Воскресенье, 9 ноября, 2025

Генпрокуратура Армении отказывается выполнять решения судов

Уже длительное время от юристов поступает информация о том, что Генпрокуратура и следственные органы не выполняют требования вступивших в законную силу решений судов РА, обязывающих общественных участников производства совершать определенные действия - выносить процессуальные акты.

Читаемое

Уже длительное время от юристов поступает информация о том, что Генпрокуратура и следственные органы не выполняют требования вступивших в законную силу решений судов РА, обязывающих общественных участников производства совершать определенные действия — выносить процессуальные акты.

Последний самый свежий пример касается уголовного производства в отношении президента благотворительного фонда «Пюник», бизнесмена и филантропа Габриэла Джемберджяна, обвиняемого в отмывании денег. Дело в том, что уже более двух месяцев следователь, рассматривающий производство, и прокурор, осуществляющий надзор за производством, не выполняют требования вступившего в законную силу судебного акта в отношении последнего и не отменяют решение о применении в его отношении меры пресечения в виде запрета на выезд.

Отметим, что статья 507 Уголовного кодекса Республики Армения рассматривает неисполнение судебного акта или воспрепятствование его исполнению как уголовно наказуемое деяние. Согласно части 1 упомянутой статьи, воспрепятствование исполнению судебного акта, вступившего в законную силу, а равно неисполнение судебного акта, вступившего в законную силу, в установленный в срок, а если срок не установлен, то в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу, — наказывается штрафом или лишением свободы на срок до одного года.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, право отмены неправомерных решений следователя принадлежит вышестоящему прокурору.

Учитывая практику неисполнения судебных решений последнего периода, СМИ Армении обратились с письменным запросом к генеральному прокурору РА Анне Вардапетян.

В частности, нас интересовало, какое правовое обоснование было дано неисполнению требования вступившего в законную силу судебного акта Антикоррупционного суда РА в отношении Дженберджяна. Было ли составлено генеральным прокурором сообщение по признакам статьи 507 Уголовного кодекса РА?

В ответе сообщается, что Генпрокуратура сперва подала апелляционную жалобу по специальному пересмотру решения Антикоррупционного суда РА от 06.08.2025 г., а затем кассационную жалобу.

Прокуратура сослалась на следующую правовую позицию, выраженную в решении Кассационного суда РА от 21 декабря 2024 года, которое приводим дословно: «…что немедленное исполнение судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на данный процессуальный акт, завершающий досудебное производство, в случае его обжалования в установленный законом срок может привести к правовой неопределенности».

Следует отметить, что в решении Кассационного суда, приведенном в ответном письме Генеральной прокуратуры, четко указано, что данная правовая позиция относится к жалобе на рассматриваемый процессуальный акт, завершающий досудебное производство, тогда как постановление следователя о применении меры пресечения не является процессуальным актом, завершающим производство.

В пункте 35 части 1 статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса четко говорится, что заключительным процессуальным актом является процессуальный акт, завершающий ход производства, в том числе и заключительный судебный акт, к которому не относится решение следователя об избрании в отношении лица меры пресечения.

А в случае с Дженберджяном мы имеем дело исключительно с решением суда о правомерности решения следователя — процессуальном акте о применении к нему альтернативной меры пресечения — запрета на выезд.

В свою очередь, адвокат последнего Ашот Симонян в беседе с корреспондентом СМИ Армении заявил, что, обжалуя судебный акт, они искусственно пытаются затянуть процесс исполнения решения суда.

Что касается привлечения к ответственности соответствующих должностных лиц за невыполнение требования судебного акта, вступившего в законную силу, то из Генпрокуратуры сказали, что на основании заявления Дженберджяна о преступлении составлен протокол о не инициировании уголовного производства по вышеуказанному факту. Таким образом, получается, что Генпрокуратура вместе привлечения к ответственности конкретных лиц дает зеленый свет следственному органу. А подобная практика может подорвать основы правового государства, нарушить принципы разделения властей и право на судебную защиту лица, что закреплено в Конституции и международных конвенциях и др.

ИсточникNews.Am
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Оппозиционный депутат: Общество должно понять, какую страну оно хочет?

Общество должно понять, какую страну оно хочет? Об этом заявила во время обсуждения, организованного группой «Альтернативные проекты», депутат от блока «Армения» Лилит Галстян.

Похожее