Четверг, 28 марта, 2024

Сегодня день рождения выдающегося армянского художника Мартироса Сарьяна

Мартирос Сарьян – один из самых известных армянских художников. Французский поэт Луи Арагон, один из ведущих представителей сюрреалистического течения, писал: «Цвет у него столь прекрасен, что рядом с нашим Сезаном и Матиссом столетия должны отвести Сарьяну первостепенное место».

Читаемое

Мартирос Сарьян – один из самых известных армянских художников. Французский поэт Луи Арагон, один из ведущих представителей сюрреалистического течения, писал: «Цвет у него столь прекрасен, что рядом с нашим Сезаном и Матиссом столетия должны отвести Сарьяну первостепенное место».

«Цвет — это истинное чудо! — говорил сам художник. — В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия».

Сегодня исполняется 143 года со дня рождения выдающегося мастер цвета Мартироса Сарьяна.

Мартирос Сарьян родился 28 февраля 1880 года в России, в армянском городе Новая Нахичевань, близ реки Дон (ныне район Ростова-на-Дону). Предки Сарьяна были выходцами из Ани – древней столицы Армении.

Родители будущего художника владели небольшим участком земли на берегу речки Самбек, занимались земледелием. Сариевы (так они писались до 1896 года)  обычно проводили там лето, под крышей маленького дома, выстроенного отцом семейства Саркисом Сариевым. В семье было девять детей. Жили трудно. Между тем Сарьян с особым вдохновением часто вспоминал детские годы, проведённые в степи. Именно тогда в душе его зародился неисчерпаемый восторг перед многоликой и многоцветной природой.

Именно тогда в душе его зародился неисчерпаемый восторг перед многоликой и многоцветной природой. «Перед глазами всё встало в сиянии солнечного света: стройные хлеба вперемежку с травами, покрытыми множеством цветов, над которыми реяли пчёлы и бабочки. Всё это безудержно влекло к себе. Я, очарованный, вошёл в хлебный строй и окунулся в мир, подобный сновидению. Я долго шёл и, уставши, уснул в кустах хлеба, на земле, как на груди своей матери». (Из неизданных воспоминаний).

В 1895 году Сарьян окончил общеобразовательное армяно-русское городское училище Новой Нахичевани. Уже в школьные годы успехи Сарьяна в рисовании были отмечены похвальной грамотой. После окончания школы Сарьян поступил на работу в почтовую контору. Здесь в свободное время он перерисовывал картинки из журналов и делал наброски с интересных типажей, встречающихся среди посетителей конторы. Старший брат Сарьяна, Ованнес, поддержав увлечение Мартироса, познакомил его со своим приятелем, художником А. Арцатбаняном, выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Оценив природное дарование юноши, Арцатбанян подготовил Мартироса к вступительным экзаменам.

СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ (1897 – 1903)

Слева направо: П. Уткин, В. Половинкин, М.Сарьян, П.Кузнецов, М.Кузнецов. Московское училище, 1903

В 1897 году Мартирос Сарьян становится студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Важную роль в развитии профессиональных навыков молодого Сарьяна сыграли  занятия (1903 -1904) по окончании основного курса (1902)  в открытых при училище мастерских известного русского импрессиониста К.А.Коровина и замечательного живописца В.А.Серова.

РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА (1904 – 1909)

Поездки на Кавказ в 1901-1903 гг. стали для Сарьяна истинным откровением. Летом 1902 года художник побывал в Ани, древней столице Армении. «В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрёл сказочный мир моего детства», – рассказывал художник.

В 1904-1907 гг. Сарьян создаёт акварельный цикл «Сказки и сны». Изображая простые по форме фигуры людей и животных на фоне многообразной, пока условной по характеру природы, Сарьян добивается необычной пластики и мелодичности.

С 1908 года в произведениях Сарьяна акварель полностью заменяется темперой. Такие работы, как «У колодца, жаркий день», «У моря. Сфинкс», «Поэт»   обнаруживают развитие красочной палитры художника. Чистые, звучные краски ложатся на картон отдельными длинными мазками, создавая искрящиеся переливы цветовой гаммы, насыщенной солнечным светом. Необходимо отметить и более ранние успешные опыты Сарьяна в технике темперы. Среди них выделяется созданная в 1905 году картина «Чары солнца». Простой, незамысловатый сюжет строится здесь путём гармоничного сочетания обобщённых, силуэтных форм, выписанных яркими красками. Звучное колористическое решение этой композиции предшествует знакомству Сарьяна с работами А. Матисса, основоположника французского фовизма.

В 1909 г. на смену фантастическим грёзам постепенно приходят более реальные, непосредственные наблюдения природы и окружающего мира. Намечается развитое в последующий период изменение технических приёмов, сюжетных мотивов и общей системы художественных образов. В картинах «Автопортрет», «Бегущая собака»,»Гиены» кристаллизуется яркая, звучная палитра, цветовые гармонии покоряют лаконизмом и точностью образной характеристики. В этот период Сарьян активно участвует в выставках, организованных журналом «Золотое руно».

ПОЕЗДКИ НА ВОСТОК (1910 – 1913)

Интерес к восточной культуре стал определяющим на пути развития европейского и русского искусства XX века. Но в творчестве Сарьяна, художника армянского происхождения, обращение к Востоку стало и важным этапом самопознания. Желание постичь мир Востока и себя, как часть этого мира, руководило художником в период путешествий в Египет (1911 г.) и страны Среднего Востока – Турцию (Константинополь,1910 г.), Персию (1913 г.).

«У меня была цель – понять Восток, найти характерные его черты, чтобы ещё больше обосновать свои искания в живописи, — писал художник. — Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира,… выявить его новое художественное осмысление». («Сарьян об искусстве», с.133).

В период создания произведений на восточные темы в полной мере раскрывается колористический дар художника. Повседневная жизнь восточных улиц становится для Сарьяна основой живописных открытий.

Художник намеревался продолжить свои путешествия на Восток, мечтал побывать в Китае, Японии, Индии. Но Первая мировая война полностью расстроила его творческие планы.

НОВЫЙ ЭТАП ТВОРЧЕСТВА (1914 – 1920)

Развитие творчества художника было прервано трагическими событиями в Армении. «Но вот в 1915 году я узнал о бедах, вновь павших на долю Армении. Бросил всё и уехал на родину. В Эчмиадзине и вокруг него я встретил толпы людей, бежавших от геноцида из Турецкой Армении… На моих глазах умирали люди, а я почти ничем не мог им помочь… Я тяжело заболел, меня увезли в Тифлис с явными признаками глубокого душевного расстройства», — вспоминал Сарьян. («О Сарьяне», с. 465-466).

Художник долго не мог работать. Но первое, что он создал после пережитого, была картина, изображающая огромный букет красных цветов. Путь спасения был найден: «Искусство должно призывать человека к жизни, к борьбе, вневременными, общечеловеческими мотивами внушать ему веру и надежду, а не подавлять его описанием трагичных сюжетов». («Сарьян об искусстве», с. 59).
Ещё одним событием, вернувшим художника к творчеству, была встреча с прекрасной, черноокой Лусик Агаян, дочерью известного армянского писателя и педагога Газароса Агаяна. «Это были встречи двух, словно давно уже знающих друг друга родных людей, которые только случайно и временно были разлучены», — вспоминал художник. («О Сарьяне», с. 466).

В 1917 году Сарьян переезжает с женой в Нахичевань, в дом матери, но часто бывает в Тифлисе, где его застаёт Октябрьская революция. В семье Сарьянов рождается сын, Саркис, впоследствии литературовед, специалист по итальянской и армянской литературе.

В 1918 -1919 годах Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове.

В 1920 году рождается второй сын Сарьяна, Газарос (Лазарь), впоследствии известный композитор. В Ростове открывается армянский краевой художественный музей, где Сарьян был директором.

АРМЕНИЯ (1921 – 1925)

По приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А.Мясникяна Сарьян переезжает с семьёй в Ереван на постоянное жительство. Здесь он организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, принимает участие в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства. В 1922 году по эскизам Сарьяна были созданы герб и флаг Советской Армении. Собирательный образ возрождённой родины художник запечатлевает в эскизе для занавеса Первого драматического театра в Ереване.

Возвратившись к творчеству, Сарьян отныне стремится изобразить Армению в её осязаемом бытии. «Хочу показать миру, что этот скалистый клочок земли на склонах Арагаца действительно есть, — говорил Сарьян. — …Прошедший сквозь бури, неоднократно оскверняемый, но омытый кровью и освящённый верой, этот клочок нашей земли хранит на своей груди маленькую горсточку народа, народа трудолюбивого и талантливого». («Мартирос Сарьян», с.86). Изменение творческой установки приводит к изменению метода работы, к обновлению стиля.

Совершая поездки в разные районы Армении, художник создаёт картины на пленэре, созерцая и как бы выхватывая у природы быстро меняющиеся под воздействием солнца соотношения красок. Желание передать реальную, вещно-предметную сторону природы и жизни народа приводит к быстрой, этюдной манере письма маслом. Словно кадр за кадром встают перед нами обожжённая солнцем долина («Армения, этюд»), низкие глинобитные домики с плоскими крышами («Ереван, этюд»), летний зной («Арагац летом») и приятная прохлада тенистых садов («Дворик в Ереване»).

В 1925 году впервые за советские годы картины Сарьяна экспонировались в Москве, на выставке «Четыре искусства». Работы армянского мастера были высоко оценены столичной прессой. Летом этого же года картины, оставшиеся после выставки 1914 года в Мальмё (Швеция), были переправлены И. Грабарём на выставку русского искусства в музей Лос-Анджелеса. В конце года Мартиросу Сарьяну было присвоено звание Народного художника Армении.

После успеха на выставке в Москве Сарьяну была предоставлена возможность поехать за границу. «Я хотел непременно побывать в столице художников – Париже», — признавался Сарьян.

В ПАРИЖЕ (1926 – 1928)

Встретивший Сарьяна в Париже известный русский критик А.Эфрос писал:
«Он не просился в парижане, не хлопотал о славе… Он жил здесь для себя и …учился. На мольбертах в его мастерской, у стен стояли этюды, какие делают неофиты Парижа… Творческая тактика была ясна. Он опять пробивался к лучшему в себе».(«О Сарьяне», с. 127).

Однако сегодня трудно судить об этом важном периоде творческой эволюции художника. На обратном пути в Армению картины Сарьяна сгорели на корабле. «Французский пароход «Фрижи», который вёз мои картины, должен был погрузить в Новороссийском порту яйца и с этой целью забрал с собой древесные опилки. Ящики с картинами были уложены как раз на этих опилках… В Константинопольском порту на корабле по случайной причине, или преднамеренно, возник пожар – загорелись опилки – и… от моих сорока картин остался лишь небольшой клочок холста», — с болью вспоминал художник. («Из моей жизни», с. 267). Уцелели только те картины, которые были проданы Сарьяном в Париже, а также несколько этюдов, которые он вёз с собой.

СНОВА В АРМЕНИИ (1929 — 1945)

Судьба уготовила художнику тяжёлое испытание. Но, как это и было свойственно творцу удивительно жизнеутверждающего искусства, мобилизовав свою волю, Сарьян постепенно возвращается к работе.

А вокруг шло строительство нового Еревана, ранее представлявшего собой беспорядочно громоздящиеся низкие глинобитные строения. В этот период излюбленным жанром Сарьяна становится городской пейзаж. Лаконизм сюжетной основы, предельно упрощённое, силуэтное решение человеческих фигур в их характерном движении — таков стиль художника в эти годы. Одна за другой появляются картины: «Ереванский дворик весной», «Старый Ереван»  «Старое и самое новое», «Берега Зангу в Ереване», «Уголок старого Еревана», «Строительство моста».

В 1928 -1929 годах Сарьян участвует в различных выставках в Ереване и в Москве. С 1930 года яркие, отражающие передовые поиски современной живописи, полотна мастера постоянно экспонировались на выставках советского искусства в Европе (Стокгольм, Вена, Берлин, Венеция, Цюрих и др). В 1930 году в оперном театре Одессы состоялась премьера оформленной Сарьяном оперы А. Спендиарова «Алмаст». В 1932 году в московском театре им. Станиславского была поставлена опера Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Сарьян оформил второй акт этой оперы.

1932 год был знаменателен и другим событием в жизни Сарьяна: в Ереване закончилось строительство его дома с мастерской. Решение, создать для художника специальные условия для жизни и работы, было принято правительством Армении ещё в 1924 году, после успеха Сарьяна на венецианской выставке.

В годы Второй мировой войны (1941-1945) художнику была предоставлена некоторая свобода творчества. Сарьян создал серию прекрасных портретов деятелей культуры (Г. Ачарян, И. Орбели, С. Малхасян, А. Хачатурян, М.Лозинский, А.Эфрос). А выражением гражданской позиции художника явился тот факт, что его младший сын ушёл на фронт. Ведь решалась и судьба Армении. Переживания тех лет нашли выражение в картине «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян», а также в знаменитом автопортрете «Три возраста». Эти работы явились новаторскими в жанре портрета.

В связи с Победой и возвращением сына Сарьян создал самое большое своё полотно в жанре натюрморта — «Армянам — бойцам Великой Отечественной войны. Цветы».

ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА (1946 — 1972)

В 1965 году широко отмечался 85-летний юбилей художника, состоялись его персональные выставки в Москве и Ереване. Мастер был удостоен звания Героя Социалистического Труда. На киностудии «Арменфильм» был создан фильм «Мартирос Сарьян» (режиссёр Л.Вагаршян, автор текста И.Эренбург, музыка Л.Сарьяна).

В 1966 году Сарьян получил Государственную премию Армянской ССР. Вышла в свет книга мемуаров художника «Из моей жизни» (на арм.яз.,а позднее была издана на четырёх языках).
В ноябре 1967 года в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Персональные выставки художника состоялись в Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР.

В 1971-1972 годах Сарьян создал серию рисунков фломастером. В них очевиден возврат художника к гармоничной мелодике и пластике раннего акварельного цикла «Сказки и сны». Но рисунки эти отличаются неким медитативным погружением в образы армянской природы, жившие в сердце и памяти художника. Последний из рисунков датирован Мастером 04 — 04 — 72, то есть за месяц до его смерти…

Мартирос Сарьян скончался в возрасте 92 лет, 5 мая 1972 года.

Материал подготовлен на основе информации, приводимой на сайте Дома-музея М. Сарьяна. 

- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Ведущий подкаст «Имнменим»: Никол не сможет заставить нас замолчать и не сможет разрушить нашу Родину

Никол (премьер-министр Армении Никол Пашинян – ред.) не сможет заставить нас замолчать и не сможет разрушить нашу Родину. Об этом говорится в статье автора и ведущего подкаста «Имнменим» Вазгена Сагателяна из УИУ «Армавир», поступившем в армянское издание.

Похожее