Появление в середине августа в социальных сетях и СМИ фотографий полуразрушенных конструкций мемориального комплекса Цицернакаберд стало неожиданностью для армянской общественности и вызвало настолько широкий резонанс, что власти вынуждены были признаться «в организации работ по реставрации памятника, вступившие в активную фазу два месяца назад».
В ответ на острую дискуссию в соцсетях уже 27 августа на срочно созванной пресс-конференции министр образования, науки, культуры и спорта Армении Жанна Андреасян отметила, что выделенные на ремонт мемориала около 800 млн драмов – достаточно большие средства для того, чтобы создать необходимые условия для капитального ремонта. В конвертации – это 2 млн долларов, которые выглядят довольно скромно на фоне 6 млн инвалюты за разовый концерт Дженнифер Лопес на Республиканском стадионе. На подобные мероприятия в Ереване не скупятся, в отличие от проектов для объектов со статусом национальной идеи. Вызвало недоумение и заявление главы мегаминистерства о том, что работы на мемориале растянутся до конца 2026 года и, возможно, все-таки будут закончены в срок. Одновременно заявление директора Музея-института геноцида армян Эдиты Гзоян о том, что к 24 апреля следующего года ремонт наклонных колонн Храма Вечности вряд ли завершится, лишь подкрепили сомнения здравомыслящей общественности.
Многие вспомнили скандал трехлетней давности как предтечу нынешней ситуации, когда в Интернете появились видеозаписи, на которых сотрудники сжигали архивные документы во дворе здания музея. Как отмечают эксперты, сегодня градуса напряженности добавляет и тот факт, что работы в мемориале начались без широкой информационной кампании и практически в обстановке полной секретности. Хотя, как выяснилось недавно, план реставрации комплекса был одобрен кабмином еще в 2021 году. Но к проекту не были привлечены специалисты для проведения соответствующей экспертизы, и в результате небрежных реставрационных работ сегодня памятнику нанесен непоправимый ущерб.
По словам члена Палаты архитекторов Армении Анаит Тарханян, дочери соавтора проекта «Цицернакаберд» Артура Тарханяна и наследницы его авторских прав, ни одна фотография не может передать тот вопиющий непрофессионализм, который творится там. Плиты грубо выломаны, а те, которые невозможно отделить от пилонов, варварски выкорчевываются отбойным молотком. «Это настоящий вандализм и варварское отношение к памятнику нашей боли. Прежде чем приступать к подобным работам, необходимо было пронумеровать все камни, сделать паспортизацию каждой плиты с приложением фотографий, с описанием состояния камня и т.д. И только после выводов и согласований с соответствующими инстанциями, в том числе с Комитетом градостроительства, ведомственного, авторского и инспекционного контроля, можно было начинать работы. Я уже не говорю о том, что подобный проект должен был разработать архитектор-реставратор, а не автор комплекса Сашур Калашян, у которого нет лицензии на реставрационные работы», – подчеркнула она.
Удивительным образом «открытый» тендер на проведение «реставрационных» работ без конкурентов выиграла принадлежащая бывшему депутату парламента Давиду Седракяну компания «Бидек», которая тоже не имеет ни лицензии на проведение реставрационных работ, ни соответствующего опыта. Это та самая скандально известная фирма, которая «ремонтировала» подземный переход у Крытого рынка в центре столицы и мост в Норатусе (Нор Ачине), потребовавшие уже через несколько месяцев нового ремонта. Говорить о наличии специальной лицензии у рабочих-гастарбайтеров из Азии с минимумом языковой коммуникации вообще не имеет смысла.
«Конечно, их нельзя винить: им поступило задание, и они выполняли его в полном объеме, повредив при этом и те части, которые не подлежали демонтажу. Ведь сердце у них не болит», – считает бывший директор Музея геноцида д.и.н. Айк Демоян. У них действительно не болит сердце, поскольку стройку они рассматривают как своеобразный «хопан», где можно заработать немного денег. А вот главными виновниками в преступной халатности историк считает архитектора проекта Сашура Калашяна, руководство Музея геноцида и главу МОНКС Жанну Андреасян.
Кстати, последняя в ходе сентябрьского правительственного часа в парламенте пригрозила инициировать правовой процесс в отношении защитников Цицернакаберда. «Люди должны нести ответственность за то, что говорят, и за все безрассудные, нереалистичные и непрерывные действия, посягающие на человеческое достоинство и честь», – заявила она, одновременно подчеркнув, что за 60 лет здесь не проводилось никаких ремонтных работ.
По незнанию или преднамеренно мадам странным образом забыла, что еще в 2003 году при поддержке благотворительного фонда «Линси» Кирка Керкоряна здесь была проведена капитальная реконструкция и благоустройство территории. Также аналогичные работы проводились в 2013–2014 годах, когда были полностью заменены каменные плиты платформы, а также облицовка мемориала и стелы. Итогом же нынешней «реконструкции» стали поврежденные базальтовые плиты, которые фактически превращены в щебень. По словам Демояна, на сегодняшний день не осталось ни одного исторического камня облицовки 1966–1967 годов, который можно было бы использовать повторно. «Под видом «капитальной реконструкции» варварским способом растерзали главную часть мемориала», – считает он.
Под напором общественного возмущения работы в Цицернакаберде были временно приостановлены. «Стройплощадка действительно была обеспечена ненадлежащим образом, за что мы просим прощения у общественности. В настоящее время она приводится в порядок», – заявил представитель компании «Бидек» Епремян. Одновременно на трехчасовом заседании в МОНКС было решено «доработать некоторые проектные детали, после восстановления трех пилонов обсудить вопрос реставрации остальных и предпринять шаги для надлежащей организации строительной площадки». Причем Айк Демоян считает, что первый этап по восстановлению трех пилонов надо скорее завершить, пока сохраняется теплая погода. Хотя это вряд ли удастся сделать до зимы. Синоптики уже пообещали первые осенние циклоны с дождями.
По мнению общественности и специалистов, мемориальному комплексу под видом «ремонта» причинен значительный ущерб, причем не только материальный, но и моральный. В частности, политолог Грант Микаелян считает ремонт в Цицернакаберде отказом официального Еревана от национальных приоритетов и сигналом для Турции о том, что ведется работа по изменению сознания и отношения к геноциду. «Политика премьер-министра Никола Пашиняна направлена на отказ от национальных целей. Проводится курс на изменение идентичности – с армянской на «гражданскую». Власти Армении хотят обставить все так, чтобы республика существовала «для гражданина», но при этом не уточняется, для какого именно», – рассуждает политолог, одновременно отметив, что год назад все учреждения, имевшие статус «национальных» – музеи, театры и т.д. – были переименованы в государственные. Как написали пользователи соцсетей, идет десакрализация памятника армянской истории в угоду турецким предусловиям о забвении геноцида армян в Османской империи: «В строительных лесах, под сеткой он может находиться сколь угодно долго, до тех пор, пока народ начнет привыкать к его теперешнему виду. За последние 5–7 лет армянский народ и не к такому приучили: Арцах, Церковь и Католикос, теперь очередь дошла до памяти о геноциде».
Не менее жестко выглядит заявление редактора и издателя газеты California Courier Арута Сасуняна, отметившего, что враг может физически оккупировать землю, но он не может стереть нашу память. «Настанет день, когда Пашинян скажет, что сохранение Музея геноцида – это враждебный акт по отношению к Турции и мы должны закрыть памятник, чтобы жить в мире с нашими соседями. Другими словами, мир для Пашиняна – это рабство», – подчеркнул он.
В Армении действительно связывают реконструкцию мемориала с переговорами, прошедшими в Вашингтоне 8 августа 2025 года и с парафированием мирного договора с Азербайджаном. Так, экс-глава Комитета госдоходов, общественный деятель Давид Ананян написал в соцсетях, что работы начались уже на следующий день после подписания Пашиняном в США фальшивого мирного договора. «На языке международной политики это послание географическим соседям: Армения готова пойти на уступки, которые ставят под сомнение основы нашей национальной памяти и идентичности. Одним из давних требований Турции было отрицание геноцида. И сегодня его практическим выражением, в качестве первого шага, может стать демонтаж важнейшего символа нашей национальной памяти – Цицернакаберда. Фотографии и изображения строительной лихорадки можно представить Эрдогану как политический отчет, а внутренней аудитории – как «ремонтные работы». Это уже не просто вопрос культурного наследия. Это вопрос государственности и суверенитета. Уничтожая символ памяти, мы вынуждены отказаться от исторической преемственности и принять навязанную мирную повестку», – отметил политик.
Политический подтекст усиливается уже не маскируемыми заявлениями «бархатной» верхушки. В частности, на брифинге 28 августа нынешнего года Пашинян заявил, что международное признание геноцида армян ничего не дает Армении, а тема геноцида становится «геополитической разменной монетой». «Столько стран признали геноцид армян? Теперь давайте посмотрим и инвентаризируем, что мы получили от этого. То есть наша цель дает возможность другим использовать жертв геноцида как платежное средство? – отметил он. – Я говорил руководителям некоторых стран: «Почему вы признаете геноцид армян, я хочу понять вашу мотивацию?» Очевидно, что в значительной степени эта мотивация выражалась в желании получить на выборах 3, 10, 50, 100 тысяч дополнительных голосов. А это никак не связано с государственными интересами Республики Армения, интересами народа Армении».
Ему вторит экс-министр здравоохранения, бывший глава постоянной комиссии НС Армении по вопросам здравоохранения от правящей фракции «Гражданский договор», а с недавних пор министр труда и социальных вопросов Арсен Торосян, призывающий вслед за хозяином «переосмыслить» отношение к геноциду, поскольку международное признание больше не должно быть приоритетом. Впрочем, об этом еще в октябре прошлого года заявил в НС РА и глава внешнеполитического ведомства Армении Арарат Мирзоян: «Вопрос признания геноцида армян не является приоритетом во внешнеполитической повестке дня Армении. Изучение трагических пятен в истории, геноцида армян или превращение его в приоритет номер один конечно же не является повесткой дня МИД». Этот тезис он подтвердил в текущем апреле в интервью турецким СМИ.
И тем актуальней звучат призывы здравомыслящей части общества – не стирать ластиком по чужому наущению память о нашей исторической боли, потому что этим мы предаем и наше прошлое, и наше будущее. «Я хотел бы обратиться ко всему армянскому народу, к нашей многочисленной диаспоре: не будьте равнодушными к тому, что происходит в Армении, не надо говорить «да ладно». Это самое «да ладно» означает, что так мы продаем свое прошлое, настоящее, а также будущее своих детей. Помните и не забывайте!» – подчеркнул экс-директор Музея геноцида армян Айк Демоян.
Александр Маркосян
