В Москве 3 сентября в Покровском зале «Геликон-оперы» открылась ретроспективная выставка, которая представила нам творчество семьи Анопьян – Козодовых. Династия, объединившая за несколько веков художников и поэтов, философов и артистов, музыкантов и спортсменов, продолжается и сейчас. Это можно увидеть, познакомившись с семейным древом. Эти достойные люди внесли свой весомый вклад в культуру Москвы, Еревана, Нахичевани-на-Дону и солнечного Крыма. После выставки гостей ждал прекрасный торжественный концерт в великолепном зале княгини Шаховской.
Яркий представитель династии Анопьян – Николай Григорьевич Козодьян, известный прежде всего как художник-анималист. Он родился в Нахичевани-на-Дону 3 сентября 1912 года. Отец его, Григорий Николаевич Козодов, был служащим Первого Российского страхового общества. Постоянные разъезды и тяжелая работа рано подкосили его здоровье: он скончался, когда маленькому Коле было всего четыре года, его старшей сестре Изабелле – девять, а до рождения самого младшего – Григория – оставалось еще несколько месяцев. Мать Розалия Яковлевна, урожденная Анопьян, осталась одна с тремя маленькими детьми в самое сложное время – революция 1917 года уничтожила привычный жизненный уклад.
Розалия Яковлевна происходила из семьи, в которой очень уважали и поощряли занятия искусством. Ее воспитанием занимались родные сестры матери, которая рано умерла от туберкулеза. В семье хранились альбомы рисунков деда и прадеда, все члены семьи пели и умели играть на музыкальных инструментах, принимали участие в домашних театральных постановках. Старшие братья Розалии – Оноприос (будущий известный поэт и переводчик) и Григорий – писали стихи, рисовали, играли на рояле. Сама Роза, окончив Нахичеванское Гогоевское училище, увлеченно играла на сцене в Нахичеванском обществе любителей драматического искусства. Старшая сестра Николая – Изабелла – унаследовала артистический талант матери и любовь к театру. Она стала известной актрисой Музыкального театра и кино в Ереване.
Маленький Колик, как его называли в семье, рано начал рисовать. Он переписывался и обменивался рисунками с двоюродным братом Арменаком, который был для него примером. Впоследствии Арменак станет известным художником и хранителем наследия династии Анопьян и Кара-Мурза. Живя в такой артистической атмосфере, мальчик просто не мог не связать свою жизнь с искусством.
Первое художественное образование Николай получил в Ростовском художественном училище в классе Е.Н. Гольштейна, позднее наставником и руководителем его стал Андрей Семенович Чиненов. Уже в эти годы определилось главное его увлечение – анималистика. Его близкий товарищ, скульптор Евгений Викторович Вучетич, дружба с которым началась еще во время учебы в Ростове, писал: «…со временем это увлечение стало его художественной потребностью, главным содержанием его самобытного, редкого по особенностям дарования творчества».
1933 году Николай оканчивает училище, несколько лет работает декоратором в Ростовском Большом драматическом театре, а затем едет в Москву и поступает на художественно-графическое отделение Московского полиграфического института. Именно в этот период происходит окончательное становление его как художника-анималиста. Однако заболевание туберкулезом не позволяет ему окончить учебу, и в 1938 году он переезжает в Ереван, к старшей сестре Изабелле, которая взяла на себя заботу о больном. Возможно, именно под влиянием сестры и ее мужа, Гайка Данзаса, народных артистов Армении, актеров Ереванского театра музыкальной комедии, он, от природы обладавший прекрасным баритоном, поступает в Ереванскую консерваторию, и далее путь его лежит на сцену.
В разные годы он работает артистом хора в Ереванском театре оперы и балета им. Спендиарова, в Радиокомитете Армянской ССР, а впоследствии, после возвращения из Еревана в Москву, – в Московском ансамбле песни и пляски ВВС СССР. В 1955 году был принят на должность артиста хора в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, в котором работал до самого выхода на пенсию.
Однако рисование по-прежнему остается его любимым делом. В театре он не расстается с блокнотом и карандашом, делает зарисовки сцен спектаклей, наброски портретов артистов, работников сцены, закулисья. Все свободное от работы время проводит в Московском зоопарке, часами наблюдая за повадками животных и делая зарисовки. Рисует он животных и в подмосковных лесах, в зоопарках Лейпцига, Будапешта, Вены и других зарубежных городов, где ему доводилось бывать с театром на гастролях.
Его дар не остался незамеченным. Проводятся выставки его работ в Ереване, Москве, других городах СССР. В 1954 году Всероссийское театральное общество организовало персональную выставку рисунков Н.Г. Козодьяна в Московском доме актера, и, судя по иллюстрациям в сохранившемся каталоге, можно с уверенностью говорить о незаурядности таланта Козодьяна-графика.
Признанием заслуг Николая Григорьевича Козодьяна в конце 60-х годов стало принятие в члены Союза художников (секция МОССХ).
Восхищают иллюстрации Н. Козодьяна к басням И.А. Крылова «Квартет», «Волк и пастухи», выполненные в духе, близком к лучшим традициям анималистики Валентина Серова. Его иллюстрации можно было встретить в журнале «Наука и жизнь». Работы Н.Г. Козодьяна были приобретены Биологическим музеем и Тимирязевской академией, Московским зоопарком, ипподромом. Он иллюстрировал и оформлял книги для разных центральных издательств, а также альбомы и настенные календари.
Николай Григорьевич жил очень скромно, свои картины в основном передавал в дар музеям и друзьям. Его старший друг и коллега, также уроженец Нахичевани-на-Дону, Мартирос Сарьян с сожалением говорил: «Николай очень талантлив, но его беда в том, что художники его считают музыкантом, а музыканты – художником».
Зарисовки животных, сделанные карандашом и сепией, необыкновенно точны и выразительны. За каждой работой стоят часы наблюдений. Посетители его персональных выставок в Москве, читатели природоведческих изданий и коллеги-художники неоднократно отмечали, что звери на его рисунках необычайно добрые. Большое количество рисунков художника хранится в Дарвиновском музее, а также в семейных архивах Козодовых и Анопьян.
Не многие знают, что Николай Григорьевич был также и замечательным портретистом. Среди сохранившихся его работ – портреты-зарисовки поэта Оноприоса Анопьяна, художника Мартироса Сарьяна, многочисленные автопортреты. Особое место в живописном наследии художника занимает «Портрет матери», хранящийся в семейном архиве Козодовых: поражает мастерство, с которым выписано лицо Розалии Яковлевны, как будто светящееся на фоне темно-коричневых основных тонов картины, с теплым спокойным взглядом и загадочной мимолетной полуулыбкой. Запечатлеть движение и тончайшую игру оттенков художнику мастерски удается в картине «Зима» – этот редкий пример обращения художника к пейзажной живописи хранится в Плёсском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Под конец жизни Николай Григорьевич сдал государству свою однокомнатную квартиру и переселился в Дом ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной.
По воспоминаниям журналиста и писателя Александра Павлова, близко знавшего художника в те годы, «…скучая в комфортабельной отдаленной актерской богадельне, он каждый день приезжал в Московский зоопарк, нацеплял на рукав красную повязку и с хозяйским видом, опираясь на клюку, неутомимо расхаживал в павильоне хищных кошек (их особенно любил), вступая в дружелюбные, веселые диалоги с посетителями…»
В своей небольшой мастерской он учил рисовать детей из ближайших дворов, держал там же птиц в клетках, делая зарисовки, а потом выпуская их на волю… Ходил неизменно в пиджаке, даже в сильную жару, при галстуке и в шляпе… Все эти черточки позволяли коллегам и ученикам с улыбкой называть его «чудаком», но всегда вспоминать о нем с теплом и благодарностью. Примечательно, что сын художника Рубен Каспаров (1940–1967) унаследовал талант отца, но рано ушел из жизни, не успев полностью реализоваться. А родные племянники Изабелла и Виктор Козодовы тоже связали свою жизнь с искусством, став профессиональными музыкантами.
Николай Григорьевич скончался 26 декабря 1992 года и был похоронен на армянском участке Ваганьковского кладбища. Он прожил долгую, по-своему счастливую жизнь одинокого, но углубленного в творчество человека. Поэтому важно сохранить и показать современному зрителю его наследие.
А. Сухарева-Анопьян, Л. Ягубянц