Начнем с того, что администрация Алиева и аппарат Пашиняна сделали заявление о прямо-таки неудержимом стремлении к миру и обмену военнопленными. Азербайджан отдает 32 военнопленных, Армения – 2. Обмен военнопленными был предусмотрен Заявлением от 9 ноября, но Азербайджаном выполнен, естественно, не был. Там остается еще несколько десятков пленённых в различных, в том числе и невоенных, обстоятельствах, судьба их неизвестна.
И этот обмен в общем призван дезавуировать Заявление от 9 ноября 2020-го, под которым стоит подпись России, потому что обмен будет произведен, если это случится, не во исполнение пункта Заявления, причем 3 года спустя, а основываясь на новом. Чем их не устраивало Заявление с подписью России, угадать несложно. Идет подготовка подписания мирного договора, но не на российской, а на американской или европейской площадке, и урегулирование отношений выводится из-под кураторства России. Западу же предоставляется возможность заявить, что именно он является сторонником мира на Южном Кавказе, но никак не Россия. В любом случае усиление присутствия Запада в регионе означает снижение роли России с конечной целью и вовсе вытеснить Россию из Армении. После чего уже Армении предписано поменять свой статус с государственного на административно-территориальный в границах неоосманского образования, объединяющего тюркоговорящие страны. План этот под разными названиями, в том числе и «Анаконда» как удавка для России, разработан и ждет своего удобного часа для реализации.
Россия, безусловно, уязвима со стороны Кавказа. Британия всегда полагала его ахиллесовой пятой России, и практически все войны России с Турцией были спровоцированы ею. Если представить Кавказ плацдармом вторжения, то через Татарию и Башкирию замыкается суннитская дуга, фактически раскалывающая Россию на две части. Британия полагает, что при этом развитии событий она сумеет удержать Турцию в подчинении, что навевает некоторые сомнения. Но есть и более экономный проект – ударить со стороны Центральной Азии, и тогда Армения становится коммуникационным коридором для переброски оружия, террористов и войск на центральноазиатские фронты. Напомню, что граница между Россией и Казахстаном имеет протяженность около 7600 км – в несколько раз длиннее украинского фронта, – очень слабо защищена, и превратить ее в проходной двор для террористов большого труда не представляет. И то, что произошло в Казахстане совсем недавно, можно считать всего лишь репетицией по захвату страны изнутри.
Для реализации этих проектов Россия должна быть вытеснена из Армении. И мирный договор с Азербайджаном под эгидой западных структур служит именно этой цели, как бы мягко ни выражались об этом российские чиновники и политологи. И тогда Армения превращается в тот самый перекресток, который пиарят нынешние власти. Но не армянский, а турецкий, и большой вопрос, разрешат ли армянам им пользоваться. В любом случае Турция получает дорогу на Азербайджан, далее – на границу Казахстана с Россией.
Естественно, что все эти операции планируются на более высоком, чем турецкий генштаб и спецслужбы, уровне. И тут не грех снова напомнить о теснейших британо-турецких связях, имеющих как латентную, так и открытую русофобскую направленность. В частности, глава МИ-6 Ричард Мур в июле обратился к недовольным СВО россиянам: «Я приглашаю их последовать примеру тех, кто уже присоединился к нам за последние 18 месяцев. Наши двери всегда открыты». Каждое предложение о сотрудничестве, как сказал сэр Ричард, «будет тщательно изучено с осмотрительностью и профессионализмом». «В основе моей службы, – уверил он, – лежит то, что мы верны нашим агентам пожизненно и благодарны им вечно». Тут он, конечно, слегка загнул насчет верности и вечной благодарности, но суть в том, что он публично провозгласил вербовочную кампанию, чем главы разведок обычно не балуются. У него сверхдружеские отношения с Эрдоганом, и жена у него – турчанка, так что в плотности британо-турецких связей можно не сомневаться. И временами трудно определить, кто у кого на поводке. По законам жанра – Турция, как более слабое государство, но временами складывается впечатление, что это она использует сюзерена в своих интересах, а не наоборот. Две бывшие империи – поди разберись, кто держит поводок. Главное – общие интересы, а они у них совпадали веками. И такими же гармоничными представлялись интересы Британии и США, бывшей колонии и метрополии. Но сегодня в этот гармоничный некогда дуэт вкрались определенные противоречия.
НАТО на Украине терпит поражение, о чем говорят они сами. Скажем мягче, прокси НАТО – Украина не сумела достичь видимых успехов, растратив полученное оружие, деньги и людской ресурс. И несмотря на призывы отдать все Украине, место которой на глобусе не всякий и представляет, США начали вспоминать, что у них есть и свои проблемы, решение которых требует денег. Мощь печатного станка несколько померкла, и сегодня многим наилучшим выходом из сложившейся на далекой Украине ситуации кажется заключение мира, а не война до последнего украинца. В Британии ясно, скорее всего со времен Брекзита, что после своего фактического поражения США из Европы уйдут, как минимум – из постсоветского пространства и стран, являвшихся ранее сферой влияния СССР. А свято место пусто не бывает, и занять место США собралась Британия, как сама, так и посредством своих прокси, в нашем случае – Турции и Азербайджана, присутствие в котором Британии запредельно. Но даже для имеющих опыт бегства из Афганистана США утрата сфер влияния – вещь болезненная, даже если ее замещает дружественная Британия.
В самом начале палестино-израильского конфликта я сказал, и не я один, что это турко-британская операция, основные мишени которой – и сектор Газа, и Государство Израиль, которое в этой операции рассматривалось как инструмент. Третья мишень – Иран, который пытались втянуть в конфликт посредством проиранской «Хезболлы». А четвертая мишень – это США, которые теряют позиции мирового лидера, и акции Британии в этой ситуации растут, и чем больше она устроит трудностей для США, тем больше будет ее вес. Я не удивлюсь, если деятельность Британии усилится в Индокитае, в странах, которые в свое время являлись ее колониями. Даже не исключаю, что она негласным способом поможет Китаю в противостоянии с Тайванем. И тут та же проблема: если Британия сумеет потеснить США, то именно у нее будут наибольшие шансы занять их место. Как в рамках англосаксонского проекта AUKUS, так и вне его.
Неизбежно возникает вопрос ресурсов, которых у Британии не так чтобы с избытком. Но тут можно вспомнить ее колониальное прошлое, когда она управляла Индией не огромными гарнизонами, а несколькими сотнями чиновников. И нелишне добавить – разведкой. Кстати, с точки зрения агентурной разведки Британия и сегодня является мировым лидером. Так что опыт колониального управления у Британии есть, тот самый, который заменяет необходимость сражений многочисленными армиями. Заметим еще, что в разработку операций Британия привлекает людей, знающих регион, имеющих связи и хорошо представляющих себе местные особенности. Примерно то, о чем писал Киплинг, британский разведчик, в своем романе «Ким». Он еще прославился стихами о бремени белого человека: «Твой жребий – бремя белых, награда же из наград – презренье родной державы и злоба пасомых стад». Совершенно зверская мотивация на служение, отработанная веками. Так и составляются элиты… Это о том, что у Британии есть огромный опыт по управлению большими массами
малыми силами.
Ричард Мур, назначенный незадолго до 44-дневной
войны на пост главы МИ-6, был реальным куратором этой войны от имени Британии. Тогдашний президент Армении Армен Саркисян, гражданин Англии, не случайно был введен в структуры армянского управления. И препятствовал ударам по нефтяной и газовой сети, после чего благополучно отбыл на вторую, а фактически на свою единственную родину.
Будучи изощренной в управлении, Британия не поленилась создать три правительства. Открытое, теневое и закрытое. Разные источники утверждают, что закрытым правительством управляет Ричард Мур. В него кооптированы не только действующие, но и отставные управленцы и работники спецслужб.
Кроме активного участия в проекте создания неоосманской империи вплоть до прямого управления, Британия активизирует свои контакты с Индией. Неудивительно, что сегодня премьером Британии является этнический индиец. Для Британии в этом нет ничего унизительного: когда возникает проект, то в этом проекте все, кроме разработчиков-охотников, становятся добычей. Согласно Киплингу, если вникнуть в его стихи поглубже. И не только Индия представляется добычей, но и США, разделяющие пока «бремя белого человека».
Сказать, что в обретении Британией веса США занимают позицию стороннего наблюдателя, было бы преувеличением. Недавно министром индел королевства назначен экс-премьер Дэвид Кэмерон, надо полагать, с прицелом на премьерство. Он в свое время прославился мутной историей с Брекзитом, устроив плебисцит и одновременно заявив свою позицию против выхода Британии из ЕС. После чего ушел в отставку, когда плебисцит поддержал Брекзит. Внешне все выглядит более или менее убедительно, но поди разберись, какая там шла игра. Кэмерон известен как атлантист и скорее всего в этих кадровых перестановках является креатурой США, которые вступают в игру и хотят на оставляемых позициях видеть своих.
Кроме того, изменения затронули и Польшу, активного участника СВО со стороны НАТО. Она участвует и живой силой в статусе наемников, и оружием, и коммуникациями, не говоря о желании прирезать себе часть Западной Украины. Или всю – как сложится. Так вот, по итогам выборов 13 декабря премьера Моравецкого сменил Дональд Туск, тоже из прежней колоды. Моравецкий был явной креатурой Британии, а члены его правительства называют Туска германским шпионом. В сегодняшних терминах это означает, что он шпион американский, потому что Германия связана вассальными отношениями именно с США, но никак не с Британией. Более того, практически сразу после прихода Туска на пост премьера МВД Польши заявило, что откажется от версии о том, что Россия виновата в крушении самолета Ту-154 в 2010 году под Смоленском, в результате которого погиб президент республики Лех Качиньский. Как заявил польский министр внутренних дел Марчин Кервиньский, время теорий заговора и лжи закончилось. Это для романтиков, но все равно что-то меняется…
Получается, что США избавляются от британской креатуры, приводя на ее место свою. США играют в высшей лиге, никто с этим не спорит, но мир меняется, и Британия тоже стремится в высшую лигу, тесня гегемона. И кажется, что США пытаются ее удержать, начав игру против Британии, которая в борьбе за место в высшей лиге способна бить исподтишка. И та же видимая, а чаще всего – невидимая борьба бывших колонии и метрополии перенесена и на Южный Кавказ, отданный в свое время под фактически единоличное управление Британии с сателлитами – Турцией и Азербайджаном, пытающимися вытеснить США из проекта «Великий Туран» и овладеть ресурсами, которых им так не хватает. И тут на Южном Кавказе появляется Франция. Британских интересов она представлять не может: слишком долгая история вражды, которая, может, и не препятствует общению – в Европе все дрались со всеми, – но в экономических и политических отношениях они конкурентны. Более того, Франция обладает, в отличие от Британии, собственным ядерным оружием. Одним словом, США ввели на Южный Кавказ, в Армению нового игрока, и не зря Алиев так нервно реагирует на его появление. Информационные операции по усилению влияния Франции на Армению – типа признания сенатом Нагорного Карабаха, что французским правительством было отвергнуто – сменяются прямым военным присутствием. Это может привести к тому, что британская агентура будет сменяться французской, и по назначениям можно будет понять, насколько этот проект актуализирован. Эмманюэль Макрон, как известно, голлизмом не страдает, и в этой игре он будет выполнять вашингтонские рекомендации. Доменик Стросскан, подававший надежды на самостоятельность, в свое время был нейтрализован американцами по надуманному обвинению в том, что он то ли домогался, то ли изнасиловал негритянку, превышающую его по параметрам, что невозможно в принципе. Дело замяли после того, как он выбыл из президентской гонки, и этот пост выиграл податливый Олланд, который в свою очередь уступил пост Макрону без свар и потрясений, что означало продолжение линии зависимости от США.
Среди европейских наблюдателей в Армении выросла доля французов. Как утверждают некоторые российские источники, Ереван запружен французами, что конечно же не имеет с реальностью ничего общего, но рост присутствия французов сомнений не вызывает. Более того БТР «Бастион», которые Франция должна предоставить Армении, скорее всего предназначены для корпуса французских наблюдателей, которые будут переформатированы в миротворцев.
В конкуренции британцев и французов нет проблемы оптимума, есть проблема меньшего зла. И у всех миссий – что американской, что французской, что британской – задача одна: вытеснить Россию из Армении. Как говорят российские политологи, в частности Михаил Хазин, не исключено, что у России с США появились определенные договоренности. Не с действующей властью, а с теми, кто начал импичмент против Байдена. Им нужны контуры будущего мира, то, о чем старик Байден думать не хочет, а скорее и не может, и не исключено, что речь идет о реанимации Потсдамских соглашений, согласно которым Россия как правопреемница СССР получает обратно свои зоны влияния. Будет ли попутно реанимирована и доктрина Монро о невмешательстве в европейские дела, сказать не берусь, но то, что поле деятельности США за своими пределами будет сокращаться – неизбежно.
Не исключено, что в соглашение с противодействующими Байдену элитами, если таковое есть, включен пункт о том, что США должны взять на себя функцию очистить Южный Кавказ от Британии и ее сателлита – Турции. И поскольку Турция может позволить себе прямое неподчинение этим планам, то лучше, если Турцией займется Иран. Отмечу, что отношения Ирана и Франции имеют позитивную историю, аятолла Хомейни в свое время прибыл за властью в Тегеран из Парижа, и вообще, Франция если и придерживалась режима антииранских санкций, то без особого фанатизма. В частности, Иран выпускает автоматические коробки передач – французские автоконцерны достаточно активны в Иране, – в то время как сегодня Россия испытывает большие затруднения в их производстве. О другой высокотехнологичной продукции подсанкционной страны я не говорю. Иран входит в десятку обладающих современными технологиями стран. И связи Ирана и Франции в любом случае облегчают задачу нейтрализации Британии и Турции на Южном Кавказе.
Когда процесс наберет обороты, резко возрастет вероятность новой агрессии Алиева против Армении, что вполне в британской традиции. Сыграет ли Россия свою роль в предотвращении агрессии – сказать очень сложно. Особенно после того, как Россия легко уступила Алиеву Арцах. Можно, конечно, прибегнуть к историческим аналогиям, когда Россия уступала территории и возвращала их через десятки лет. У больших стран понятия времени и пространства отличны от тех же понятий в представлении малых стран.
Большая страна – США – уходит из Европы. Но, уходя, она посадила ее на свою газовую иглу. Да, американский газ дороже, но Европа это проглотила. Через определенное время США, надо полагать, собираются вернуться в Европу, которая, энергетически завися от США, слишком далеко отпрыгнуть не может. Ей для этого придется менять геополитические ориентиры, те самые, которые выковывались десятилетиями. В этом вопросе велика роль России, но справится ли она с этой миссией – сказать сложно.
Подводя итог, отмечу, что грядут перемены. Дойдут ли они до тектонических сдвигов, судить пока рано, но то, что началась кампания против ставленника демократов в США и соответственно против креатуры демократов, в частности, в Британии и в Польше – определенно.
И тут Пашиняну не позавидуешь. Его простая задача – действовать согласно полученным инструкциям – сильно усложнилась. Вполне может измениться содержание этих инструкций, начнутся процессы внутри его окружения. Сам он в силу своего ограниченного, свойственного «цветным революционерам» воображения познать глубину обступивших его процессов не может, и тут возможно все – от награждения до наказаний. Причем англосаксы – ребята жесткие, совершенно далекие от сентиментальных переживаний. И сдержат ли они обещание обеспечить ему безопасность, даже если он выполнит все, предусмотренное контрактом? Я бы хорошо подумал и ответить бы не сумел…
Перейдем к позитиву. Я искренне поздравляю читателей с наступающими Новым годом и Рождеством Христовым! Дай Бог, чтобы армянство и, в частности, граждане Армении все будущие праздники, как светские, так и церковные, могли бы отмечать и в Арцахе.
Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван