Среда, 23 апреля, 2025

В Ростове-на-Дону стартовал инновационный курс для преподавателей армянского языка

Читаемое

«Обновление педагогических компетенций в обучении армянскому языку и инновации в преподавании армянского языка как родного и иностранного» — так называется совместная разработка Нахичеванской-на-Дону армянской общиной совместно с Институтом социологии и регионоведения ЮФУ.

Инновационность в этом случае – не для красоты текста и не для привлечения внимания к заголовку. Это объективный факт.

Донской регион, как уже не раз упоминалось, необычен в смысле исторически сложившейся ситуации: именно сюда были переселены в 1779 году армяне из Крыма по указу императрицы Екатерины Великой. За три века армянское население органично ассимилировалось, однако не потеряло собственной идентичности. Сегодня в Ростовской области армяне это вторая по численности этническая группа.

Естественно, что вопрос сохранения родного языка и, главное, его преподавания, в регионе стоит достаточно остро. Мало сохранить – надо еще сделать так, чтобы язык жил и передавался новым поколениям.

На торжественном открытии мероприятия 1 апреля в Южном Федеральном университете присутствовали Андрей Владимирович Бедрик, доцент, к.с.н., директор ИСиР ЮФУ, Сергей Саядов, к.и.н., директор РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община», Ашот Гугулян, председатель РРМОО «Донской союз армянской молодежи», Сергей Мильдзихов, и. о. руководителя юго-западного Управления Федерального агентства по делам национальностей, Лусине Петанян, руководитель учебно-методического отдела РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община», Александра  Симавонян, педагог высшей категории, поэт, «Посол Родного языка».

Как выглядит программа

Технически это курс на армянском языке, рассчитанный на 72 часа, 2 недели обучения. Предназначен для сотрудников учреждений высшего общего и дополнительного образования, имеющих среднее и высшее специальное образование. Итогом программы станет сертификат о повышении квалификации педагога.

Состоит курс из четырех модулей, которые, к слову, отражают общественную значимость вопроса: аспекты изучения армянского языка как иностранного; идеологическая основа преподавания армянского языка в Российской Федерации; игра как метод успешного обучения школьников на уроках армянского языка; культурно-просветительский проект «Тотальный диктант».

Помимо этого, программы предполагают изучение инноваций в преподавании языка, интерактивных технологий.

Запрос на язык

— Мы благодарны Нахичеванской-на-Дону армянской общине за всестороннюю поддержку, которую оказывает Сергей Саядов как директор общины и одновременно как руководитель центра арменоведения ЮФУ в преподавании, продвижении, сопровождении армянского языка,  — отметил Андрей Бедрик.

Четвертый год подряд армянский язык входит в структуру профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению зарубежного регионоведения в ИСиР ЮФУ. Сегодня армянская община Ростова-на-Дону работает в плане обучения языку в нескольких форматах: по договорам он преподается в некоторых общеобразовательных школах, в воскресных школах пяти армянских храмов в области, в модельных библиотеках.

Это отлично, но достаточно ли? Нет.

По словам директора «Нахичеванской-на-Дону армянской общины и руководителя Центра арменоведения ЮФУ Сергея Саядова, до 2014 года в Мясниковском районе области (местность компактного проживания армян) родной язык был частью основной школьной программы и преподавался по учебникам, получаемым из Армении. Однако после введения системы сертификации учебников в России ситуация поменялась: иностранные пособия эту сертификацию не прошли, и преподавание армянского языка «опустилось» на уровень кружков и факультативов. Тоже очень значимо, но не покрывает потребности.

— Мы провели масштабный опрос в армянонаселенных районах области, — рассказал Сергей Саядов. — Более 1500 человек приняли в нем участие, они отвечали на 78 вопросов анкеты. И буквально в каждой анкете оказался запрос на знание родного языка. Сейчас в факультативных форматах глубокое изучение языка и литературы невозможно, но мы можем сделать главное – привлечь людей к языку. За время преподавания в области сформировались хорошие педагогические кадры, и наша задача – систематизировать их подготовку на будущее. «Программы повышения квалификации педагогов армянского языка» направлены на то, чтобы создать единый уровень методического преподавания. Важно, что переподготовку проводит именно научное учреждение, с выдачей сертификатов установленного государственного образца. В перспективе мы планируем договоренность с Министерством образования Ростовской области, о том, чтобы такая переподготовка стала обязательной для педагогов армянского языка.

Надо не забывать о том, что язык — это основной инструмент сохранения национальной идентичности армян в мультинациональной среде, поэтому усилия по созданию стройной системы его преподавания укладываются в русло не только педагогики и науки, но и культуры, идеологии, сохранения исторической памяти. Об этом в своих выступлениях на открытии говорили и педагоги.

Разработка Нахичеванской-на-Дону армянской общиной и Института социологии и регионоведения ЮФУ стала очередным этапом огромной работы по сохранению армянского наследия, которую ведет община.

Кроме того, как отметила Лусине Петанян, язык – это инструмент живого общения. Формирование связей в обществе, предотвращение недопонимания и конфликтов, передача традиций также идут через язык. То есть поднять качество преподавания — значит еще и усилить медиаторскую, коммуникативную функцию языка на бытовом уровне.

… На открытии мероприятия 1 апреля присутствовали представители разных национально-культурных объединений, общин других этносов Ростова и области. Это свидетельствует: критическую важность изучения родного языка понимают все. И хотя пока речь идет только о программах для армянского, очевидно, что этот опыт будет постепенно распространяться и на другие языки, не только в Южном федеральном округе, но и во всех регионах России.

 

Диана Волкова

 

ИсточникNovostiNk.ru
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Лавров: Россия готова содействовать заключению мирного договора между Ереваном и Баку

12 апреля «на полях» Анталийского дипломатического форума в Турции состоялась встреча Министра иностранных дел России Сергей Лаврова с министром иностранных дел Азербайджана Байрамовым.

Похожее