МККК напрямую не занимается идентификацией тел и поиском без вести пропавших. Об этом заявила в беседе с журналистами руководитель коммуникационных программ делегации МККК в Армении Зара Аматуни.
Представитель делегации отметила, что МККК представлен в регионе с начала 90-х годов, в связи с нагорно-карабахским конфликтом.
«Свыше 30 лет занимаемся вопросами, связанными с конфликтом по разным направлениям. Право родных без вести пропавших знать, что произошло с их близкими. В этом плане МККК работает с компетентными органами, содействует своими техническими и экспертными возможностями, используя приобретенные в том числе в иных конфликтных ситуациях знания», — отметила Зара Аматуни.
В этой связи, родным необходимо предоставлять максимально исчерпывающую информацию о пропавших без вести. Как отметила Аматуни, со своей стороны региональными делегациями собраны данные о свыше пяти тысячах лиц, пропавших без вести с начала 90-х годов в результате конфликта. Около тысячи из них армяне, данные о них собраны ереванской делегацией и миссией МККК в Нагорном Карабахе (в настоящее время миссия прекратила работу).
«Это люди, которых их родные считают без вести пропавшими», — уточнила Зара Аматуни. В контексте того, что ряд родных отказываются признать результаты проведенных госорганами экспертиз, представитель МККК заметила, что организация пытается помочь выяснить обстоятельства, по которым родные не соглашаются с результатами ДНК экспертиз. Она подчеркнула, что МККК сам не занимается идентификацией. «Это работа соответствующих структур государства. Со стороны МККК содействие заключается в передаче своего опыта, мы тесно сотрудничаем с национальным центром экспертиз», — сообщила Аматуни, добавив, что повышение способностей армянских специалистов будет способствовать сокращению числа без вести пропавших в случае какой-либо чрезвычайной ситуации.
МККК также содействует семьям без вести пропавших. Второй этап этой программы стартовал с 2022 г и распространяется на семьи лиц, пропавших с обострения конфликта в 2020 г. Акцент ставится на удовлетворении различных нужд – социальных, социально-психологических, учитывая специфику состояния этих людей, живущих между надеждой и отчаянием. Также необходимо помнить, что во многих случаях речь идет об отсутствии кормильца, подчеркнула Зара Аматуни, отметив важность общения семей без вести пропавших.
«МККК сам не ведет поиски без вести пропавших, выступая в качестве нейтрального посредника. Информировать также обязанности государства», — напомнила представитель делегации.