДА?
Мы продолжаем публикации отрывков из книги Арсена Мелик-Шахназарова «Нагорный Карабах: факты против лжи». Предлагаем вашему вниманию фрагмент главы 14 книги, которая называется «Война и мифы».

«Не существует ни моральных, ни исторических оснований для признания Карабаха частью территории Азербайджана. Во всякой войне нарушения прав человека совершаются с обеих сторон. Однако в данном случае существует постоянная асимметрия, которая позволяет утверждать, что истинным агрессором в этой войне является Азербайджан»

Керолайн Кокс, вице-спикер Палаты лордов Великобритании,

из доклада на дебатах 1 июля 1997 года

Асимметрия в освещении событий


После окончания азербайджано-карабахской войны прошло уже 14 лет, многое уже порядком забыто не только мировым сообществом, но даже в СНГ, включая и сами страны региона. В этих условиях турко-азербайджанский альянс и стоящие за его спиной влиятельные центры силы ведут перманентную и агрессивную пропаганду, направленную на искажение истоков и истории конфликта, хода военных действий, сути отдельных событий. Замалчиваются одни события и всячески выпячиваются другие.

Рассмотрим на конкретных примерах асимметричность освещения западными, а частично и российскими СМИ военных преступлений, совершенных в ходе войны. В частности, они однобоко преподносили случаи, когда пострадавшей стороной оказывалась азербайджанская, практически обходя вниманием преступления азербайджанской армии против народа НКР в ходе войны.

Выше мы дважды упомянули о трагической гибели жителей азербайджанского (до начала 1970-х, кстати, армянского) села Ходжалу, произошедших уже после штурма этого села отрядами сил самообороны НКР, на поле близ азербайджанского города Агдам. Каждый год в Азербайджанской республике 26 февраля вспоминают о «зверствах армян», устраиваются мероприятия, посвященные памяти жертв трагических «событий в Ходжалу».

Между тем, уже в самом таком определении событий заложен ложный вектор. Ведь во время штурма Ходжалу жертв среди мирных граждан в самом селе практически не было.

Из погибших же часть нашли свою смерть еще на территории Аскеранского района. Выбитые из села омоновцы, не желая разоружаться и сдаваться в плен, решили попробовать прорваться вне коридора, оставленного для мирных жителей. Они погнали часть отступавших в лес, чтобы прорваться под их прикрытием. После того, как ими был уничтожен один из карабахских постов, другие посты открыли пулеметный огонь на поражение, не разбирая в предрассветных сумерках, кто есть кто в надвигающейся на них толпе, откуда также велся огонь.

От этого огня из-за живого щита из мирных жителей с карабахской стороны также были жертвы. Именно там погиб знакомый телеоператор местного телевидения Сергей Амбарцумян, вместе с которым мы в августе 1991 года делали репортаж для российских «Вестей» из осажденного села Каринтак, что под Шушой. Добавим также, что на этих постах находились люди, ежедневно терявшие родных и близких при обстрелах Степанакерта и приграничных Агдаму приграничных сел, близ которых все и происходило.

А запечатленные на страшных кадрах видеозаписи убитые гражданские лица были найдены в 11-12 км от Ходжалу, на поле между армянским селом Нахичеваник, - что на административной границе с Агдамским районом бывшей АзССР, - и азербайджанскими позициями близ Агдама.

То есть трагические события, как минимум, произошли не в Ходжалу, а совсем в другом месте.

Между тем, в сообщениях азербайджанских СМИ все последние годы этот факт опускается, а дается ложная информация. Так, например, агентство АПА 12 апреля 2008 года сообщало: «26 февраля 1992 года армянские агрессоры захватили азербайджанский город Ходжалы. В ходе нападения были жестоко убиты невинные люди».

7 июля 2008 года пресс-служба Министерства иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики разоблачила очередную пропагандистскую фальшивку Баку, пытавшегося посредством подложной фотографии, выставленной на целом ряде азербайджанских сайтов, исказить произошедшее в Ходжалу.

«По замыслу азербайджанской стороны, пропагандистская ценность данной фотографии, очевидно, заключается в том, что помимо множества трупов гражданских лиц на переднем плане, на заднем видна окраина какого-то населенного пункта, что, по идее, должно придать правдоподобность версии Баку о массовых убийствах азербайджанцев в Ходжалу. Между тем, цветная версия вышеуказанной фотографии начисто опровергает это в плане внешнего вида погибших, их одежды и т.д. На самом деле, данная фотография имеет непосредственное отношение к событиям в Косово. Именно в этом качестве фотография, наряду с множеством других, выставлена или упоминается, по меньшей мере, на одном сербском, одном албанском и одном специализированном немецком форуме, на интернет-странице солидного издания «НьюЙорк Таймс» и т.д.

Любопытно, что некоторые сайты, к примеру, официальный сайт Азербайджана о событиях в Ходжалу (www.khojaly.org), опомнившись, убрали со своих страниц эту фальшивку. Тем не менее, на других, в том числе на странице чтимого в Азербайджане сайта «Фонда Гейдара Алиева» (www.azerbaijan.az), она продолжает бесстыдно красоваться»[1].

Далее. Из года в год задним числом растет заявляемое азербайджанской стороной число жертв. Спустя несколько дней после штурма Ходжалу, азербайджанские официальные лица называли цифру в 100 убитых, через неделю – 1234; парламентская комиссия уточнила ее – 450; в изданном Гейдаром Алиевым указе «о геноциде азербайджанцев» говорится о тысячах убитых.

Выступая на Совете ОБСЕ в декабре 1993 года, министр иностранных дел АР заявляет о 800 убитых. А в 1999 году, сообщая о намерении обратиться в Международный суд, госсекретарь по национальным вопросам И. Оруджев назвал такие цифры: 600 убитых, 500 раненых, 1275 пленных.

Азербайджанская «525-я газета», сообщая в ноябре 2007 о предстоящей в Берлине демонстрация представителей турецкой и азербайджанской диаспор в связи с «Ходжалинским геноцидом», утверждала: «при захвате этого города за одну ночь… с особой жестокостью было убито 613 мирных жителей, в том числе 63 ребенка, 106 женщин, 70 стариков»[2].

Между тем, и по официальным азербайджанским свидетельствам, на момент штурма в Ходжалу не было такого количества мирных жителей. Большинство из примерно 2-2,5 тысяч жителей Ходжалу, то есть тех, кто реально проживал в селе, а не был прописан в нем в период бурного строительства, загодя покинули село.

Так, в конце апреля 1993 г. в Праге на Конференции СБСЕ МИД АР распространил документ № 249, озаглавленный «Список азербайджанонаселенных и смешанных сел верхней части Карабаха, занятых армянскими вооруженными силами». Напротив названия «Ходжалу» в графе «население» в этом документе стояло число: 855.

Фантастические цифры и представления о Ходжалу постепенно перекочевывают и в работы некоторых российских исследователей. Так, например, в книге популярного сегодня исследователя военной истории Алексея Шишова «Военные конфликты XX века», в разделе, посвященном карабахскому конфликту, читаем: «В феврале был взят второй по величине город Нагорного Карабаха Ходжалы (современная азербайджанская транскрипция названия – прим. автора), населенный азербайджанцами»[3].

При этом известно, что Ходжалу не только не было городом (коих в НКАО кроме Степанакерта было три: Шуша, Мардакерт и Мартуни), но даже не входило в десятку крупнейших сел НКАО-НКР.

А в новой книге Николая Зеньковича «Ильхам Алиев», вышедшей в свет в 2008 году и являющей собой очередную апологетику алиевского клана (годом раньше вышла его же книга «Гейдар Алиев. Зигзаги судьбы», на которую мы также ссылались в первой главе), приводятся и вовсе фантастические цифры, явно позаимствованные у Азерагитпропа: «В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянские вооруженные силы напали на азербайджанский город Ходжалы с населением 6000 человек»[4]…

В первой декаде марта 1992 года автор этой книги вместе с ереванским корреспондентом агентства «Интерфакс» и двумя азербайджанскими коллегами по Русской службе радио «Свобода» был приглашен в офис правозащитного центра «Мемориал». Азербайджанские корреспонденты Иля Балаханова и Вугар Халилов принесли видеокассету с записью съемки места гибели ходжалинцев, сделанной бакинскими тележурналистами с борта военного вертолета и непосредственно на поле.

Эти жуткие кадры чередовались, иногда повторялись с другого ракурса. Практически все присутствовавшие тогда согласились, что количество запечатленных на пленке погибших не превышало 50-60 человек. Все другие записи и фотоснимки, демонстрировавшиеся позже по телевидению и напечатанные в разных СМИ, так или иначе, были частью виденной нами в «Мемориале» записи. Правда, позже «Мемориал» говорил о 181 теле погибших близ Агдама ходжалинцев.

Также на пленке было видно, что тела погибших разбросаны на большом пространстве, в чистом поле. В нескольких километрах от места съемки был виден некий населенный пункт, в котором при максимальном увеличении изображения телеоператором узнавался поселок городского типа Аскеран, райцентр одноименного района НКР, расположенный на шоссе Степанакерт-Агдам между Ходжалу и Агдамом, примерно посередине между ними. Что также подтверждало: факт массового убийства имел место отнюдь не в Ходжалу, и не во время штурма деревни.

После гибели мирных жителей в Баку разгорелся скандал, следствием чего стал вынужденный, под угрозой восстания воинских частей, подчинявшихся НФА, уход в отставку президента Аяза Муталибова. Спустя месяц после отставки Муталибов дал интервью чешской журналистке Дане Мазаловой, которое было опубликовано в «Независимой газете».

Говоря о Ходжалу, Муталибов, в частности, сказал: «Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискредитации президента. Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить изобличающие их в фашистских действиях документы… Если я заявлю, что это вина азербайджанской оппозиции, могут сказать, что я на них наговариваю. Но общий фон рассуждений таков, что коридор, по которому люди могли уйти, армянами все-таки был оставлен. Зачем же им тогда стрелять? Тем более на территории, близкой к Агдаму, где к тому времени было достаточно сил, чтобы выйти и помочь людям»[5].

Почти 10 лет спустя азербайджанский экс-президент подтвердил свою мысль в интервью журналу «Новое время»: «Было очевидно, что расстрел ходжалинцев был кем-то организован для смещения власти в Азербайджане»[6].

Независимый азербайджанский оператор Чингиз Мустафаев, проводивший съемки 28 февраля и 2 марта 1991 года также усомнился в официальной версии и начал свое собственное расследование. Однако в июне 1992 года он был убит при съемках боевых действий при невыясненных обстоятельствах.

Другой азербайджанский журналист Эйнулла Фатуллаев из оппозиционного независимого журнала «Монитор» в феврале 2005 года провел десять дней в НКР и на прилегающих территориях, о чем поведал в своих материалах и интервью. Он также позволил себе усомниться в правдивости официальной версии Баку о гибели группы ходжалинских жителей:

«…Как-то несколько лет тому назад, я встретился с ходжалинскими беженцами, временно проживающими в Нафталане, которые открыто признались мне…что еще за несколько дней до наступления армяне непрерывно по громкоговорителям предупреждали население о планируемой операции, предлагали гражданскому населению покинуть поселок и выйти из окружения через гуманитарный коридор, вдоль реки Каркар. По словам самих ходжалинцев, они воспользовались этим коридором, и действительно, находящиеся за коридором армянские солдаты не открыли по ним огонь. Некоторые солдаты из батальонов НФА почему-то вывели часть ходжалинцев к селу Нахичеваник, который в тот период находился под контролем аскеранского батальона армян. А остальная часть была накрыта у подножья Агдамского района артиллерийским залпом.

…Ознакомившись с географической местностью, с полной убежденностью могу сказать, что домыслы об отсутствии армянского коридора лишены оснований. Коридор действительно был, иначе полностью окруженные и изолированные от внешнего мира ходжалинцы никак не смогли бы прорвать кольца и выйти из окружения. Но, преодолев местность за рекой Каркар, вереница беженцев разделилась, и почему-то часть ходжалинцев направилась в сторону Нахичеваника. Похоже, что батальоны НФА стремились не к освобождению ходжалинцев, а к большей крови на пути к свержению А.Муталибова»[7].

Через несколько дней после публикации в «Мониторе» первого репортажа Э.Фатуллаева из Нагорного Карабаха, 2 марта 2005 года в подъезде собственного дома в Баку неизвестным был застрелен редактор журнала Эльмар Гусейнов. «Монитоp» слыл самым pадикальным оппозиционным жуpналом и имел самый высокий тиpаж сpеди азербайджанских еженедельников. Критика журналом правящих властей АР неоднократно вызывала ответные действия в виде политических и судебных преследований как самого редактора, так и других журналистов, финансовых санкций, временного закрытия журнала. Однако до покушения дело не доходило. Это случилось лишь после публикации в «Мониторе» репортажей Фатуллаева.

Сам Эйнулла Фатуллаев на момент сдачи книги вот уже почти два года как находился в тюрьме, осужденный по целому букету обвинений, в том числе и в государственной измене…

На кадрах хроники, показанной на заседании «Мемориала», среди убитых было видно много детей. Их было едва ли не половина всех убитых, снятых на видеокамеру в поле между армянским Нахичеваником и азербайджанским Агдамом.

В главе «Резня в Сумгаите» мы приводили слова армянского журналиста Самвела Шахмурадяна, который посвятил несколько лет расследованию сумгаитских событий, о том, что при армянских погромах в Сумгаите и Мингечауре не было жертв среди детей: «Хотя попытки были. Останавливали бандитов не только мольбы родителей, но и упоминания других членов банды, что детей мы не убиваем... Я беседовал с тяжело раненной женщиной. Что стало с мужем – она не знает. В последний раз она видела его лежащим в крови. Но когда она молила бандитов не трогать детей, ей сказали: «Детей мы не трогаем. Разве мы армяне? Мы не армяне»[8].

Очевидно, замечание погромщиков о том, что детей они не трогают, так как «они - не армяне», означало, в соответствии с логикой организаторов и идеологов погромов, что «армяне убивают азербайджанских детей». Если еще в 1988 году в азербайджанских массах в ходу были подобные разговоры и слухи (наподобие «вагона детей с отрубленными пальчиками»), то можно представить себе, каким убедительным аргументом «варварства армян» стал для азербайджанского общества факт массовой гибели ходжалинцев, в том числе многих детей.

Сравним отношение официальной азербайджанской пропаганды к двум трагедиям: резне в Сумгаите и гибели жителей Ходжалу на поле близ Агдама.

Сумгаит. В большом городе, на глазах десятков тысяч людей на протяжении трех дней происходили сначала митинги с антиармянскими лозунгами и подстрекательскими призывами, а потом армянские погромы. Многие сотни людей дали показания как свидетели, десятки были арестованы, прошел ряд судебных процессов. Официальная азербайджанская пропаганда утверждает: погром организовали «армянские националисты», чтобы дискредитировать азербайджанцев.

Ходжалу. На удалении 11-12 км от этого населенного пункта, в чистом поле, на нейтральной полосе между постами карабахских армян и азербайджанских вооруженных формирований неизвестные расстреливают группу отступающих жителей Ходжалу. Все происходит без свидетелей. Известно, - и это признают в Баку высокопоставленные лица, - что карабахские силы оставили коридор для отступления мирных жителей, по которому сотни ходжалинцев успешно вышли к азербайджанским позициям близ Агдама. Сам доступ карабахских армян к месту массового убийства практически невозможен. Между тем, через день кто-то снова возвращается на поле, чтобы осквернить некоторые трупы перед новым посещением места трагедии иностранными журналистами.

Официальная азербайджанская пропаганда и в этом случае однозначно утверждает: убийство – дело рук армян, хотя в эту версию не верят даже многие из бывших азербайджанских руководителей. Выше мы привели мнение экс-президента Муталибова. А экс-министр обороны АР Рагим Газиев сказал, что в Ходжалу «была подготовлена ловушка для Муталибова».

Тем самым, устроители массового убийства ходжалинцев достигли сразу двух целей: убрали ставшего ненужным после распада СССР А. Муталибова и получили повод начать шумную кампанию по обвинению армян в бесчеловечных методах ведения войны.

При этом как бы отходила на второй план страшная правда о том, что с 13 февраля азербайджанская армия начала методично разрушать из «Градов» 55-тысячный Степанакерт, жителям которого даже при желании уйти из блокадного Карабаха было просто некуда.

Все это вполне укладывалось в рамки ряда имевших место как ранее, так и позднее акций турецких спецслужб. Похожие акции имели место не только в Закавказье, но и на Балканах, где вмешательство спецслужб Анкары в войне в Боснии было вполне очевидным. Известно, что на протяжении осады сербами Сараево как минимум трижды некими спецслужбами были организованы крупные теракты, жертвами которых становились босняки-мусульмане.

«Каждый раз, когда западные державы готовятся к использованию силовых методов против сербов, сразу же выявляется «таинственное» массовое убийство. И всякий раз потрясающие воображение кадры распространяются по всему миру… средства массовой информации выносят обвинительный приговор, не затрудняя себя расследованием, а возмущенное против сербов общественное мнение одобряет все военные заготовки Запада»[9].

В 1995 году, накануне начала бомбардировок силами НАТО позиций боснийских сербов, многие десятки людей в Сараево были убиты при попадании мины в очередь за хлебом на рынке в мусульманской части города. Однако позже выяснилось, что в этом случае, как и в двух других, сербские силы лишь голословно обвинялись: согласно докладам ООН и другим источникам, все три теракта совершили мусульманские националисты Изетбеговича, чтобы обвинить в кровопролитии противоположную сторону[10].

Буквально перед самой сдачей этой книги в верстку из Белграда пришло сообщение об аресте лидера боснийских сербов Радована Караджича. В многочисленных репортажах НТВ и других российских программ, вероятно позаимствованных из западных теленовостей, прокрутили ролики времен боснийской войны. Во многих из них автор узнал запись 1995 года, сделанную сразу после взрыва мины на рынке в Сараево. Однажды уже опровергнутое, лживое обвинение вновь задействовано в нужный момент.

Между тем, лидер НФА Абульфаз Эльчибей (Алиев), вскоре после отставки Аяза Муталибова ставший президентом АР, ранее открыто заявлял: «Чем больше прольется крови, тем лучше будет сцементировано мужество и идеология нации». А патронируемая турецкими спецслужбами организация «Серые волки» имела свой азербайджанский филиал, чей лидер Искандер Гамидов стал при президенте Эльчибее министром внутренних дел АР.

То есть можно вполне уверенно предположить, что убийство ходжалинцев на поле близ Агдама - не что иное, как акция турецких и азербайджанских спецслужб, призванная оправдать в глазах мирового сообщества варварские методы ведения Баку войны с армянами Нагорного Карабаха.

Не случайно, еще в 1918 году представитель австро-венгерского военного пресс-центра в Османской Турции Стефан Штайгер сказал о методах турецкой пропаганды: «Перед организацией резни армянского населения турецкие гражданские и военные власти, как правило, распространяют ложь о том, что будто «армяне – это самые большие преступники в мире, а турки являются невинными жертвами армянского варварства».

Примерно в таком духе и высказался турецкий премьер Сулейман Демирель на пресс-конференции в Москве 26 мая 1992 года. Автор этой книги тогда задал ему вопрос: отчего Турция заговорила о правах человека только сейчас (то есть после взятия Шуши и прорыва Лачинского коридора), а до этого, когда попирались права народа Нагорного Карабаха, хранила молчание? С.Демирель довольно резким тоном заявил, что не собирается обсуждать этот вопрос, поскольку «после геноцида в Ходжалу» и так все ясно».

Подготовил Роман СЕВАНСКИЙ

[1] http://www.nkr.am, 07.07.2008 г.

[2] «Коммерсантъ», 29.11.2007

[3] А.В.Шишов. «Военные конфликты XX века». Москва: Вече, 2006, стр. 521

[4] Н.Зенькович. Ильхам Алиев. Взгляд из Москвы. Москва: «Яуза»-«ЭКСМО», 2008, стр. 448

[5] «Я гуманист. В душе», «Независимая газета», 02.04.1992 г.

[6] «Новое время», 06.03.2001 г.

[7] Эти фрагменты из репортажа Фатуллаева, опубликованного на сайте «Реальный

Азербайджан». Прежде, чем он был снят, его перепечатал сайт www.sumgait.info

[8] Сумгаит…Геноцид…Гласность? Ереван. Общ. «Знание» АрмССР. 1990, стр. 53-54

[9] Мишель Коллон. Нефть, PR, война. Крымский мост-9д. Москва. 2002. стр. 11

[10] Там же, стр. 13


Источник: russia-armenia.info





Предыдущая новость: Следующая новость:
Антон Носик: существование Азербайджана как суверенного гособразования-досадная историческая ошибка
Антон Носик: существование Азербайджана как суверенного гособразования-досадная историческая ошибка
Известный блогер Антон Носик рассказал в Livejournal о своей...
ТЕАТР АБСУРДА, ИЛИ «ЗДРАВСТВУЙ, ОРУЖИЕ»!
ТЕАТР АБСУРДА, ИЛИ «ЗДРАВСТВУЙ, ОРУЖИЕ»!
С начала официальной агитационной кампании прошло чуть более 10...

Читайте также:

 (голосов: 1)
Поезд в вечность
ФИЛЬМ
Руководитель "Нораванка" о прессе диаспоры и газете "Ноев Ковчег"
Воистину Земля круглая...
Армянское нагорье 12 тысяч лет назад
Видео музыкальное окно
Фоторепортажи
    Follow NovostiNK on Twitter Каталог Yerevan-city.com  
RSS