Отечественная авиация вновь попала в зону турбулентности, хотя находилась там, судя по ситуации, все последнее десятилетие, а точнее – с момента банкротства компании «Армавиа» в 2013 году. За это время армянское небо не спасли ни режим Оpen skies, через расползающиеся дыры которого навсегда улетели 13 иностранных авиакомпаний, ни политика лоукостеров, активным популяризатором которых была председатель Комитета гражданской авиации РА и «просто красивая девочка из Дании» Татевик Ревазян, попутно умудрившаяся в 2020 году впервые в истории армянской авиации пополнить черный список по безопасности полетов ЕС местными авиаперевозчиками, причем в одном ряду с коллегами из Конго, Ливии, Непала и Сьерра-Леоне.
Теперь, даже по самым осторожным прогнозам заместителя министра территориального управления и инфраструктур Армена Симоняна, совершать полеты в Европу наши авиаторы смогут не раньше чем через два года. Между тем в минувшем ноябре в прессе появились слухи о крахе еще одного авиационного проекта, широко разрекламированного властями в 2021 году. Именно тогда, на завершающем этапе досрочной парламентской гонки состоялась презентация нового армянского национального авиаперевозчика с арабскими корнями, но базирующегося в ереванском аэропорту Звартноц. Причем непонятное название Fly Arna, аббревиатура которого мудрено расшифровалась то ли как «Армянские национальные авиалинии», то ли как «Арабские национальные авиалинии» – кому как удобно по ситуации, – видимо, и была рассчитана именно на такой эффект. «Ну что ж, как судно назовешь – так оно и полетит» – не обошли эту тему стороной сетевая общественность и пресса, удачно обыгрывая известную поговорку в своих заголовках.
С опасением к новой компании отнеслись и многие авиаторы. Так, эксперт в сфере авиации Навик Хачатрян не считает верным создание национального авиаперевозчика Fly Arna по подобной схеме. «Лучше совсем его не иметь, чем это будет лоукостер с большой долей иностранного капитала. Откуда мы знаем, что в будущем Турция не приобретет эту компанию и акции не окажутся в их руках?» – говорит он.
Впервые о новой компании заговорили в 2021 году после соглашения о совместном предприятии между эмиратским перевозчиком Air Arabia и учрежденным в 2019 году Фондом национальных интересов Армении (ANIF), с расчетом, что 49 процентов ценных бумаг принадлежат арабской компании International Business Company (FZE), аффилированной с авиакомпанией Air Arabia, 49 процентов – ANIF от армянской стороны, а владельцем двух процентов акций является ливанский экономист и бизнесмен армянского происхождения, представитель деловых кругов ОАЭ, Ливана и других стран Ближнего Востока, гражданин РА Варужан Нергизян. По некоторым данным, пакет акций распределен несколько в другом соотношении: 51 процент – у ANIF и 49 процентов у Air Arabia.
В начале мая 2022 года компания получила сертификат эксплуатанта и через два месяца выполнила свой первый рейс из Еревана в египетскую Хургаду. Но уже через год громкие заявления властей о том, что «Флай Арна» открывает новую эру гражданской авиации Армении, обернулись довольно жестким приземлением, а имевшиеся в авиапарке всего два самолета без шумного пиара перелетели за кордон. «Перебежчики», один из которых тихонько был выведен из реестра воздушных судов РА еще в ноябре прошлого года, а другой – в феврале нынешнего, обнаружились в Арабских Эмиратах под крылышком своей бюджетной, а значит, не очень щедрой родительницы Air Arabia.
Зато финансовое великодушие проявила армянская сторона, выделив при старте на развитие компании 10 млн долларов казенной валюты через ANIF. Но в 2023 году, когда крутое пике Fly Arna стало особенно очевидным, власти вновь поспешили на помощь своему детищу, увеличив за счет армянских налогоплательщиков уставной капитал еще на 5 млн долларов, что, впрочем, не спасло «национального перевозчика» от крушения. Как считает бывший советник «бархатного» премьера по вопросам авиации Акоп Чагарян, ситуация была весьма предсказуемой изначально. «Заявления Пашиняна или его правительства о том, что это наш национальный перевозчик, еще не делают компанию таковой, тем более «Флай Арна» работает в формате государственно-частного партнерства. Авиакомпания, выбравшая бизнес-модель лоукостера, не может быть национальным перевозчиком и, по сути, является очередным блефом правительства Пашиняна», – отметил он.
Блеф вскрылся к концу второго года задержками и отменой рейсов, невозвратом стоимости билетов, отсутствием соответствующего сервиса и прочими недочетами, что вскоре отбросило эту компанию в разряд неконкурентоспособных. Следом поползли слухи о неблагополучии внутренней кухни, а пресса запестрела красноречивыми заголовками: «ANIF – в центре коррупционных преступлений», «Неразбериха в руководящем органе АНИФ», «Почему национальный авиаперевозчик прекращает полеты», «Что не поделили в армянском небе инвесторы из ОАЭ и местные власти», «Финансовые тучи грозят спустить Fly Arna с небес», «После проверки деятельности международной структуры правительство предприняло резкие шаги», «Что обнаружила в АНИФ Государственная контрольная служба?»…
Таким образом, мальчиком для битья стал ANIF, созданный в 2019 году для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Армении в рамках партнерства «Предприниматель плюс государство». Предполагалось, что ЗАО будет действовать в сфере возобновляемой энергетики, сельском хозяйстве, здравоохранении, сфере услуг и туризма. Именно через эту структуру были направлены десять миллионов долларов в поддержку проекта Fly Arna, что сделало Армению первой в мире страной с иностранным лоукостером в статусе национального перевозчика. Сомнительное первенство, если учесть, что с прошлого года структура сама оказалась в центре внимания правительственных органов и общественного беспокойства, поскольку недочеты компании уже невозможно было скрыть даже за оптимистичными прогнозами ее владельцев.
Изучением деятельности АНИФ занялись сразу три организации – Международный валютный фонд, Государственная контрольная служба и Комиссия по предупреждению коррупции, а результаты по отдельным эпизодам, связанным с неэффективным использованием фондом ANIF полученных от государства финансовых ресурсов, уже направлены в правоохранительные органы. Впрочем, полное расследование еще не завершено, но уже известно о кадровой чехарде, приеме на работу случайных людей по принципу родства или кумовства, завышенных окладах, отсутствии транспарентности, злоупотреблении должностными полномочиями, хищениях, в результате которых компании был причинен ущерб в особо крупном размере.
Причем злоупотребление должностными полномочиями в частной сфере, а также хищение вверенного имущества, согласно УК РА, считаются коррупционными преступлениями. И это в том случае, когда Пашинян трубит везде, что с коррупцией как проклятым наследием «бывших» властей давно покончено. Ну почти покончено, пока не подросли до уровня профессионалов свои собственные взяточники.
С другой стороны, пока соавторы проекта отмалчиваются за формулировками «тайна следствия» или «коммерческая тайна», экспертные круги говорят о различных версиях провала совместного авиапредприятия. В частности, причиной мог стать конфликт между РА и иностранным инвестором Air Arabia, которого интересовали льготы государства, например юридическое закрепление за ним статуса национального перевозчика, что дает соответствующие преференции. И хотя власти якобы опасаются, что предоставление льгот какому-либо перевозчику создаст неравные условия на рынке и в итоге приведет к монополии, тем не менее конкурент вскоре все же появился. Это дочернее предприятие молдавского лоукост-перевозчика – FlyOne Armenia, принадлежащее семье депутата и бизнесмена Хачатура Сукиасяна. По итогам 2022 года компания даже заняла позицию лидера на рынке авиаперевозок Армении по количеству перевезенных пассажиров. А с 8 сентября 2023 года, согласно данным издания Hetq.am, FlyOne Armenia стала эксплуатантом борта номер один, обслуживающего высокопоставленных должностных лиц Республики Армения.
Таким образом, вывод своих капиталов и уход с армянского рынка арабских партнеров Fly Arna вполне понятен. «Вынужден признаться, что данная программа провалилась, но следует учитывать сопутствующие тому обстоятельства. Во-первых, это решение было принято в период эпидемии коронавируса и, по сути, несколько авиакомпаний, которые связывали Армению с внешним миром, из-за пандемии прекратили полеты в Армению. В той ситуации мы приняли решение, по сути, доверив управление компанией одному из крупных внешних игроков на этом рынке. Но позже рыночная конъюнктура тоже претерпела определенные изменения, на рынке появились новые компании, и «Флай Арна» не выдержала конкуренции. Да, это плохая история, и определенные выводы делаются», – как ни в чем не бывало заявил в конце марта этого года на заседании кабмина Пашинян – так, как будто речь шла о бесполезной безделице, а не о выброшенных на ветер миллионах долларов, собранных с налогоплательщиков.
При этом премьер забыл, как два года назад на торжествах в честь открытия новой авиакомпании пафосно вещал: «Это было нашим политическим обязательством, чтобы за годы нашей власти в сфере авиации произошли существенные изменения, а цвета нашего государственного флага должны появиться на все большем количестве самолетов. В этом смысле наша страна станет перекрестком, откуда люди отправляются в путешествие и куда возвращаются, куда люди едут на отдых, знакомство, туризм, и эти люди хранят в своих сердцах частичку Армении и что-то берут с собой. А еще, куда вернутся домой навсегда наши соотечественники из диаспоры».
Но идефикс «бархатных» властей превратить международный аэропорт Звартноц в авиационный хаб так и остался идеей фикс, поскольку ни транзитных рейсов, ни массово приземляющихся самолетов с соотечественниками из Нью-Васюков в Ереван на ПМЖ так и не случилось. Как не случилось и множества других громких обещаний и проектов… Но это уже другая история.
Что касается авиакомпании Fly Arna, то в феврале текущего года итоги ее краткосрочного полета подвел на заседании парламента депутат от блока «Армения» Тадевос Аветисян, отметив, что это была еще одна порция безграничного популизма правительства в обмен на голоса по досрочным выборам в парламент. Лопается очередной государственный инвестиционный пузырь, и теперь, как считает Тадевосян, пришло время «всеобещающим» и в очередной раз провалившимся чиновникам и обслуживающим их правоохранительным органам дать ответы как минимум на следующие вопросы: чья некомпетентность стала причиной провалов в управлении компанией, какие негативные последствия будет иметь для имиджа авиационной Армении приостановка деятельности компании, кто ответит за потерянные госсредства и злоупотребления в этой инвестиционной программе? «В конце концов, хотелось бы знать, есть какая-либо инвестиционная программа, которую власти «открыли», а ее потом не постигла такая же судьба?»
Как показывает опыт, на неэффективные инициативы некомпетентное правительство продолжает распылять колоссальные средства госбюджета, собранного за счет налогоплательщиков и многомиллионных кредитов, выпрошенных у международных заимодавцев. Видимо, «бархатные» власти уверены, что к моменту их выплаты сдохнет или ишак, или падишах. В крайнем случае, бремя финансовых долгов по фейковым проектам, в том числе и за развалившуюся авиацию, ляжет на плечи будущих поколений…
Александр Маркосян, Ереван