Армянский бизнес-клуб Yan – это премиальный клуб для предпринимателей и топ-менеджеров, объединяющий лидеров бизнеса для обмена опытом и расширения круга знакомств.
– Почему именно армянский? И может ли бизнесмен другой национальности войти в ваш клуб, ведь он считается закрытым?
Сергей Кравченко:
– На самом деле первая ключевая история создания самого клуба – так как мы связаны с армянским обществом. У меня в бухгалтерском бизнесе порядка 1000 клиентов по всей России. Около 50 клиентов – ребята из Армении, у которых бизнес здесь, в России, либо бизнес, в котором Россия и Армения связаны. И мы увидели вот такую проблему: у очень многих ребят бизнес развивался из ремесленничества или по интуиции, и кажется, что не хватало системных знаний в области финансового планирования, менеджмента, делегирования. И первая идея была создать клуб как систему образования, но не в чистом виде, как это преподается в университетах, а именно когда люди обмениваются опытом, приглашают серьезных спикеров, экспертов. Давать им системные знания, чтобы их бизнес мог кратно расти. Это была первая идея.
Моя супруга, ее зовут Ануш Алексанян – она тоже является сооснователем клуба. Она уже состояла в определенном армянском сообществе предпринимателей, которое на тот момент распадалось, и была цель – сохранить то сообщество, которое существовало. Так что все сошлось воедино. Плюс еще к этому в 20-м и 21-м году я являлся ментором бизнес-клуба «Атланты» – это клуб Рубена Варданяна и Михаила Воронина по маркетингу и продажам. Те знания по организации сообщества, которые были получены тогда, тоже пришлись к месту. Кстати, по вопросу заявления в поддержку Рубена Варданяна мы пошли через бизнес-клуб «Атланты». Я лично участвовал только в формате подписи, самим вопросом занимался отдельный человек. Обращения направлялись в правительство Азербайджана о том, чтобы проявить гуманность.
– Вы сказали, что Вы – основатель клуба Yan, Ерванд Бадалян – второй основатель, третий основатель – это Ваша супруга Ануш. Кто участвовал еще?
С.К.: – У нас есть еще четвертый основатель – это Марина Манучарян. Она также является лидером женского сообщества внутри самого клуба.
– Мне хотелось бы услышать сейчас мнение Ерванда Бадаляна. Насколько мне известно, Вы – эксперт в области природных камней. Мы узнали, что Сергей Кравченко занимается бухгалтерским бизнесом, а у Вас какой основной бизнес?
Ерванд Бадалян:
– Я тоже являюсь предпринимателем. Как Вы уже сказали, я – эксперт в области природного камня. Занимаюсь поставками армянского строительного камня на российский рынок – травертин, туф и так далее. Хотел бы отметить, что у всех наших основателей есть свой основной и уже состоявшийся бизнес. Все мы являемся лидерами своих компаний, и у каждого из нас есть огромный багаж знаний и большой опыт в сфере ведения бизнеса. Это очень важно, чтобы было понимание, что бизнес-клуб создан не для того, чтобы кормить нас, сооснователей.
Бизнес-клуб также является своего рода социальным проектом, отчасти потому, что каждый армянский предприниматель среднего звена, который только переехал в Россию либо лет 10 находится в России, нуждается как в знаниях в бизнес-сфере, так и в окружении, что важно отметить. Нашими резидентами являются те ребята, которые эксперты в своих бизнесах, в своих сферах, и каждая цепочка знакомств ценна для любого нового резидента.
– Вот уже скоро будет год, как вы основались. Есть уже какой-то результат вашей работы?
С.К.: – На сегодняшний день у нас 70 действующих резидентов. Для понимания, в целом в Москве сейчас работает 80 бизнес-клубов.
– А сколько из них – армянских?
С.К.: – Армянских, полноценных, именно московских – первый – это мы. Потому что есть еще один армянский клуб, который работает по франшизе из Еревана. Кстати, ему уже 3 года.
– Вы с ними сотрудничаете? Или конкурируете?
С.К.: – Контактируем. На самом деле конечно же конкурируем.
– У вас здоровая конкуренция?
Е.Б.: – Вполне.
– А если бизнесмен состоявшийся, он знает свое дело, у него достаточно хорошая прибыль – зачем ему идти в ваш клуб? Какой резон? Что вы ему можете дать нового?
С.К.: – На самом деле предприниматель – это человек, который забрался на вершину. А что чаще всего мы встречаем на вершине? Это одиночество. То есть в реалиях жизни состоявшийся бизнесмен в определенной степени – это одинокий человек, потому что он не может со всеми откровенно поделиться.
– Что значит – «одинокий»? Что, у него нет семьи? У него всё есть, зачем ему еще что-то? Или Вы имеете в виду, что он одинок в своем бизнес-окружении?
С.К.: – Да, именно в окружении, на равных. Хорошо, когда есть равные тебе люди, с которыми ты можешь поговорить. Вот у тебя происходит в жизни что-то, 90% – это то, чем ты можешь поделиться с кем-то, поговорить с семьей, с родственниками, 5% ты можешь обсудить с друзьями, но всегда остается еще 5%, которыми ты ни с кем, к сожалению, не можешь поделиться, потому что тебя просто не поймут.
– И вот эти 5% дополняете вы? А стоит ли за этими 5% к вам идти?
С.К.: – А это очень важные 5%.
– Кстати, как дорого к вам войти в клуб?
Е.Б.: – Совсем недорого.
С.К.: – Да, на самом деле совсем недорого. У нас есть регистрационный взнос – это 100 тысяч рублей, и либо ежемесячный платеж – 36 тысяч рублей, либо сразу же за год 360 тысяч рублей.
– Для бизнесмена средней руки это не такая уж большая сумма. А если он получит еще и 5% дружбы – это будет очень ценно.
С.К.: – Сложно найти друзей во взрослом возрасте.
– Под друзьями Вы, наверное, имеете в виду тех людей, которые и по работе, и по нравам похожи?
С.К.: – Да, которые понимают вас.
– Которые будут понимать Вас и Вы можете поделиться своим опытом, да?
С.К.: – Абсолютно, верно. Когда вы среди равных, получается. То есть снимаем все маски и находимся среди равных. На самом деле, кроме этого, есть огромная проблема у предпринимателей – «стеклянный потолок», потеря драйва, ощущение белки в колесе. И вот с этими моментами в первую очередь помогает бизнес-клуб.
Е.Б.: – Я тоже дополню по этой части. Приведу пример, чтобы было более понятно. Каждый предприниматель в своем бизнесе варится с утра до вечера.
– В своем соку.
Е.Б.: – Да, правильно Вы сказали. В кастрюле. И эта кастрюля закрыта, и у нее есть определенные границы. Команда, сотрудники, оплата счетов, контрагенты и так далее. Помимо этого, предприниматель более ничего не видит. А мы предлагаем возможность выйти из этой кастрюли.
– Выпустить пар из кастрюли.
Е.Б.: – Да, и помимо этого, еще приобрести знакомства в бизнес-сфере, которые потенциально могут стать клиентами, и нарастить свою базу. На самом деле это тоже важно. Потому что, когда ты каждый день варишься в своей кастрюле, ты не видишь, как другие кастрюли превращаются в какие-то более масштабные. Так что мы как раз предлагаем вот это время потратить на получение нового окружения, новых знаний. Тем более когда эти знакомства среди соотечественников. Ведь каждый армянин, который попадает в Россию, по сути, отрывается от своего окружения в Армении.
– А я считаю, здесь не обязательно делать ставку на тех, кто приехал, потому что сегодня в России проживает около 3 миллионов армян и среди них очень большое количество предпринимателей, и не только в Москве. Кстати, к вам в клуб могут попасть только москвичи?
Е.Б.: – Нет. К нам может поступить бизнесмен из любого города.
– Приведите, пожалуйста, пример ваших мероприятий за этот год.
Е.Б.: – На самом деле за этот год у нас прошло больше 100 мероприятий.
– То есть, получается, каждую неделю по 2 мероприятия? Или даже больше? Какие были главные мероприятия?
Е.Б.: – Есть 3 типа мероприятий. Есть мероприятия групповые – это форум группы, соответственно, эта та зарубежная технология, которая была изобретена в США и привезена к нам 10 лет назад. В чем суть. Эта методика называется форум-группа, где 8–10 человек, равных по статусу, не конкуренты, не друзья, встречаются раз в месяц и по определенной технологии с профессиональным модератором делятся и обсуждают те 5% своей жизни, которые они ни с кем не могут обсудить. Это первая часть.
Есть спикеры. Они выступают у нас в резиденции. В основном это уже взрослые, состоявшиеся предприниматели. Из последних – это Ойгуль Мусаханова – основательница и генеральный директор сети семейных ресторанов Ribambelle. На сегодняшний день у них 7 ресторанов – в России, в Дубае, в Катаре, в Узбекистане.
– Они – члены вашего клуба?
Е.Б.: – Мы приглашаем топовых предпринимателей, именно опытных, которые приходят и делятся опытом.
– То есть приходит известный бизнесмен или бизнесвумен, которые добились успехов в своем бизнесе, и делятся своим опытом в вашем клубе?
С.К.: – Совершенно верно.
– Скажите, пожалуйста, а кто из известных или более-менее известных бизнесменов сегодня является членом вашего клуба?
С.К.: – Мы не гонимся за успешностью, но, во-первых, с нами Никита Айрапетов – это финансовый директор «Бургер Кинг Россия» – больше 100 млрд руб. выручки. Для понимания масштаба человека, у него только штат аналитиков – 60 человек. В России это одна из крупнейших сетей на сегодняшний день. И еще хотелось бы назвать двух наших резидентов. Я не знаю, насколько они известны или нет, но у нас есть Айк Петросян – это собственник и генеральный директор мебельной фабрики «Слон», которая располагается в Орле, и у него сеть магазинов по России, в том числе в Москве. Это корпусная мебель, кухни и довольно-таки большой, серьезный бизнес. У нас есть Карине Мартиросян – это основатель и гендиректор сети стоматологических клиник «Специалист». Они работают уже почти 30 лет, и это довольно большая сеть в Москве.
Е.Б.: – Помимо стоматологии, у нее есть разные виды бизнеса. Один из наших резидентов – член семьи, которая производит воду «Апаран», как пример. Это их семейный бизнес.
– Какой оборот средств бизнесмена достаточен, чтобы войти в бизнес-клуб Yan?
Е.Б.: – Мы на самом деле жестко не ставим определенную границу, но желательно, чтобы у предпринимателя годовой оборот был от 20–30 млн рублей и выше. Подчеркну – годовой оборот. Потому что именно с этого оборота можно понять, что человек занимается предпринимательской деятельностью, а не ремесленничеством. Для нас очень важно, чтобы к нам приходили люди, которые стремятся развивать, стремятся делать что-то новое, стремятся строить команды и так далее. Ремесленников мы тоже, кстати, можем принять и принимаем.
– А кого Вы называете ремесленниками?
Е.Б.: – Это ребята, которые занимаются, можно сказать, бизнесом, но все делают своими руками и ничего больше.
С.К.: – Я бы еще дополнил. Топ-менеджеры к нам тоже могут присоединиться. У нас есть несколько топ-менеджеров российских компаний.
– А какие планы у бизнес-клуба?
Е.Б.: – На ближайшие месяцы у нас есть план – собрать всех наших резидентов и отметить день рождения клуба. И мы хотим пригласить других потенциальных наших резидентов – других предпринимателей, кому это будет интересно. Думаю, интересно будет многим.
– Это будет масштабное мероприятие?
Е.Б.: – Да. И из других масштабных мероприятий у нас планируется в июле слёт в Армении – наверное, это будет вторая неделя июля, мы это еще точно укажем.
– Почему в Армении и что за слёт, расскажите, пожалуйста.
Е.Б.: – Как мы знаем, многие армяне летом уезжают в Армению отдыхать. И чтобы не упустить момент и не сокращать наши мероприятия, мы решили, что каждый год клуб тоже будет приезжать в Армению на отдых, и мы таким образом будем собирать там наших резидентов и в том числе местных предпринимателей, чтобы создать своего рода мост Москва – Ереван.

– Поскольку Вы упомянули Ереван, насколько политическая ситуация в Армении влияет на деятельность вашего клуба здесь и на все эти мероприятия, которые вы проводите в Армении?
Е.Б.: – Пока мы с проблемами не сталкивались. Возможно, мы еще маленькие по возрасту и по количеству резидентов.
– То есть внутриполитическая ситуация в Армении пока не влияет на деятельность вашего клуба и на ваши поездки в Ереван?
С.К.: – Абсолютно верно. Но мы конечно же не знаем, что будет дальше, когда мы станем заметнее. Я бы хотел добавить про планы. Мы – один из немногих клубов в Москве, у которых появилось свое мобильное приложение. То есть у нас есть полноценное мобильное приложение для резидентов – первую итерацию мы запустили, и она доступна в AppStore и в Google Market, резиденты могут в ней обмениваться опытом. Дальше мы хотим пойти вперед – у нас есть мечта, чтобы в нашем приложении был зарегистрирован весь бизнес, и любой человек, который приезжает в любой город России, в любой город мира, мог зайти в приложение и посмотреть: «Так, кто работает здесь, к кому можно зайти на чашечку кофе и чьими услугами можно воспользоваться?»
– А благотворительностью вы занимаетесь?
Е.Б.: – Что касается благотворительности. Мы сейчас в поиске социального проекта, в котором мы все могли бы участвовать – всем клубом, всеми резидентами.
– То есть вы хотите заниматься благотворительностью, это есть в ваших планах, но пока не намечены направления?
Е.Б.: – Мы пока изучаем этот вопрос. Потому что есть разные варианты. Самый прозрачный, лежащий на поверхности – это уделять больше внимания молодежи в плане образования, предпринимательства. Но это то, что на поверхности. Очень хочется взять какой-нибудь архитектурный объект и заняться его восстановлением. Это прямо два основных запроса.
– Итог таков: двери клуба Yan открыты для всех предпринимателей, которые видят свое будущее в развитии и в системном подходе к бизнесу.
Беседу вел Григор Григорян