Как гласит предание, в Х веке принявший христианскую веру шведский викинг Петрус посетил Армению, где был настолько очарован красотой здешних девушек, что женился на армянской принцессе. Швеция стала для армянки второй родиной, где она счастливо прожила с супругом долгие годы, став первой представительницей армянского народа в Скандинавии. Но это всего лишь красивая легенда, хотя следы армянского влияния заметны во многих шведских рукописных источниках еще со времен Средневековья.
Официально же «армянский след» прослеживается с начала XVIII века, когда шведский король Карл XII пригласил для работы послами, советниками и переводчиками восточных языков группу армян из Османской империи на службу своей государевой дипломатии. Однако маленькое сообщество иноземцев не могло стать армянской общиной, поскольку их присутствие при королевском дворе носило характер временной приписки, сродни той, что сегодня называется престижной командировкой внешнеполитического ведомства. Но некоторые из них, полюбив эту суровую страну, интегрировались в местное общество. Оставшись в Швеции, продолжили успешно служить на дипломатическом поприще, передавая свой опыт и знания по наследству из поколения в поколение.
Среди них Акоп Чамичоглу (Чамичян) и Поль Серфино (Серафян), занимавшие ключевые посты в шведском посольстве в Константинополе, переводчик той же дипломатической миссии Ованес Мураджян. Потомки Мураджяна Игнатий Мураджа д’Оссон и Абрахам Константин д’Оссон хорошо известны в шведском научном и дипломатическом кругах. Дипломатическая деятельность Абрахама д’Оссона забрасывала его в Испанию, Голландию, Германию. Он был признан современниками человеком широкого кругозора и обширных знаний в литературе, истории, мифологии. В знак признания его заслуг по исследованиям в области химии был избран почетным членом Научного союза Уппсальского университета, где когда-то сам получил образование.
Интересное продолжение имела дружба генерального консула Швеции в Египте Жана Анастаци с министром иностранных дел Египта, этническим армянином Степаном Демирджяном, который сыграл важную роль в открытии Суэцкого канала в 1869 году. После отставки поселился в Швеции и, получив подданство этой страны, занялся изучением торговых отношений между европейскими государствами и странами восточного региона. Изданные по итогам исследований две академические книги до сих пор служат источником по истории торгово-экономических отношений между Западом и Востоком. По некоторым данным, его сын Оган Ованнес, помня о своих родовых корнях, построил небольшую часовню на окраине Стокгольма, которая сохранилась до наших дней. Специалисты, знакомые с армянской храмовой архитектурой, отмечают поразительную схожесть стиля, интерьера, арок и особенно алтарной части с тем, что можно увидеть в армянских церквях по всему миру.
Спустя почти полтора столетия, осенью 2015 года, состоялось освящение первой в Скандинавии армянской апостольской церкви Святой Марии Богородицы (Сурб Мариам Аствацацин) в городе Сёдертелье, где присутствовали члены парламента Швеции и Армении, духовные отцы ААЦ и других конфессий, аккредитованные в Швеции послы, сотни представителей армянской общины из разных концов страны. «Существованием этой церкви мы прежде всего обязаны армянской общине Швеции, которая становится все более активной. Сплоченность вокруг этой церкви поможет нашим соотечественникам сохранить родной язык, культуру, идентичность, историю», – заявила журналистам присутствовавшая на церемонии министр диаспоры РА (на тот момент) Грануш Акопян.
К сожалению, в декабре 2023 года, буквально за несколько дней до Рождества Христова, церковь подверглась ограблению и мародерству. По данным полицейских сводок, были украдены ценные вещи, имеющие не только финансовую, но и духовную ценность. «Новый факт вандализма в отношении армянской церкви никак не может считаться простым нападением и скорее всего является актом преследования и запугивания, которые начались осенью 2020 года. Когда Алиев начал войну против Нагорного Карабаха, армяне Швеции стали выходить на митинги к турецкому и азербайджанскому посольствам, выражая свой протест. Именно в это время начались атаки на армянских активистов и вандализм на армянских кладбищах Стокгольма, – считает активистка Лусине Джанян, которая не раз подвергалась нападениям и даже налетам на квартиру. – Можно предположить, что это либо ультраправая турецкая организация «Серые волки», которая не запрещена здесь, либо проазербайджанские активисты. В любом случае, если они на земле не ответят, то перед Богом им точно придется держать ответ».
К счастью, вандалы не тронули хачкар во дворе церкви, который был изготовлен в Армении из традиционного туфа мастером Гарегином Мхитаряном и освящен в 2016 году. В церемонии приняли участие представители государственной власти Швеции и Армении, благотворители, члены армянской общины, высокопоставленные духовные лица братских церквей, в том числе приверженцев армянского католичества. «Армянская община смогла обрести собственную церковь, которая являет собой синтез армянской и шведской архитектуры, поскольку построена по канонам шведской архитектуры с учетом армянских национальных традиций. Теперь каждое воскресенье здесь совершаются литургия, панихиды, таинство крещения, – отметил архимандрит Егише Аветисян, на тот момент духовный пастырь Армянской Апостольской Церкви в странах Скандинавии. – А хачкар, установленный на территории церкви в связи со 100-летней годовщиной геноцида, всегда будет напоминать о трагических страницах нашей истории и одновременно служить ориентиром решимости армянского народа продолжать борьбу за признание и осуждение геноцида армян».
Кстати, 24 апреля 2015 года мемориальные мероприятия в память о жертвах кровавой резни в Османской Турции состоялись в главном кафедральном соборе Святого Николая в Стокгольме с участием не только членов армянской общины, но и местных жителей. Представители армянского духовенства провели поминальную молитву на армянском языке, а мессу по невинно убиенным отслужили на шведском языке священнослужители кафедрального собора Св. Николая. Затем несколько тысяч человек двинулись шествием к центральной площади Стокгольма, где к ним присоединились представители ассирийской общины. Исполняя вместе армянские народные и революционные песни, они прошагали к зданию посольства Турции в Швеции с лозунгами признать геноцид.
После открытия армянской церкви духовные и светские траурные мероприятия переместились в город Сёдертелье. Однако в прошлом году МИД Швеции во главе с Тобиасом Бильстремом обратилось в частном порядке к высокопоставленным правительственным чиновникам с просьбой отменить в шведском парламенте ежегодный реквием в память о жертвах геноцида. Как сообщило общеевропейское консервативное издание European Conservative, из-за опасения навредить перспективам вступления Швеции в НАТО. И это притом что в 2010 году шведский парламент большинством голосов одобрил законопроект признания геноцида. Обидевшись, Турция даже отозвала тогда своего посла из шведской столицы и отменила запланированный в Стокгольм визит премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, заявившего: «Мы жестко осуждаем это решение, поскольку оно было принято по политическим соображениям».
Геополитика – дама капризная и не всегда верная своему слову. Несмотря на итоги голосования шведских парламентариев, комиссия по международным отношениям Риксдага рекомендовала отклонить законопроект. А далее ни умеренное, ни социал-демократическое правительства не рискнули ратифицировать документ, объяснив свой вердикт словами все того же Бильстрема: «Нет сомнений в том, что против армянского этноса и других меньшинств в распадающейся Османской империи совершались ужасные злоупотребления. Однако только правительства нескольких стран публично заняли позицию по этому вопросу и признали геноцид. Швеция не входит в их число». 7 марта 2024 года Швеция вступила в НАТО и соответственно во многом изменила свои политические приоритеты. В частности, если в апреле прошлого года со стороны шведского правительства были лишь робкие рекомендации парламентариям по поводу геноцида армян, то в нынешнем году о нем уже уверенно промолчали.
И все же активисты армянской общины не сдались. В частности, в прошлом году провели автопробег по дорогам королевства с призывом к европейским странам и рассеянному по миру армянству не замалчивать геноцид прошлого столетия и совершаемый Азербайджаном в ХХI веке на глазах международного сообщества новый геноцид в Арцахе. Об этом же написал на своей странице в соцсети шведский депутат армянского происхождения, председатель группы дружбы «Швеция – Армения» Арин Карапет, побывавший в июле 2023 года в Лачинском коридоре: «Фуры с гуманитарным грузом – тоннами продуктов, медикаментов и прочих предметов первой необходимости – стоят в Корнидзоре из-за незаконной блокады Арцаха Азербайджаном. А в это время 120 тысяч жителей Нагорного Карабаха, ожидающих помощи, остаются под угрозой голода и ухудшения здоровья. Ситуация очень тяжелая, срочно необходимы международные усилия как для восстановления поставок гуманитарной помощи, так и свободного передвижения гражданского населения. Мы должны действовать немедленно, чтобы арцахцы получили поддержку, необходимую для выживания и восстановления жизни. Международное сообщество не должно молчать!» Но международное сообщество привычно ограничилось лишь сочувственными вздохами.
Гуманитарная помощь в трудные для Арцаха дни – не единственная акция шведских соотечественников. Во время 44-дневной войны, в городе Сёдертелье было укомплектовано для отправки на фронт 22 тонны грузов, собранных в разных городах страны, причем не только армянами, но также шведами, ассирийцами, русскими. В знак поддержки армяне не раз собирались у посольства Армении, чтобы еще раз подтвердить сопричастность к тому, что происходит на исторической родине.
Активность армянской общины не ограничивается локальными акциями и проектами. После заявления в мае прошлого года о признании премьер-министром РА Николом Пашиняном Арцаха в составе Азербайджана Союз армянских ассоциаций Швеции строго осудил это заявление как противоречащее таким положениям международного права, как право наций на самоопределение, а также право на выбор суверенитета и международного правового статуса.
«Заявление противоречит Декларации о государственной независимости Арцаха, основанной на волеизъявлении народа в ходе республиканского референдума 10 декабря 1991 года. Более того, Союз армянских ассоциаций Швеции считает, что объявленное премьер-министром Армении решение не приведет к миру в Арцахе, поскольку оно неприемлемо для народа Республики Арцах. В случае реализации предлагаемого варианта безопасность населения Арцаха ставится под угрозу. В итоге это может привести к ситуации 90-х годов, ставшей после развала Советского Союза причиной межнационального конфликта, – говорится в заявлении союза. – Мы призываем всех армян объединиться вокруг права Арцаха на самоопределение, защиты суверенных территорий Республики Армения и не допустить, чтобы нынешние власти Армении уступили Республику Арцах Азербайджану. Единственно возможный выход из этого сложного положения – единство всего армянского народа, иначе гибельные последствия для армянской государственности будут неизбежны».
Важно отметить, что сформировавшаяся лишь в середине прошлого века армянская община Швеции смогла самоорганизоваться в дружное сообщество единомышленников из Ливана, Ирака, Египта, Сирии, а после развала СССР к ним прибавились мигранты из бывших советских республик. Как свидетельствует статистика, сегодня там проживают от 13 до 15 тысяч армян. «Возможности здешней армянской общины не столь велики, как во Франции или в США. Но зато в Риксдаге заседают четыре депутата армянского происхождения, которые работают на интересы двух стран – Швеции и Армении».
Например, бывший омбудсмен и депутат Мурад Артин приложил немало усилий для продвижения закона о признании геноцида. «Стыдно, что государственный аппарат Турции открыто отрицает это злодеяние, имевшее место в 1915 году в Османской империи. Разговор и дипломатия важны, но нам нужно найти лучшие стратегии, потому что признание геноцида касается прав человека, которые должны иметь приоритет над торговыми отношениями с Турцией. Европейский союз должен оказать давление на Турцию, чтобы она перестала отрицать геноцид», – считает Артин. Также совместно с парламентарием Сабри Йоханссоном (Оганесяном) он добился от шведского парламента принятия закона, обеспечивающего национальным меньшинствам максимум льгот и привилегий. Немало сил и внимания уделяет исторической родине другой депутат – Арин Карапет. Приехав в Армению в 2022 году для участия в первом Всемирном армянском саммите, он привез с собой пакет предложений по расширению сотрудничества в сферах образования, экономики, культуры.
В Швеции действует множество армянских организаций, призванных сохранить самобытность, культуру и родной язык. На разных площадках проводятся тематические вечера о геноциде. Одним из самых крупных мероприятий стала выставка «Армянские памятники архитектуры в Турции: до геноцида и сейчас». Большой интерес вызвала презентация первого в своем роде шведско-армянского словаря, составленного представителем армянской общины Погосом Аро. По мнению автора, трудности перевода стали побудительной причиной для создания словаря в помощь соотечественникам. Кроме того, здесь действуют армянский культурный центр «Раффи», любительский футбольный клуб «Арарат», Армянское общество милосердия, летний лагерь для детей и даже армянская скаутская организация. В общинных центрах компактного проживания армян создано 13 воскресных школ с акцентом на изучение родного языка и истории.
Благодаря поправкам, которые внесли в проект законодательства парламентарии Мурад Артин и Сабри Йоханссон (Оганесян), ребенок любой национальности, обучаясь в шведской школе, теперь имеет все возможности по изучению родного языка. Для этого специальный государственный комитет находит учителя и оплачивает его расходы. Этот же комитет финансирует официально зарегистрированные в стране национальные общественные объединения, в том числе аренду помещения, которое занимает Армянский союз Швеции, и телепередачу на армянском языке в эфире общественной телекомпанией SVT. Финансовую поддержку общине оказывает и лиссабонский Фонд Галуста Гюльбекяна. Кроме Армянского союза Швеции, в стране действуют Союз армянских ассоциаций Швеции (UAAS) и Федерация армян Швеции, включающая в себя 14 организаций. В 2014 году был сформирован Шведско-армянский комитет за справедливость и демократию, действуют офисы традиционных армянских партий АРФ «Дашнакцутюн», «Рамкавар Азатакан», СДП «Гнчак». Такое разнообразие политической палитры, возможно, и объясняет тот неподдельный интерес, который проявляют наши соотечественники к исторической родине. Пожалуй, даже более патриотичный и значимый, чем ответственность «бархатных» правителей Армении, ведущих страну к гибели…
Кстати, армянская община Швеции буквально на днях вместе с армянами из Франции, Германии, Бельгии, Великобритании, Греции, Румынии, Болгарии, Грузии, Дании, Австрии и др. поддержала всеармянское движение «Тавуш во имя Родины», которое проходит в Армении под эгидой Армянской Апостольской Церкви как гаранта национальной идентичности и государственности.
Сергей Тигранян