Понедельник, 22 июля, 2024

В обход Армении: как Турция использует Палестину для перекройки торговых путей

Турция продолжает политику развития транспортных артерий между Востоком и Западом и стремится всячески помешать реализации маршрутов с Юга на Север (и наоборот), в которых свою нишу может занять и Армения. И это несмотря на признание официальным Ереваном Палестины.

Читаемое
Турция продолжает политику развития транспортных артерий между Востоком и Западом и стремится всячески помешать реализации маршрутов с Юга на Север (и наоборот), в которых свою нишу может занять и Армения. И это несмотря на признание официальным Ереваном Палестины.
Анкара ведет активную работу по переделыванию традиционных логистических маршрутов и транспортных артерий. Ухудшение отношений все большего числа стран, в том числе и ЛАГ с Израилем из-за признания Палестины фактически заморозит все возможные маршруты, которые могли быть проложены в этом направлении. Это открывает перспективы для поддерживаемых Турцией транспортных инициатив.
Война на Ближнем Востоке, ситуация вокруг Суэцкого канала (из-за действий хуситов) и кампания по признанию Палестины ставят под угрозу транспортные проекты, которые могут быть реализованы на оси Север-Юг, однако увеличивают значимость коридоров на треке Запад-Восток.
Так, палестино-израильское противостояние уже заморозило на ближайшие годы идею создания «Экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа» (IMEC).
«Ближневосточный коридор» должен был стать первой инициативой по сотрудничеству в сфере связи и транспорта с участием Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии, ЕС, Франции, Италии, Германии и США. По некоторым данным, только Саудовская Аравия была готова инвестировать в мегапроект до $20 млрд.
Его цель — обеспечить бесшовную связь по маршруту Индия — ОАЭ – Израиль – Греция, подразумевая мультимодальный тип перевозок. По этой схеме грузы из индийского порта Мумбаи в контейнерах могли бы добираться до крупнейшей в мире искусственной глубоководной гавани Джабаль-Али (ОАЭ). Оттуда через погранпереход в зоне Гувайфат по железной дороге (включая саудовский город Харад) доехать до израильской Хайфы (порт принадлежит индийскому конгломерату Adani Group, — ред.), откуда морем направиться в греческий порт Пирей (на 67% принадлежит китайской государственной компании China Ocean Shipping Company (COSCO) – ред.) — ключевой пункт входа в ЕС для этого маршрута.
Указанный маршрут мог стать отличной альтернативой Суэцкому каналу. Коридор должен был быть реализован в обход Турции, позволить повысить роль ОАЭ и Саудовской Аравии среди государств Персидского залива в качестве важнейших узлов глобальных торговых путей, а Индии – стать ключевым игроком в регионе, создав альтернативу китайской инициативе «Пояс и путь» (охватывает более 30 международных организаций, порядка 150 стран, — ред). Кроме того, это позволило бы доставлять товары из Индии в страны ЕС за 10 дней (через Суэц в докризисный период они доходили за 18 дней и более — ред.).
Однако ситуация в Газе подорвала не только планы Индии, но и крайне осложнила цепочку поставок по морю. Так, по разным прогнозам, транзит судов через Суэцкий канал в июне сократится на 79,6% по сравнению с аналогичным периодом за 2023 год. В мае это падение составило 64,3%. Ситуация вокруг Суэца увеличила спрос на грузоперевозки по мультимодальным маршрутам, в том числе и тем, в которых Турция считается ключевой артерией.

«Дороги развития»

В 2023 году Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) сообщила о проекте, соединяющем юг Ирака с Турцией. Тогда же турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «Дороги развития» могут стать «новым Шелковым путем» для страны. Однако роль мегапроекта по созданию коридора для азиатско-европейской торговли в обход Суэца выросла в разы после известных событий в начале текущего года.
Уже в апреле 2024 года, во время визита Эрдогана в Багдад, Ирак, Турция, Катар и ОАЭ подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в рамках проекта «Дороги развития“. Предполагается, что товары из порта Гранд-Фау (строящегося недалеко от Персидского залива у города Басра при активном участии и финансировании ОАЭ, — ред) по железной дороге отправятся в турецкий порт Мерсин в Средиземном море. Сам коридор будет полностью готов к 2038 году, однако к концу 2024 года он уже начнет частично работать.
К этому времени запланировано открытие первых причалов порта Гранд-Фау, который будет превращен в один из крупнейших на Ближнем Востоке. Со временем в порту хотят построить терминалы по перевалке контейнерных, навалочных и наливных грузов. По данным Hellenic Shipping News к 2028 году порт может обрабатывать более 36 млн тонн контейнерных грузов и 22 млн тонн насыпных грузов.
Согласно заявлению министра транспорта Ирака Раззака Мухибиса Аль-Саадави, суммарная стоимость строительства железных и автомобильных дорог достигнет $17 млрд.
Железнодорожный маршрут проекта Дороги развития - Sputnik Армения, 1920, 28.06.2024
Железнодорожный маршрут проекта «Дороги развития» © Sputnik / Vahram Mkrtchyan
В настоящее время проекты транспортных коридоров активнее реализуются на треке Восток-Запад (Китай, страны Центральной Азии, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан, Турция, ЕС). Страны – участницы уже успели договориться о бесшовности маршрутов: подразумевает оцифровку всего бизнес-процесса, контрактацию в электронном виде, прослеживание передвижения товаров в онлайн-режиме, — и все это за короткий срок.
Более быстрый запуск транспортных проектов на треке Восток-Запад нивелирует значимость прорабатываемых логистических путей на оси Север-Юг. Речь идет о МТК «Север-Юг», МТК «Персидский залив – Черное море» армянского торгового коридора с подключением Индии, Ирана и стран ЕС и ЕАЭС.
Транспортные коридоры, связывающие Грузию и Иран при помощи автомагистрали Север-Юг - Sputnik Армения, 1920, 28.06.2024
Транспортные коридоры, связывающие Грузию и Иран при помощи автомагистрали «Север-Юг» © Photo : Shushanik Sargsyan
Турецкая инициатива также помешает Ирану проложить кратчайший к бассейну Средиземного моря маршрут через Ирак.
На этом фоне важно в кратчайшие сроки реализовать проекты оси Север-Юг, чтобы не отстать в гонке за передел логистических цепочек. В противном случае (после реализации логистических проектов на треке Восток-Запад) им сложнее будет составить конкуренцию уже реализованным на практике коридорам и перетянуть грузопоток.

Армению не ждут

Что касается турецкого проекта, то, учитывая осложненную морскую логистику, он бесспорно актуальный. Однако «Дороги развития» невыгодны ряду стран, так как проект не может быть сопряжен с маршрутами на оси Север-Юг.
Эрдогановская идея направлена на установление контроля над торговыми путями и товаропотоками, и на ослабление влияния России, Индии и Ирана в регионах. Нарастающее влияние Анкары и ее контроля над логистическими путями не сулит ничего хорошего и Еревану. Более того он может еще больше ввести страну в транспортную блокаду.
Армения может занять свою нишу и стать одной из важных артерий именно в проектах, реализуемых Россией, Индией, Ираном. В них она может интегрироваться через свою автомагистраль «Север-Юг».
В случае подключения Армении к маршрутам МТК «Персидский залив – Черное море», а также МТК «Север-Юг», товары из Индии, стран бассейна Персидского залива могут перевозиться в Иран (порт Чабахар), далее — в Армению и уже отсюда — в Россию (через порты или МАПП «Верхний Ларс»).
Страна получит ряд политических и экономических выгод, а также укрепит транспортные и транзитные позиции в регионе.
Лаура Саркисян
ИсточникSputnik Armenia
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Возрождение и развитие российско-армянских литературных традиций и диалога

16 июля в «Доме русской книги» в Ереване прошла презентация книги стихов «Новый день» Константина Шакаряна. 

Похожее