Товары повседневного спроса в Армении за последний год подорожали в среднем на 7%. Между тем, дефляция, отраженная в официальной статистике, основана на ценах на товары и услуги, которые не пользуются широким спросом и не влияют на карман потребителя, считает Саркисян.
Рядовые граждане Армении 95-100% своих расходов направляют на покупку товаров, которые существенно подорожали в последние годы. Об этом в беседе с журналистами заявил председатель Палаты аудиторов Наири Саркисян, говоря об отсутствии логической связи между официальной статистикой по инфляции и реальной картиной.
«Дефляция, которая констатируется при анализе статистических данных, относится, в целом, к ценам на все виды услуг и товаров. Но у нас нет дефляции в списке услуг и товаров повседневного спроса. Подорожание фруктов, овощей и яиц достигает 7%, цена на рис выросла на 1%. То есть, в условиях повышения цен на товары повседневного спроса правительство пиарится за счет среднестатистической дефляции по всем видам товаров и услуг. Однако и это не точно, поскольку, как известно, они занимаются «рисованием». И не могут даже толком нормальные цифры нарисовать, поскольку и это требует умения», — замечает Саркисян.
Согласно официальной статистике, в первом полугодии 2024 года потребительские цены в Армении снизились на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в основном подешевели продукты питания: цены упали на 4,4% за год. А цены на непродовольственные товары упали всего на 0,2%.
И хотя официальная статистика утверждает, что цены в Армении если и не снизились, то, по крайней мере, не выросли, но рядовые граждане сталкиваются в магазинах совсем с другой реальностью.
Например, цена на кофе за год как в Армении, так и на мировых биржах выросла почти в 2 раза, то есть на 100%, но статистический комитет Армении зафиксировал рост всего на 6,8%. За последние несколько месяцев 1 кг куриного мяса подорожал на несколько сот драмов. Между тем, официальная статистика зафиксировала снижение средних цен на мясо на 2,5%.
Цены на фрукты и овощи остаются на высоком уровне даже в летний сезон, значительно превышая цены прошлого лета.
Подорожание сельскохозяйственной продукции Наири Саргсян объясняет ежегодным сокращением объемов производства. Скромный урожай не покрывает затраты фермерских хозяйств (земляные работы, обработка посевов, орошение, удобрения, пестициды и т. д.), а в ряде случаев — не позволяет погашать взятые фермерами кредиты.
«К примеру, для покрытия расходов фермер должен обязательно продать 1 тонну продукции. Это порог рентабельности, после преодоления которого продажи начинают приносить прибыль. Но сейчас у нас в стране наблюдается значительное сокращение сельскохозяйственного производства, а это значит, что доходы фермеров сокращаются, и закономерно, что им приходится повышать цены, чтобы компенсировать расходы», — отмечает экономист.
Помимо общего роста цен на потребительском рынке, Наири Саркисян раскрыл еще один механизм повышения цен. По его наблюдениям, в торговых точках один и тот же товар продается по разным ценам в разные дни месяца и даже в разные часы. Таким образом, трейдеры пытаются извлечь большую прибыль от одного и того же продукта.
«Иногда цены в магазинах меняются по 4-5 раз в день. Тут экономический расчет: продавцы учитывают периоды активных продаж. Например, в первые 2-3 дня каждого месяца, когда выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия, продажи активизируются, а за этим следует некоторый спад», – говорит Саркисян.
Председатель Палаты аудиторов отмечает, что в Армении дорожает практически все, даже те товары, цена которых не имеет ничего общего с международным рынком и глобальными экономическими реалиями. В результате, делая покупки, потребители приобретают меньший объем товара за те же деньги, чем, скажем, в прошлом году.