Среда, 4 декабря, 2024

Уроженец Российской империи воспитал целую плеяду представителей советской музыкальной интеллигенции

Читаемое

В музыкальном обществе Советского Союза хорошо были известны имена братьев Григория и Карпа Домбаевых. Старший брат, Григорий Савельевич, был заслуженным деятелем искусств РСФСР, ректором Горьковской консерватории. С 1972 г. – профессор кафедры камерного ансамбля Музыкально-педагогического института им. Гнесиных в Москве, пианист, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Младший – Карп Савельевич – заслуженный деятель искусств Армянской ССР, профессор музыки, проректор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, скрипач, кавалер ордена Святого Месропа Маштоца.

Сегодня эти имена мало кому о чем-то говорят, особенно молодому поколению, и всему виной отсутствие информации. Этот пробел необходимо заполнить рассказом об одном из братьев – Карпе Савельевиче Домбаеве. Мне довелось лично знать маэстро, общаться с ним и учиться у него.

Один из корифеев советской скрипичной школы Карп Савельевич Домбаев родился 21 марта 1910 г. в Царицыне. Его отец Савелий Степанович был родом из деревни Большие Солы, а мать Елизавета Степановна – уроженка Нор-Нахичевана Ростовской области. Савелий Степанович служил продавцом в известном в Ростове-на-Дону торговом доме Яблокова, а с открытием Царицынского филиала этого торгового дома семья Домбаевых переехала в Царицын, где впоследствии Савелий Степанович с супругой Елизаветой открыли собственный оптово-галантерейный магазин.

Музыкальные способности у братьев выявились в раннем детстве. Впервые братья публично выступили на одном из благотворительных вечеров в поддержку пострадавших от геноцида армян 1915 г. в Османской империи. Эти мероприятия регулярно организовывал их отец, будучи одним из основателей Царицынского комитета помощи армянам. Тогда Карпу было всего 7 лет, а брату Григорию – 12.

Постреволюционная нестабильная ситуация вынудила семью переехать в Нор-Нахичеван под Ростовом-на-Дону, где в 1918?г. Карп поступил в музыкальную школу, в класс Григория Павловича Серебрякова, армянина по происхождению. В 1922 г. Карп Домбаев начал заниматься у преподавателя Ростовского музыкального училища Ильи Абрамовича Зелихмана, воспитанника известного на всю страну основателя русской скрипичной школы Леопольда Ауэра.

В 1926 году Зелихмана пригласили на работу в Ленинградскую консерваторию, куда по настоянию своего педагога поступил и Карп и проучился там два года.

В конце 1928 г. братья Домбаевы возвращаются в Ростов, где по стечению обстоятельств прожили 3 года. В связи со сложным материальным положением семьи братья принимают предложение Ростовской филармонии и довольно продолжительное время выступают в качестве антуража в концертах популярных певцов в Мариуполе, Ейске, Таганроге, Новочеркасске, Ставрополе, Краснодаре и т.д. В этот же период Карп Савельевич на протяжении одного сезона работает даже заместителем концертмейстера филармонического оркестра.

В августе 1932 г. Домбаев поступает в Московскую консерваторию в класс Бориса Осиповича Сибора, также воспитанника Леопольда Ауэра. Некоторое время спустя, заметив склонности своего студента к педагогической работе, Борис Осипович предложил Домбаеву место своего ассистента.

В свете рано проявившегося интереса Домбаева к работе скрипичных мастеров его приглашают на Московскую фабрику музыкальных инструментов в качестве иллюстратора. Как вспоминал Карп Савельевич, и это описано в книге музыковеда Армена Будагяна: «Каждую среду от Большого театра отходил автобус с членами экспертной комиссии этой фабрики. В составе ее были профессора консерватории Л.М. Цейтлин, Б.О. Сибор, В.В. Борисовский, С.М. Козолупов, а также известные скрипичные мастера Тимофей Филиппович Подгорный и Евгений Францевич Витачек. Мне было поручено их (скрипки. – Авт.) настраивать и играть на них для комиссии, которая определяла их принадлежность к той или иной категории. Кроме того, я обучал некоторых мастеров фабрики игре на скрипке».

Этот период в биографии будущего профессора музыки мной отмечен не случайно. Дело в том, что спустя годы Карп Савельевич создаст в Ереване государственную коллекцию старинных струнных инструментов, которая станет одной из крупнейших в СССР, наподобие Государственной коллекции уникальных музыкальных смычковых инструментов, которая сегодня находится в Российском национальном музее музыки в Москве.

Профессиональному росту музыканта способствовала работа в Государственном симфоническом оркестре Союза ССР, в группе первых скрипок, куда он был зачислен по конкурсу в 1937 году. Работа в оркестре была прервана в 1938 году телеграммой из Еревана: в связи с предстоящей Декадой армянского искусства и литературы в Москве главный дирижер Ереванского оперного театра Михаил Тавризиан персонально пригласил Домбаева в Армению. Приняв это приглашение, Карп Савельевич фактически на два года отодвинул сроки завершения учебы в консерватории. Дипломный экзамен в Московской консерватории Домбаев на отлично сдал только в 1940 г. Принимая теплые напутствия экзаменаторов и председателя государственной комиссии, профессора Ленинградской консерватории Александра Штримера (кстати, как и Домбаев, тоже уроженца Ростова-на-Дону), Карп Савельевич не мог даже предполагать, что годы спустя ему неоднократно доведется возглавлять государственную экзаменационную комиссию Московской консерватории – своей alma mater, давшей ему путевку в жизнь.

Но, помимо телеграммы из Еревана 1938 года, произошло еще одно значимое событие, которое коренным образом повлияло на судьбу музыканта. 29 августа 1937 г. Домбаев получил письмо от самого директора Ереванской консерватории Константина Соломоновича Сараджева, который приглашал Карпа Савельевича преподавать в Ереванской консерватории. И вот 17 декабря 1938 года Домбаев вместе со своей женой Изабеллой Григорьевной приезжает в Ереван.

В феврале 1940-го он приступает к преподавательской работе как в консерватории, так и в действующей при ней музыкальной школе-десятилетке. С декабря того же года он занимает должность заместителя директора консерватории по научной и учебной работе. Молодой, креативный и предприимчивый организатор, хорошо подготовленный талантливый преподаватель, уравновешенный и спокойный, остроумный и находчивый руководитель – таким музыкальная общественность узнает и запомнит Карпа Савельевича Домбаева.

В годы Великой Отечественной войны приходилось решать множество постоянно возникающих сложных задач. Большая часть студентов и преподавателей мужского пола были мобилизованы на фронт – это была, с одной стороны, большая проблема. С другой же стороны, как говорится, нет худа без добра: ряд профессоров Московской и Ленинградской консерваторий были эвакуированы в Ереван. Среди них были пианист Константин Игумнов, арфистка Ксения Эрдели, музыковед Сергей Павлюченко, композитор, основатель Ленинградской полифонической школы Христофор Кушнарев, композитор, декан кафедры композиции и теории музыки Ленинградской консерватории Аршак Адамян, скрипач Авет Габриелян и многие другие. Немало усилий потребовалось от Домбаева, чтобы обеспечить максимально возможные бытовые условия и привлечь корифеев музыкального искусства к работе в Ереванской консерватории. Домбаев прекрасно понимал, что их работа в консерватории благотворно повлияет на общий рост и профессиональную подготовку студентов.

В тесном контакте с Управлением по делам искусств при Совнаркоме Армянской ССР и Государственной филармонией Армении, которые одновременно возглавлял старший брат Карпа – Григорий Савельевич Домбаев, был заново организован симфонический оркестр филармонии. Для решения этой, по тем временам чрезмерно сложной задачи, так как в военные годы практически не осталось музыкантов, братья Домбаевы договорились с директором консерватории Сараджевым о рискованном эксперименте. Большую часть оркестра составили студенты, которые должны были совмещать работу с учебой. Для этого расписание в консерватории было составлено таким образом, чтобы работа не мешала образовательному процессу. В 1945 году данная форма взаимодействия обучения и производства была одобрена Комитетом по делам искусств при СНК СССР и рекомендована всем филармониям СССР.

За годы своего пребывания на должности проректора консерватории Карп Савельевич решил множество фундаментальных задач, необходимых для активного существования музыкального учреждения. Цитата из книги музыковеда Армена Будагяна из воспоминаний К. Домбаева: «В Москве был, так называемый, репарационный склад роялей, – пишет он. – По моей просьбе, известный мастер Рябов отбирал там лучшие инструменты и реставрировал их. Ереванская консерватория выписывала счет, и рояли отправлялись в Армению. Так удалось приобрести свыше десяти роялей, в том числе очень хороших (Стейнвей, Бехштейн, Беккер и другие). Пять роялей были куплены в Ростове».

В этот же период усилиями Домбаева для фонотеки консерватории закупаются более 1500 грампластинок с записями классической музыки, а также приобретается музыкальная библиотека.

Как-то в одной из бесед Карп Савельевич рассказывал мне, что еще в студенческие годы он мечтал о хорошей скрипке итальянского мастера. В период пребывания Домбаева в должности заместителя директора по его инициативе, настоянию и при непосредственном практическом участии при консерватории была основана Государственная коллекция старинных смычковых инструментов. Благодаря неимоверным усилиям республика выделила небольшой бюджет, и Карп Савельевич приобрел из частных коллекций в Москве и Ленинграде скрипки работы Андреа Гварнери, Джованни Гваданьини и виолончель работы Николо Гальяно. Таким образом было положено начало уникальной коллекции, которая в дальнейшем пополнялась инструментами старинных мастеров, представляя огромную художественную, эстетическую, духовную и материальную ценность.

С 1949 года Карп Савельевич решает оставить руководящий пост и целиком посвятить себя преподавательской деятельности, но это продлилось недолго, так как в 1951 году его попросили возглавить кафедру оркестровых инструментов. По его инициативе в 1954 году кафедру разделили на кафедры струнных и духовых инструментов.

Карп Савельевич преподавал с 1940 до 2000 год: ровно 60 лет на боевом посту в Ереванской консерватории имени Комитаса. Одновременно, с 1963 по 1971 год, маэстро преподавал и в Бакинской консерватории имени Гаджибекова. Среди учеников Домбаева – целый ряд видных скрипачей, в том числе лауреатов республиканских, закавказских, всесоюзных и международных конкурсов: Рубен Агаронян, Вардкес Бояджян, Жан Тер-Меркерян, Зарэ Саакянц, Лилия Першина, Амаяк Дургарян, Рауф Ахмедов, Георгий Тер-Саркисян, Акоп Мекинян, Наиля Мирза-заде, Петр Айказян, Анаит Цицикян, Рафаэль Мангасарян, Геворг Аджемян, Виктор Хачатрян, Валерий Газарян, Рубен Газарян и многие другие, а также композиторы Гагик Овунц и Фарханг Гусейнов.

 

 

Карп Савельевич разработал методические пособия по развитию техники игры на скрипке, в частности также «Методические советы изучающим «Каприсы» Никколо Паганини»; является автором целого ряда обработок произведений армянских композиторов, а также автором сборника «Гаммы и арпеджио» и ряда научных статей.

В 1957 г. Карп Савельевич Домбаев был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Армянской ССР», а в 1997 г. стал кавалером ордена Святого Месропа Маштоца.

Оглядывая ретроспективным взглядом трудовую деятельность этого незаурядного человека, невольно задаешься вопросом: откуда он черпал столько сил и энергии? На этот вопрос он отвечал просто: «Я живу работой». Да, он жил работой, он любил беззаветно свой тяжелый, порой неблагодарный труд. Любовь к музыке, к скрипке у Учителя была безгранична!

Будучи уроженцем Российской империи и носителем традиций русской скрипичной школы, он внес свою лепту в воспитание советской музыкальной интеллигенции.

Армен Саркисянц

ИсточникНоев Ковчег

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Метаксе Акопян: Никол, ты лжешь и искажаешь реальность

Никол, ты лжешь, фальсифицируешь и искажаешь прошлое, настоящее и реальность в целом.

Похожее