Анонсированный еще в начале лета моноспектакль «Анна и Лев» в постановке актрисы Светланы Устиновой и режиссера Ольги Хенкиной стал для армянского зрителя не просто театральной встречей с российскими служителями муз, но и эмоциональным сопричастием к личной драме великой поэтессы Анны Ахматовой и ее единственного сына Льва Гумилева на фоне трагических потрясений в истории большой страны.
Это потом о нем будут говорить как о многогранной личности: ученом, писателе, переводчике, археологе, востоковеде, географе, историке, философе, создателе пассионарной теории этногенеза. В достаточно зрелом возрасте Лев Николаевич даже начал писать стихи, наполненные символизмом и условностью, за что современники прозвали его «последним сыном Серебряного века». Но это потом. А в годы сталинских репрессий 4 ареста и 14 лет лагерей еще больше обострили и без того напряженные отношения между родными людьми. В спектакле представлена пронзительная драма о взаимоотношениях матери и сына, где Лев – сосланный осужденный, а Анна – королева русской поэзии Серебряного века и опальная поэтесса советской власти, которая ничего не могла сделать для спасения своего ребенка. Хотя и выстаивала 17 месяцев чудовищные очереди перед ленинградскими «Крестами», хотя не раз хлопотала за него перед «отцом народов», что отразилось в ее «Реквиеме», зазвучавшем в притихшем зале непроходящей болью и откровением: «Кидалась в ноги палачу»…
И хотя формат моноспектакля предполагает соло одного актера, тем не менее он выстроен как два полярных монолога в исполнении одной актрисы, которая на протяжении полутора часов держала зал в напряжении. Это рассказ о желании быть услышанными близкими людьми, о диалоге, которого добивались и мать, и сын, но который так и не состоялся. Спектакль Светланы Устиновой и Ольги Хенкиной приглашает зрителей задуматься не только о судьбе великого поэта в годы исторических сломов, но и об отношениях родных по крови, но одновременно чужих по духу людей. По мнению критиков, одной из самых мощных сцен спектакля стало зримое перевоплощение актрисы в образы двух своих персонажей. В камерном пространстве сцены без декораций Светлана Устинова предстает то арестантом, страдальцем, изгоем с клеймом «сына врага народа», то праздничной и раскованной Гумильвицей (так называл ее богемный Петербург) в черном вечернем платье в пол, которое еще минуту назад было лагерной робой, и с длинным мундштуком в руках вместо дешевой цигарки арестанта. А дальше эмоциональные монологи двух близких людей, каждый со своей правдой. Исповедь матери и обвинения сына. Недопонимание и обиды разрывают душу обоих, чему можно только сострадать и сопереживать. Но создатели спектакля сознательно не принимают ничью сторону, оставляя на суд зрителя размышления о том, почему самые близкие люди – мать и сын – трагически не понимают друг друга. Что за этим стоит? Суровость эпохи? Изломанность характеров? Разбитость судеб? Или просто конфликт поколений?
«Тонкая режиссура и виртуозная актерская работа перевоплощения на глазах у зрителя, когда не нужно скрываться за сложными декорациями, не вызывают у зрителя отторжения. Наоборот, заставляют сопереживать героям. Такой Устинову мы еще не знали. Удивительная глубина созданных ею образов заставляла замирать залы Лос-Анжелеса, Берлина, Парижа, Цюриха, Монако, Риги и Таллина. Во многих городах нашего турне зрители выходили со слезами на глазах. Это настоящее очищение, катарсис. Столь личный спектакль не может не затронуть армянского зрителя, где сильны семейные традиции», – говорит организатор показа и основательница Good Music Agency Нина Арутюнян, одновременно заметив, что широкой аудитории актриса знакома по многочисленным фильмам и сериалам, среди которых «Содержанки», «Домашний арест», «Триггер-2», «БУМЕРанг», «Магомаев». Ее театральные роли больше известны московским зрителям по МХТ им. Чехова, а ереванская публика впервые встретилась с актрисой на театральных подмостках лишь нынешней осенью, да еще в столь сложной драме. Итогом встречи стали долгие овации.
А прелюдией к спектаклю стал знаменитый пирог с черносливом, которым Ахматова любила угощать своих гостей и которым организаторы угощали зрителей в фойе театра. «Анна Андреевна была совершенно не приспособлена к быту. У нас даже есть ее строчка: «Не хочу жаловаться на скудное бытие, так как это никогда не волновало меня – в дамском смысле этого слова». Но при этом она была очень гостеприимна и любила принимать у себя в доме на Фонтанке друзей и поэтов. Это ее любимое лакомство, символ домашнего уюта и человеческого тепла. Мы хотим, чтобы зритель тоже почувствовал себя гостем у Ахматовой, вошел в ее мир, атмосферу дома, где вместе с разговорами о поэзии всегда находилось место простому человеческому теплу. Поэтому пирог с черносливом перед спектаклем – наш знак гостеприимства. Так каждый станет не просто зрителем, а гостем в ее доме и в ее душе. В этом она удивительно близка армянской традиции – принимать гостей, как свою семью», – объясняет задумку Светлана Устинова.
Для Армении Ахматова – фигура знаковая. По воспоминаниям современников, она обожала нашу страну, хотя сама никогда здесь не бывала. Но переводила армянскую поэзию на русский язык. Благодаря литературным переложениям армянских поэтов она стала частью нашей общей литературной памяти. Ахматова дружила с Мандельштамом, который называл ее Ануш. А Сарьян писал портрет Анны Андреевны в сложное для нее время, когда в августе 1946-го ее исключили из Союза писателей. Впрочем, и для него создать в те годы портрет опального поэта было сродни подвигу. Поэтесса позирует Мартиросу Сергеевичу в его московской мастерской на улице Горького близ памятника Юрию Долгорукому. Работая над созданием образа поэтессы, Сарьян сделал три карандашных рисунка. Один из них сегодня хранится в Третьяковской галерее в Москве, другой – в Италии, а третий – в Румынии. Как отметила Нина Арутюнян, история Анны Ахматовой способна затронуть любого, кто ценит человеческие ценности. «Исповедь «Анна и Лев» – именно такой случай. Мне важно, чтобы в моем любимом городе звучали эти истории. Ведь Ереван – мой родной город. Я хочу делиться здесь тем искусством, которое считаю настоящим и ценным», – подчеркнула собеседница.
Наталья Оганова
