Топ Новое

Учесть рутульцев Азербайджана: Интервью известного рутульского писателя и ученого Фазиля Дашлая

14-02-2012, 16:20 Просмотров: СНГ, Тема дня
14 февраля 2012, 16:20 - NovostiNK
Учесть рутульцев Азербайджана: Интервью известного рутульского писателя и ученого Фазиля Дашлая
Если уже сегодня не начать бить в колокола, то через полвека исчезнет память о рутульцах Азербайджана


На вопросы voskanapat.info отвечает известный рутульский писатель и ученый Фазил Дашлай

Вы – писатель-исследователь, изучающий историю рутульского народа, фольклор и язык. Скажите, Ваш круг интересов замыкается исключительно на науке, или у Вас есть и другие цели?

В круг моих интересов входит не только изучение фольклора, языка, преданий и легенд рутульского народа, но и попытка донести сведения об исторических корнях до сознания своего народа, особенно тех рутульцев, которые испокон веков проживают на территории современного Азербайджана. Приведу небольшой пример из личных наблюдений. В 1986 году я в первый, и, к сожалению, в последний раз (после этого мне не пришлось встречаться) встретился в Баку со своим троюродным братом. Он по национальности рутулец, его родители в годы Великой Отечественной войны обосновались на севере Азербайджана. Мне было странно слышать своего родича: он не то что не знал языка своих предков, но и мыслил как азербайджанец. Да, для рутульцев, проживающих в России, русский язык также является языком межнационального общения, однако, они гордятся тем, что они рутульцы, что они являются потомками древнего народа. Если рутулец, или представитель другого народа долгое время проживает среди народа более многочисленного, или, скажем, родители разных национальностей – тогда понятно. Но когда часть народа, хоть и небольшая, живет компактно на своей исторической Родине, и государственная машина, в данном случае Азербайджана, ведет политику полной ассимиляции малых народностей, я считаю, что это некорректно.


Насколько мне известно, рутульцы проживают в Дагестане и Азербайджанской республике. С Дагестаном, конечно, все проще, но известно ли Вам, в каких районах и сколько рутульцев проживают в Азербайджане, и являются ли они там автохтонами? Не могли бы Вы обосновать свой ответ подтверждающими примерами?

Алазанская долина, как видно из истории, была прародиной многих народностей лезгинской подгруппы, в том числе и рутульцев. В настоящее время в Азербайджане рутульцы проживают в следующих населенных пунктах: Шин, Кайнар, Хырса, Шор-су и Даш-юз. Некоторые историки, в том числе и известный в Дагестане кандидат исторических наук Мусаев Г.М., считают, что рутульцы поселились в Азербайджане в 18 веке. Есть другое мнение, что они (рутульцы) переселились на территорию современного Азербайджана где-то в пятнадцатом веке. Но я склонен считать, что рутульцы проживали на этой территории намного раньше. Об этом же пишет Г.Х.Ибрагимов, доктор филологических наук, профессор, в журнале «Народы Дагестана», № 1, 2006 г.
«…Зимние пастбища (рутульцев и цахурцев. – Ф.Д.) в основном находились в бассейне реки Кура, а также на востоке от Агьези (зимовье Цахского вольного общества на левом берегу Алазани при ее слиянии с Курой). Зимовье Хырса было собственностью Борчинской общины. Многие местные названия в Шекинской зоне и бассейне реки Кура связаны с рутульским языком. Этнонимы «Шеки» и «Нуха» этимологизируются на базе цахского (Шеки – Шаке, что значит «от нас», т.е. «мы», «наши») и мухадского рутульского (Нуха – Нухъа – Нухъай; ср. в борчинско-хиновском диалекте «йи-хъуIнобы, йу-хънар» - «мы»). Одно ясно, что до Х-ХII вв. цахский и мухадский языки представляли собой диалекты йихъийско-албанского языка, который господствовал в бассейнах Самура, Куры и Алазани.

… в Шекинском районе: Шин (древнее поселение, рядом находятся памятники, связанные с Кавказской Албанией), Гай нар (по сведениям, часть села переселилась на плоскость и слилась с другим хозяйством), Шорсу (отселок от Борча), Даш-юз (отселок от Борча); в Кахском районе: Хырса (отселок от Борча, аул сложился в 30-40 гг. XX в., ныне - более 80 семей)».

В России, в Дагестане, рутульцы представлены как отдельный народ со своим языком, своей письменностью, а в Азербайджане, по данным переписи 1999 года, рутульцы как этнос, нация не представлены, хотя исследователь Г.Х.Ибрагимов, доктор филологических наук, профессор в журнале «Народы Дагестана», № 1, 2006 г. также сообщает, что: «... число рутульцев в Азербайджанской республике установить практически невозможно. По моим данным, в Азербайджане рутульцев более 20000 человек».

Мне недавно стало известно, что в рутульских легендах и топонимике упоминается царь Ваче. Скажите, царь Ваче и почитаемый армянами царь Вачаган Барепашт (Благочестивый) это одна и та же историческая личность?

Насколько мне известно – это разные исторические личности. Но они имеют близкое родство. Вачаган Благочестивый приходится племянником царя Ваче, легенды о котором до сих пор сохранились в народных преданиях, в частности, у рутульцев и лакцев. (С именем Ваче связывают лакское село Вачи и горный перевал в селении Мюхрек Рутульского района.)

Доказательством служит ниже приводимые документы из истории Древней Албании: «В 487 году албанским царем становится последний представитель Аршакидской ветви Вачаган III, являвшийся племянником царя Ваче II: «жители Албании, снова соединившись в одно царство, взяли из детей царских храброго, мудрого, рассудительного и высокого ростом Вачагана, сына Иездегерда, брата Ваче, царя албанского, возвели его на престол с помощью Валарша, царя Персидского».

«Стремясь окончательно ликвидировать самостоятельность Албании, сасаниды в 461 г. упразднили здесь царскую власть, превратили страну в свою провинцию и передали управление ее марзбанам, резиденцией которых избрана Партав (Барда). Мовсес Каганкатваци пишет об этом времени: «От Ваче до благочестивого Вачагана в продолжение 30 лет Агвания (Албания) оставалась без царя, потому что злобный и нечестивый царь персидский неистовствовал… хотел уничтожить все царства мира…»

Господин Дашлай, Вы являетесь одним из общественных деятелей, подписавших нашумевшее Обращение к молодым соотечественникам в Азербайджане. Скажите, пожалуйста, как лично Вы воспринимаете это Обращение: как способ достижения всеобщего мира на Южном Кавказе, или как метод борьбы с ассимиляционной политикой Азербайджана? Поправьте, пожалуйста, меня, если в вопросе не отражены Ваши намерения.

Для меня наиболее важное – это прекращение войны. Как говорится, плохой мир лучше, чем хорошая война. Но, тем не менее, я против насильственной ассимиляции малых народностей более многочисленными и сильными народами. Каждый народ должен иметь свою историю, свою культуру. Я знаю Азербайджан и азербайджанцев не понаслышке. Мне приходилось работать в Азербайджане. Я был в Баку, Куба, Сальянах, в Али-Байрамлы, в Хачмасе, в Кахи, в Кусарском районе и т.д. Более всего меня удивляло то, что часть азербайджанцев абсолютно убеждены, что в Дагестане живут только «лязги», тогда как, пожалуй, во всем мире известно, что Дагестан – это, образно выражаясь, «гора языков».

Как известно, основа исламского мира, язык Корана – это арабский язык. И только среди азербайджанцев бытует убеждение, что мусульманский язык – это азербайджанский язык. Это не шутка! Это на полном серьезе. Бывало, что на улице кто-либо обращался ко мне на азербайджанском языке, и на мой ответ «я не понимаю, говорите по-русски», мой собеседник спрашивал: «А ты мусульманин?»
- Да, мусульманин.
- А почему не говоришь по-мусульмански?»

Мне приходилось жить среди разных народностей, но лишь в Азербайджане наблюдал такую картину – если ты не знаешь азербайджанского языка, то ты человек второго сорта. И не удивительно, что при такой политике представители маленьких народностей, проживающих на территории этого государства, вынуждены менять свою национальность, записываться азербайджанцами. Я против такой насильственной ассимиляции. И за это готов бороться.

Были ли в годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах потери среди молодых рутульцев, служащих в вооруженных силах Азербайджана?

Во время, условно названных в российской прессе «карабахские события», я имел возможность общаться с молодыми рутульцами. До того, как были установлены российские погранзаставы на территории Рутульского района, проживающие в Азербайджане рутульцы имели возможность переправлять молодых ребят призывного возраста в Дагестан, чтобы избежать насильственного отправления их властями Азербайджана на войну. Очевидцы (вынужденные беженцы) рассказывали, о том, как азербайджанские офицеры на трупах молодых рутульцев и представителей других автохтонных народов республики делали деньги. Сами же стреляли в спину призванным на войну солдатам, а потом за большие деньги отдавали тело родителям. К сожалению, после установления границы между Азербайджаном и Россией в начале нулевых годов, связь между рутульцами, живущими по разные стороны этой границы, фактически оборвалась.

Каким образом Вы надеетесь довести текст Обращения до живущих в Азербайджане сородичей?

К сожалению, после распада Советского Союза связи между рутульцами, живущими в Азербайджане и Дагестане, значительно ухудшились. Горные перевалы, связывающие Дагестан с Азербайджаном, а их на всей протяженности границы Азербайджана с Рутульским районом всего три, перекрыты российскими погранзаставами. Если лезгины, аварцы и цахурцы, проживающие в Азербайджане, хоть как-то пытаются противостоять ассимиляционной политике Азербайджана, то рутульцы Азербайджана, к величайшему сожалению, абсолютно не прилагают никаких усилий. Причины этому я приводил чуть выше.

Наши предки сохранили нам наш язык, донесли нам память о нашем самосознании. И мы, их потомки, должны бороться, чтобы сохранить для своих потомков то богатство, что передали нам наши предки. Довести до своих земляков, проживающих в Азербайджане, текст обращения можно при помощи более многочисленных народностей, таких, как лезгины, с некоторыми из их лидеров я общаюсь на сайте, а также при поддержке аварских джамаатов, проживающих в Азербайджане. Пока еще не поздно, но если уже сегодня не начать бить в колокола, то через каких-то полвека и вовсе исчезнет память о рутульцах Азербайджана.

Простите меня, но я вынужден Вам напомнить, что у руководства Азербайджана находятся люди, готовые ради сохранения своей власти на любые преступления. Войдя в противостояние с правящими в Азербайджане кланами, Вы вступили на достаточно опасный путь. Готовы ли Вы следовать по этому пути до конца?

Я уже получал многочисленные угрозы в свой адрес от азербайджанцев. Считаю величайшей глупостью с их стороны писать такие угрозы и оскорбления. Подписываясь под обращением, из-за которого и начались в мой адрес эти угрозы, я не призывал никого к войне с Азербайджаном. Я призывал к миру. Нельзя победить народ, в данном случае жителей Арцаха, который стремится к независимости, и насильно вернуть ради так называемой «территориальной целостности» в свое подчинение. Искусственно сдерживаемая в Советское время война за отделение Арцаха от Азербайджана когда-нибудь должна была привести к ужасным последствиям. И сегодня реваншистские попытки Азербайджана ни к чему хорошему не приведут. Эта война и без того принесла много горя и армянскому и азербайджанскому народам. Хватит! Хватит войны и кровопролития.

Я еще раз это подчеркиваю, и вновь подписываюсь под словами Обращения.

Спасибо, господин Дашлай. Мы от всей души желаем Вам и всему рутульскому народу мира, счастья и процветания.


Поделитесь с друзьями:



Предыдущая новость: Следующая новость:
С Днем святого Валентина: любовь может убить человека, доказали британские ученые
С Днем святого Валентина: любовь может убить человека, доказали британские ученые
В преддверии Дня святого Валентина британские медики доказали, что...
Режиссер Стивен Спилберг и сценарист Стивен Зайлян собираются снять фильм о Геноциде армян
Режиссер Стивен Спилберг и сценарист Стивен Зайлян собираются снять фильм о Геноциде армян
Всемирно известный режиссер, основатель действующего в США фонда...
Глава Генштаба предъявил ультиматум российскому ОПК и рассказал, когда ждать удара по Ирану
Глава Генштаба предъявил ультиматум российскому ОПК и рассказал, когда ждать удара по Ирану
Противостояние Минобороны России и отечественных предприятий...

  • ИЛЬГАР 14 февраля 2012 18:28
    ПРИВЕТ ВСЕМ ЧИТАЯ ТОКОЕ СТАТЮ ВСПОМИНАЮ ПРО ЛИСЫ И ВОРОНА НАДЕЮСЬ ВСЕ ЗНАКОМЫ С ЭТИМИ ПЕРСОНАЖАМИ
  • X 14 февраля 2012 21:47
    "Сами же стреляли в спину призванным на войну солдатам, а потом за большие деньги отдавали тело родителям"---господи,а вы азеры, действительно недолюди...
    Дихлофос тлоько спасет все народы от вас
  • АЗЕРСКИЙ 15 февраля 2012 00:44
    ПОЛНЫЙ БРЕД! Очередная фальсификация из армянских сочиненных источниках.
  • ИЛЬГАР 15 февраля 2012 09:40
    ПРИВЕТ ВСЕМ ЕСЛИ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ТО ВСЕ КТО БЫЛЬ НО ВОЙНЕ ЗНАЮТ ЧТО ЭТО АРМЯНЫ МЕНЯЛИ НАШИХ УБИТЫХ НА КАНМСТРО БЕНЗИНА
  • вардан 21 февраля 2012 00:17
    опять аярмни виноваты вашых грехах.карабахе арбаджанцы большие денег покупали армян.и не надо тут ля-ля.да и еше вы сами убили и издевалис над телом бедных людей ходжалу.бох свидетел.геноцида было с вашу милыстю.если в стране 5 летний девочку аристуют что сказать об остолных.вы не даете других наций внутри страны читать и писать родном языке.так вы и с армяными сделали.у нас армений всех городах азрбаджанцы имели школу где изучали только на радном языке. а у вас армяни не имели.я это точно знаю.моий родные жили баку и сунгайте.говорили толко по русский.ва всех вашых грехах виноваты все только не вы.бох дал вас все кроме мазгов и сердце. у вас это нету.да и ваша музыка ,песний,танцы,кухня это наша.это клад армян внутрий вашей страны.вы далгу.да и еше армяни не менялий пакойники за канистр бензина.хватить врать нагло.
  • hamlet 21 февраля 2012 00:19
    армяни анин ашкыд
  • ИЛЬГАР 14 февраля 2012 18:28
    ПРИВЕТ ВСЕМ ЧИТАЯ ТОКОЕ СТАТЮ ВСПОМИНАЮ ПРО ЛИСЫ И ВОРОНА НАДЕЮСЬ ВСЕ ЗНАКОМЫ С ЭТИМИ ПЕРСОНАЖАМИ
  • X 14 февраля 2012 21:47
    "Сами же стреляли в спину призванным на войну солдатам, а потом за большие деньги отдавали тело родителям"---господи,а вы азеры, действительно недолюди...
    Дихлофос тлоько спасет все народы от вас
  • АЗЕРСКИЙ 15 февраля 2012 00:44
    ПОЛНЫЙ БРЕД! Очередная фальсификация из армянских сочиненных источниках.
  • ИЛЬГАР 15 февраля 2012 09:40
    ПРИВЕТ ВСЕМ ЕСЛИ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ТО ВСЕ КТО БЫЛЬ НО ВОЙНЕ ЗНАЮТ ЧТО ЭТО АРМЯНЫ МЕНЯЛИ НАШИХ УБИТЫХ НА КАНМСТРО БЕНЗИНА
  • вардан 21 февраля 2012 00:17
    опять аярмни виноваты вашых грехах.карабахе арбаджанцы большие денег покупали армян.и не надо тут ля-ля.да и еше вы сами убили и издевалис над телом бедных людей ходжалу.бох свидетел.геноцида было с вашу милыстю.если в стране 5 летний девочку аристуют что сказать об остолных.вы не даете других наций внутри страны читать и писать родном языке.так вы и с армяными сделали.у нас армений всех городах азрбаджанцы имели школу где изучали только на радном языке. а у вас армяни не имели.я это точно знаю.моий родные жили баку и сунгайте.говорили толко по русский.ва всех вашых грехах виноваты все только не вы.бох дал вас все кроме мазгов и сердце. у вас это нету.да и ваша музыка ,песний,танцы,кухня это наша.это клад армян внутрий вашей страны.вы далгу.да и еше армяни не менялий пакойники за канистр бензина.хватить врать нагло.
  • hamlet 21 февраля 2012 00:19
    армяни анин ашкыд
Мужеству ленинградцев
Я - Айвазовский, родом из Крыма
Армянские эскизы Ашота Джазояна
ФИЛЬМ
Руководитель "Нораванка" о прессе диаспоры и газете "Ноев Ковчег"
    Follow NovostiNK on Twitter Каталог Yerevan-city.com  
RSS