Топ Новое

ЖИТЬ КАК ЗВЕРЬ ИЛИ УМЕРЕТЬ КАК ЧЕЛОВЕК?

7-08-2016, 20:00 Просмотров: Видео-музыкальное окно
7 августа 2016, 20:00 - NovostiNK
Состоялась премьера фильма "Последний житель"

ЖИТЬ КАК ЗВЕРЬ ИЛИ УМЕРЕТЬ КАК ЧЕЛОВЕК?


В середине 1995 г. Цовинар Хачатрян по следам армяно-азербайджанского противостояния в годы Карабахской войны написала рассказ "Последний житель Гюрджевана". История, представленная на 9 страницах, основана на реальных событиях, связанных с насильственным выселением армян с исторических земель, в частности, из села Гюрджеван – родины супруга Цовинар Хачатрян. Рассказ был опубликован на литературном портале granish.org и вызвал живой интерес у читателей. Несколько лет назад он попал в руки известному режиссеру Дживану Аветисяну. Что из этого вышло, увидели гости, участники и поклонники Ереванского МКФ "Золотой абрикос", попавшие в рамках фестиваля на два премьерных аншлаговых показа фильма "Последний житель".

ДЖИВАН АВЕТИСЯН – КРУПНАЯ ФИГУРА В СОВРЕМЕННОМ АРМЯНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ. Несколько лет назад его полнометражная игровая картина "Теваник" была удостоена главного приза в номинации "Армянская панорама" "Золотого абрикоса". Новый фильм режиссер вновь представил в фестивальном конкурсе, не претендуя на приз во второй раз. Его цель – сначала показать фильм отечественной публике, а уже потом представить его зарубежному зрителю. Кинематографический "Последний житель" вышел далеко за рамки своего литературного прототипа. История из армянской действительности - поднятая авторами фильма проблема обрела общечеловеческую доступность и понимание.

Главный герой фильма, пожилой Абгар (Александр Хачатрян) – единственный армянин, оставшийся в родном селе, где издревле жили его предки. После насильственного выселения азербайджанцами армян здесь не осталось ни одного местного жителя: вокруг пустые дома, заброшенные сады и тишина, в которой слышен каждый шорох. Абгар ждет весточки о пропавшей приемной дочери, литовке по национальности Юрге (Сандра Дауксайте-Петрулене).
Однажды к нему приходит старый друг и сосед, азербайджанец Ибрагим (Хомайун Эршади) и обещает найти Юргу. В семье Ибрагима своя трагедия: дочь Ребекка не может стать матерью, каждые роды завершаются смертью младенца. Она беременна и сейчас, но уже со слезами ждет очередной утраты. "Роды должен принимать христианин, таков закон предков, лишь в этом случае ребенок выживет", - наказывает мать Ибрагима, и тот приходит с просьбой к армянину Абгару. Вскоре Ибрагим находит Юргу. Девушка помешана: на ее глазах азербайджанцы сожгли мужа, а вор и убийца по кличке "Артист" (Сос Джанибекян) и сейчас пытается навредить Юрге. Абгару и Ибрагиму ничего не остается, как встать на защиту невинной девушки.

ЖИТЬ КАК ЗВЕРЬ ИЛИ УМЕРЕТЬ КАК ЧЕЛОВЕК?

ВОКРУГ ЭТОГО СЮЖЕТА И РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ, однако замысел автора намного глубже. На фоне войны режиссер показывает обычную жизнь, в которой есть место не только ненависти и злу, но и состраданию, дружбе, человечности и нравственным ценностям. Абгар и Ибрагим – люди одной эпохи, единого социально-нравственного воспитания на принципах интернационализма и добрососедства. Чтобы передать это зрителю, Дживан Аветисян наряжает обоих в одинаковые плащи, мельком показывая портреты Ленина и общего советского прошлого в отдельных кадрах. Их дети выросли, вместе играя, а взрослые поддерживали соседей другой национальности и вероисповедания. Идет война, азербайджанцы не трогают Абгара: он им нужен. Прекрасный камнетес Абгар выполняет заказ – высекает на камне надпись для мечети, которую строят здесь новые хозяева. Но видавшего жизнь армянина это не смущает, ведь вера всегда призывает к добру, нравственности и миру.

В фильме много подтекстов и символов, которые не всегда распознаются во время первого просмотра: картину надо смотреть два, а то и три раза. Уже имена главных героев заставляют задуматься. "Ибрагим, или Авраам, библейский пророк, от которого берет начало род пророка Мухаммеда - центральной фигуры ислама. Абгар – армянский царь, первым уверовавший в Иисуса Христа. Оба персонажа символизируют священное начало, веру, духовность и человечность - качества, которыми наделены два главных героя фильма", - рассказывает Дживан Аветисян. Режиссер делает "эпизодическим персонажем" музыкальный инструмент тар, одинаково популярный у разных народов, но тар – не только олицетворение общности Абгара и Ибрагима, их духовности. Его разорванные струны – это крик души Юрги и тысяч армянских женщин, на глазах которых враг безжалостно убивал сыновей, отцов и мужей во время Геноцида в Османской Турции, а позже - зверствуя в Сумгаите, Баку, Мараге.

Не случайно в фильме Юрга то и дело повторяет фразу: "Почему Ребекка не приходит, чтобы пойти за водой?" Идея необходимости очищения - морального и духовного, - в этом призыв Дживана Аветисяна. Война подводит людей к черте, когда надо принимать важнейшее в жизни решение: остаться человеком достойным и уважающим себя или превратиться в зверя, готового перешагнуть через все святое, что накоплено человечеством за всю историю существования. "Символически "последний житель" - это Юрга: ее, литовку, пытаются спасти люди двух разных национальностей и вероисповеданий, которые в каждом своем проявлении остаются верными нравственным принципам, - говорит режиссер. – Подобные истории случаются в разных уголках мира, они понятны представителям разных национальностей и вероисповеданий, и в этом смысле наш фильм имеет международную направленность. В то же время "Последний житель" - история о последствиях Арцахской войны, это тема, которой я верен всегда".

В КАРТИНЕ НЕМАЛО ПАРАЛЛЕЛЕЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СУТЬ ЕЕ ГЕРОЕВ . "Артист", называющий себя "путешественником", сидел в разных тюрьмах разных городов. Абгар тоже "путешественник" по жизни, но его судьба иная. "Беженец навсегда", как он сам называет себя, в годы Великой Отечественной войны попал в плен к фашистам, бежал оттуда на родину, где его ждала Сибирь. После реабилитации наступил мир, как оказалось, непрочный: сейчас его гонят из родного села, родного дома.

Сценарий картины "Последний житель" отличается от рассказа, реальным прототипам которого удалось добраться до Армении и обрести новый дом в Раздане. Над сценарием же фильма Дживан Аветисян и Цовинар Хачатрян работали вместе начиная с 2013 г. Съемки продлились не больше месяца и проходили в селе Хачмач Аскеранского района Нагорно-Карабахской Республики. Фильм поддержан армянским культурным фондом Fish Eye Art, литовской компанией Artbox, Национальным киноцентром Армении, Министерством обороны РА, президентом НКР Бако Саакяном.

В создании картины "Последний житель" приняли участие пять стран: Армения, Литва, Ливан, Швеция и США. Музыку к фильму написал Серж Танкян, вдохновленный очередным проектом армянского режиссера. В картине заняты армянские и зарубежные актеры. Как рассказывает режиссер, актриса из Литвы Сандра Дауксайте-Петрулене трижды ездила в Арцах, беседовала с людьми, побывала там в городах и селах. Ей были предоставлены материалы об Арцахской войне как из армянских, так и азербайджанских источников, чтобы избежать субъективности представления событий. Актриса поняла суть конфликта и согласилась сняться в фильме. "Большинство людей не в курсе истории Нагорного Карабаха и его передачи Азербайджану Сталиным. Участники фильма узнали историческую правду, обратились к документальным источникам карабахского вопроса", - рассказывает Дживан Аветисян.

Сопродюсер фильма – Кестутис Драздаускас, глава Artbox, который стал продюсером фильма "Теваник" Дживана Аветисяна. По признанию Драздаускаса, реальная история, литературное произведение и сценарий фильма потрясли его до глубины души. "Это история, которую Дживан прочувствовал всей душой, выделил главное и верно расставил акценты. Тема потери родины важна для всех особенно в ХХI веке, - говорит продюсер. – Фильм не коммерческий, он не рассчитан на массового зрителя, а нацелен на элитарную аудиторию, готовую размышлять над происходящим в мире, делать выводы и менять действительность к лучшему. Уверен, что "Последний житель" будет воспринят и зарубежными зрителями".

НАДО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ФИЛЬМ ИДЕТ В ОСНОВНОМ НА ДВУХ ЯЗЫКАХ – азербайджанском и карабахском диалекте армянского, что несколько смутило отечественную публику, вызвав определенные негативные оценки. Не соглашусь с этим мнением: наличие "языка-оригинала" в случае с азербайджанским помогает подчеркнуть историческую достоверность и в то же время служит идее фильма – показать, что люди, говорящие на разных языках, способны понять друг друга, если в них не умерли душа и моральные принципы. Ведь не помешал же юкатекский язык создать шедевральный "Апокалипсис" Мэлу Гибсону. Тем более что к "Последнему жителю" уже готовы титры на английском, идет работа над армянскими, русскими и французскими титрами.

Дживан Аветисян уверен, что "Последний житель" вызовет негативные оценки азербайджанской прессы. "В Азербайджане выходит много статей в адрес фильма "Теваник", и сразу становится понятно, что авторы не смотрели этот фильм. В случае с "Последним жителем" мы добьемся успеха, если азербайджанцы найдут в себе смелость посмотреть эту картину", - уверен Кестутис Драздаускас.


Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"


Поделитесь с друзьями:



Предыдущая новость: Следующая новость:
Эрдоган организует крупнейший митинг в свою поддержку
Эрдоган организует крупнейший митинг в свою поддержку
Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган после произошедшей в стране...
Нападение на полицейских в Бельгии квалицифировано как терроризм
Нападение на полицейских в Бельгии квалицифировано как терроризм
После нападения вооруженного мужчины на полицейских в Шарлеруа...
«Детская Новая волна-2016»: Микаел Григорян в первый конкурсный день выступит под 6-м номером
«Детская Новая волна-2016»: Микаел Григорян в первый конкурсный день выступит под 6-м номером
Состоялась жеребьевка первого конкурсного дня «Детской Новой...

Мужеству ленинградцев
Армянские эскизы Ашота Джазояна
ФИЛЬМ
Руководитель "Нораванка" о прессе диаспоры и газете "Ноев Ковчег"
    Follow NovostiNK on Twitter Каталог Yerevan-city.com  
RSS