Топ Новое

ТЕАТР В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЯНСКОЙ МИНИАТЮРЕ

4-11-2016, 11:00 Просмотров: Культура
4 ноября 2016, 11:00 - NovostiNK
Армянские средневековые миниатюры – это волшебное царство, в котором перед нами оживают образы актеров, музыкантов, танцоров и акробатов далекого прошлого. Cегодня этот пласт культуры представляет большой интерес для широкого круга исследователей и читателей. Именно поэтому новый труд известного ученого, этнографа, доктора исторических наук Эммы ПЕТРОСЯН, "Театр в средневековых армянских миниатюрах" (Ереван, "Тигран Мец", 2014), безусловно, достоен внимания.

ТЕАТР В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЯНСКОЙ МИНИАТЮРЕ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИНИАТЮРА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРИВЛЕКЛА внимание Э.Петросян почти с самого начала ее научной деятельности. Несколько аспектов, связанных с театральной культурой, были представлены в ее первой монографии "Театральные черты в средневековых армянских миниатюрах", опубликованной в 7-м томе сборника "Армянская этнография и фольклор" (1975 г.).

За прошедшие 40 лет Эмма Петросян участвовала в многочисленных экспедициях, направленных на сбор материала и анализ различных областей армянского фольклора, обрядов, ритуалов, театрализованных действ и танцев, а также научное осмысление древнейших армянских верований и их сопоставление с аналогичными фактами культуры Западной Европы. Ее изыскания легли в основу множества статей и объемных монографий, среди которых особо отметим "Боги и ритуалы Древней Армении" и "Праздники армян в контексте европейской культуры".

Новая книга – "Театр в средневековых армянских миниатюрах" – это многоаспектное исследование, опирающееся на методы осмысления и интерпретации материалов, принятых в различных областях гуманитарных наук, – театроведении (включая танцеведение), этнографии, лингвистике, сравнительном искусствоведении. Объектом исследования являются миниатюры из армянских рукописей XII-XVII вв., в которых, с точки зрения автора, отражены театральные сюжеты.

Как отмечает Э. Петросян, "в работе сделана попытка не только выявить элементы театрализации в миниатюрах, но и по возможности проследить истоки некоторых персонажей и предполагаемый жанр представлений. Для этого привлекаются свидетельства средневековых писателей, данные по верованиям армян, проводятся аналогии театральных явлений и изобразительного искусства европейских народов, лингвистический анализ некоторых театральных терминов. Все это в какой-то степени позволяет выявить картину былых театрализованных действ не только того времени, но и более раннего периода".

В ДЕВЯТИ ОСНОВНЫХ ГЛАВАХ КНИГИ ("ХОРАН КАК ВИД ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПЛОЩАДКИ", "Образцы грима и масок", "Сцены из театральных представлений", "Обычай дрессировки и ряжения в различные образы", "Выступления акробатов, танцоров и комедиантов", "Отражение театрализации в церковных сюжетах", "Танец и некоторые музыкальные инструменты", "Церковная сцена как исполнительская площадка", "Реконструкция структуры средневекового театра") раскрываются и анализируются три основные темы. Первая из них – это устройство сценической площадки, как она представлена в армянской средневековой миниатюре, а именно генетические и религиозные истоки формирования типа сценической площадки - хорана. В последующих нескольких разделах книги выявляются специфика грима и масок, ряжение в образы различных животных и фантастических существ, традиционно связанные с определенными культовыми ритуалами древнейших времен. Безусловный интерес представляет раздел, где представлены разнообразные музыкальные инструменты, распространенные в средневековье и по времени их возникновения относящиеся к дохристианскому периоду. В том же разделе анализируется специфика ряда композиций, поз, положений и жестов, которые автор относит к категории отображения в миниатюрах танцевальных элементов как в библейских и евангелических сюжетах, так и их связи, с одной стороны, с плясовыми действами древности, с другой – с площадным театром средневековья, а также выявление их преемственности.

Реконструкция облика средневекового светского и особенно церковного театра – один из самых интересных разделов, особенно в части сценического воплощения библейских и евангелических сюжетов. Мистерии и миракли, столь распространенные в период средневековья в Западной Европе, по мнению автора, были также частью культуры армянского народа, что отразилось в армянской средневековой миниатюре. Однако, по мнению ряда других исследователей, их появление в армянской культуре относится к более позднему периоду (конец ХVII века), а некоторые ученые и это опровергают.

ТЕАТР В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЯНСКОЙ МИНИАТЮРЕ

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ЦЕРКОВНЫХ РИТУАЛОВ И ОБРЯДОВ с театрализованными действами вообще и дохристианского периода в частности, безусловно, обоснована и убедительно представлена автором. Большое достоинство исследования - применение сравнительного анализа армянской и западноевропейской культуры, что позволяет выявить как сходство различных областей театральной, живописной (в данном случае миниатюры), культовой и других областей различных христианских концессий, так и специфические национальные черты. К сожалению, в сфере арменоведения принцип сравнительного анализа слабо распространен, что приводит к некоторой ограниченности трудов, концентрирующихся исключительно на специфике армянской музыки, танца, театра, изобразительных искусств. Принцип сравнительного исследования, примененный Э. Петросян в ее книгах "Праздники армян в контексте европейской культуры" и "Театр в средневековых армянских миниатюрах", значительно повышает их научную ценность..
Издание дополнено большим количеством иллюстраций (черно-белых и цветных), что позволяет более наглядно и на конкретных примерах подтвердить аргументы, приводимые в исследовании.

Книга Э. Петросян "Театр в средневековых армянских миниатюрах", безусловно, должна привлечь внимание не только специалистов по средневековой культуре, театроведов, искусствоведов и студентов, как отмечено в аннотации. В последнее время средневековая миниатюра и искусство стали объектом пристального внимания режиссеров драматического театра и кино, а также балетмейстеров. Символика христианства, внутреннее устройство церкви, миниатюры и хачкары занимают все больше места как в спектаклях, так и в художественных фильмах.

Тем более важны правильная интерпретация и понимание как постановщиков, так и зрителей, что обозначает тот или иной знак, связанный со средневековой символикой церковного убранства, элементов одеяний, положений, поз и жестов и композиций различного генезиса, запечатленных в средневековых миниатюрах.


Назеник САРГСЯН, "Голос Армении"


Поделитесь с друзьями:



Предыдущая новость: Следующая новость:
У побережья Ливии в результате столкновения двух судов погибли более 200 мигрантов
У побережья Ливии в результате столкновения двух судов погибли более 200 мигрантов
По меньшей мере 239 мигрантов погибли в результате крушения двух...
Эксперт: Закупка Азербайджаном пакистанского вооружения должна беспокоить Грузию
Эксперт: Закупка Азербайджаном пакистанского вооружения должна беспокоить Грузию
Закупка Азербайджаном вооружения у Пакистана реальна, но вызывает...
Наринэ Абгарян стала победителем литпремии «Ясная Поляна» в номинации «XXI век»
Наринэ Абгарян стала победителем литпремии «Ясная Поляна» в номинации «XXI век»
Впервые в истории литературной премии «Ясная Поляна» жюри выбрало...

Мужеству ленинградцев
Я - Айвазовский, родом из Крыма
Армянские эскизы Ашота Джазояна
ФИЛЬМ
Руководитель "Нораванка" о прессе диаспоры и газете "Ноев Ковчег"
    Follow NovostiNK on Twitter Каталог Yerevan-city.com  
RSS