Азербайджан изначально шел к насильственному изгнанию армян из Арцаха. Об этом во время конференции на тему Нагорного Карабаха 18 сентября заявил руководитель неправительственной организации «Союз Арцах», бывший госминистр Нагорного Карабаха Артак Бегларян.
По его словам, тактика Азербайджана сводилась к постоянному повышению планки требований каждый раз, когда Арцах шел на уступку.
Он пояснил, что это касалось и мониторинга рудника Кашен, и проверок машин МККК и российских миротворцев и всего остального.
«Азербайджан отверг предложение о встрече в Софии. В этом был и российский фактор, но главным образом предложение отверг Азербайджан, отказавшись от международного механизма встречи. Затем на 1 августа были достигнуты договоренности о двухсторонней встрече в Братиславе. Далее произошло похищение Вагифа Хачатряна с целью сорвать эту встречу. То есть мы не поднимали планку, Азербайджан просто отказался от встречи», – отметил Бегларян.
«На этих заседаниях не предлагалось снизить планку и обсудить вопрос получения статуса автономии в составе Азербайджана. Ни один международный посредник в переговорах с нами не обсуждал подобный вопрос.
16 августа 2023 года после провального заседания Совбеза ООН Франция несколько дней пыталась внести в повестку проект резолюции. Мы от Франции получили сигналы, что США и Россия выступили против этого.
В конце октября во время переговоров в онлайн-режиме с участием президента Арцаха американский дипломат заявил, что США считают резолюцию деструктивной.
Они призвали идти на переговоры с Азербайджаном, заверили, что культурные права будут защищены и проблем в сфере безопасности не будет.
Год назад в этот день машина Красного Креста проехала по дороге Акна (Агдам)–Степанакерт. При этом ЕС, США и Россия заверили, что после открытия этой дороги будет разблокирован Лачинский коридор.
После этого, 12 сентября российский грузовик проехал по дороге Акна–Степанакерт, то есть эта уступка тоже произошла, а 19 сентября Азербайджан перешел к агрессии», – подчеркнул Бегларян.
По его словам, Никол Пашинян до конца марта 2023 года сам говорил о высоком риске геноцида.
«И как в таких условиях народ, которому грозит геноцид, можно было призывать подчиниться требованиям Баку?», – заключил он.