Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Армения Сергея Копыркина общественно-политическому изданию «Союзники. ОДКБ».
-Как бы Вы охарактеризовали текущие росийско-армянские отношения? Какие основные факторы и обстоятельства, влияющие на них, выходят сегодня на первый план?
Россия поддерживает активное двустороннее взаимодействие со своими партнерами на международной арене, в том числе с Арменией. Совсем недавно, 23 августа состоялся телефонный разговор между Президентом России В.В.Путиным и Премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном, в ходе которого собеседники условились продолжать свои контакты. Ранее, 8 мая, «на полях» очередного заседания Высшего евразийского экономического совета состоялась обстоятельная беседа между лидерами наших стран. В феврале этого года на заседании Межправительственного совета ЕАЭС в Алма-Ате Председатель Правительства России М.В.Мишустин также провел короткую беседу с Премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном.
Активно развивается взаимодействие в торгово-экономической сфере. Продуктивно работает двусторонняя Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Регулярно, в том числе в рамках встреч в формате ЕАЭС, общаются ее сопредседатели – Заместитель Председателя Правительства России А.Л.Оверчук и Вице-премьер Армении М.Г.Григорян. Выделяется успешная кооперация с армянскими партнерами на культурно-гуманитарном треке.
При этом наши двусторонние отношения не обходятся без некоторых сложностей в политическом аспекте. Не по нашей инициативе снизилась динамика межведомственных контактов, в том числе по линии МИД и оборонных ведомств наших стран. Отмечаем неприкрытое давление «коллективного Запада», который пытается вынудить Ереван минимизировать связи с нашей страной, всячески их ограничить.
Несмотря на это мы по-прежнему исходим из того, что сохранение и углубление союзнических отношений России и Армении отвечает истинным, коренным интересам обеих стран. Отмечаем публично озвученный настрой армянских властей работать над устранением проблемных моментов. Ждем, что это будет воплощено на практике. Мы со своей стороны к этому готовы.
-Остается ли Россия посредником в диалоге Еревана и Баку? Если да, то в чем преимущество российского посредничества? Как Москва относится к посредническим инициативам других стран?
Россия никогда не отказывалась от своей роли «честного брокера» в переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном. Последние контакты Президента России В.В.Путина с партнерами,
в частности его Государственный визит в Азербайджан 18-19 августа
и телефонные переговоры с Н.В.Пашиняном и И.Г.Алиевым, в ходе которых акцентировано обсуждались вопросы армяно-азербайджанской нормализации, являются ярким тому подтверждением. Стоит вспомнить и то, что именно благодаря российской стороне и лично Президенту России В.В.Путину удалось остановить войну 2020 года, разработать и воплотить в жизнь механизм трехсторонней рабочей группы по разблокированию экономических и транспортных коммуникаций.
«Важность активной подготовки к заключению мирного договора между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения в целях достижения устойчивого и долгосрочного мира в регионе» была особо подчеркнута в заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении от 31 октября 2022 года. Тогда же было «условлено продолжить поиск взаимоприемлемых развязок на основе имеющихся наработок», а Российская Федерация обязалась «и далее оказывать этому всяческое содействие». Подход российской стороны к разработке договора остается неизменным, так как он зафиксирован в документе, под которым стоит подпись нашего Президента. Разумеется, что объем и формы подобного содействия должны быть приемлемы для каждой из сторон.
В русле достигнутых трехсторонних договоренностей Москва успешно предоставляла площадку для переговоров по проекту мирного договора. Вновь подчеркну, готовы это делать и в будущем. Гарантируем создание максимально комфортных условий для работы обеих делегаций в предпочтительном для них двустороннем формате.
Не можем не приветствовать усилия наших казахстанских партнеров, которые организовали продуктивную встречу глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении 10-11 мая в Алма-Ате. Важно, что такие встречи идут в русле трехсторонних договоренностей на высшем уровне 2020-2022 годов, предусматривавших, помимо заключения мирного договора, разблокирование транспортных и экономических связей между Азербайджаном и Арменией, делимитацию совместной границы, развитие контактов по линии гражданских обществ.
Мы искренне заинтересованы в успехе переговоров, в благополучии и мире на территории наших ближайших соседей, партнеров и союзников. Кроме того, для достижения позитивного результата Россия обладает необходимым опытом, материалами (в том числе картографическими) и соответствующим авторитетом в регионе. Более того, в отличие от «коллективного Запада», мы не рассматриваем Южный Кавказ как «зону противостояния» с кем бы то ни было. Странам Глобального большинства уже хорошо понятна истинная цель происходящих событий – превращение региона в очередную арену конфронтации между Россией и Западом, нанесение ущерба интересам нашей страны любыми методами и любой ценой, даже человеческих жизней.
Мы рассматриваем заключение сбалансированного мирного договора между двумя нашими союзниками как незаменимую предпосылку для выстраивания архитектуры неделимой безопасности и устойчивого социально-экономического развития. Надеемся на скорейшее преодоление остающихся разногласий и успешное продвижение по другим направлениям нормализации армяно-азербайджанских отношений в русле трехсторонних договоренностей на высшем уровне.
Готовы и впредь оказывать всемерную поддержку примирению двух дружественных России стран и народов, содействовать поиску взаимоприемлемых и сбалансированных решений в целях обеспечения безопасности и процветания всех стран региона.
-Вероятно, наиболее острый вопрос между Ереваном и Баку связан с принципами организации транзитного движения через южный регион Армении – Сюник. Каков подход России к его решению?
Россия выступает не за создание какого-то одного конкретного маршрута, а за полное разблокирование экономических и транспортных коммуникаций на Южном Кавказе. Именно этим занималась Трехсторонняя рабочая группа (ТРГ), созданная в 2021 году по решению лидеров России, Азербайджана и Армении, под совместным председательством вице-премьеров трех стран.
В ТРГ велась ритмичная работа, удалось добиться существенных результатов. Так, на 12-м заседании группы в июне 2023 года было согласовано общее понимание относительно восстановления и организации железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном. Мы практически вышли на комплексную сбалансированную договоренность. К сожалению, процесс, не по нашей вине, застопорился. Под давлением «коллективного Запада» Ереван принял решение заморозить трехстороннее взаимодействие и на данном треке.
Считаем необходимым в максимально короткий срок возобновить полноценную работу ТРГ не только для разблокирования транспортно-коммуникационной системы Южного Кавказа, но и для установления устойчивого мира и процветания всего региона в целом.
-На наших глазах происходит серьезное геополитическое переформатирование Южного Кавказа. Меняется внутренний баланс сил, укрепляются позиции ряда внешних игроков. Чего стоит ждать от этих перемен?
Россия искренне заинтересована в том, чтобы на Южном Кавказе установился прочный мир. При этом цели «коллективного Запада», где сейчас армянское руководство ведет активный поиск новых партнеров в сфере безопасности, носят в корне противоположный характер. В качестве основной задачи открыто ставится подрыв как мировых интеграционных процессов, затрагивающих территорию Евразии, так и более узких, но не менее близких для нас, проектов – ОДКБ, СНГ, ЕАЭС. Благополучие и мир в регионе при этом не рассматриваются и, очевидно, будут принесены в жертву геополитическим интересам западных акционеров.
Вашингтон и его союзники практически не скрывают, что готовы на любые шаги, включая дестабилизацию внутриполитической и социально-экономической ситуации в соседних с Россией государствах. Для достижения этих целей эксплуатируются внутрирегиональные противоречия. Ни мотивы, ни «кредитная история» таких «партнеров» не могут и не должны вызывать никакого доверия. Национальные интересы и укрепление армянской государственности в приоритеты «коллективного Запада» не входят. Напротив, ему выгодно сохранять очаги напряженности на постсоветском пространстве для ослабления России, которая, по сути, остается здесь основным гарантом безопасности.
Существует ли формула достижения мира и стабильности на Южном Кавказе?
Исходим из того, что судьбу и будущее Южного Кавказа должны определять исключительно страны региона и соседние государства-партнеры. Никто извне мир и процветание в наш общий дом не принесет. Если говорить о задачах по обеспечению долгосрочной региональной безопасности, стабильности и социально-экономического развития, то им совершенно не соответствуют планы «коллективного Запада» по милитаризации региона и расширению в нем военно-политического влияния ЕС и НАТО. Ключ к процветанию Южного Кавказа – инклюзивный диалог, в частности в рамках Консультативной региональной платформы «3+3», поиск взаимоприемлемых ответов на возникающие вопросы и противодействие геополитическому диктату внерегиональных сил.
Необходимо отметить, что Армения остается членом ОДКБ, выступает участником многочисленных двусторонних договоренностей в военной и военно-технической областях. Твердо убеждены, что полноценное участие Армении в работе ОДКБ отвечает, прежде всего, интересам армянского народа, служит поддержанию мира и стабильности в регионе Южного Кавказа. Членство в Организации, а также тесные связи с нашей страной в военной области стали ключевым фактором поступательного развития независимой Армении в последние десятилетия. Что бы ни сулили западные «доброжелатели», все активнее обхаживающие Ереван, действенных альтернатив ОДКБ в качестве механизма обеспечения безопасности Армении на сегодня нет.
Отдельно подчеркну, что многие риски, с которыми сегодня сталкивается Армения, можно было купировать, если бы в сентябре 2022 года Ереван согласился на предложение реализовать по линии ОДКБ комплекс мер по стабилизации обстановки на границе с Азербайджаном. Речь шла о серьезных инициативах, включавших военно-техническую помощь, направление мониторинговой миссии, содействие в обучении погранвойск. К сожалению, армянское руководство предпочло пригласить миссию Евросоюза, которая нисколько не защищает рубежи государства, а под прикрытием «мониторинга» занимается сбором разведданных против Азербайджана, Ирана и России.
Каким Вам видится место России в южно-кавказском регионе сегодня и в перспективе? Что Москва делает для защиты своих интересов?
Россия выступает в качестве честного посредника в урегулировании региональных проблем, с высокой степенью эффективности предпринимает усилия в интересах мира и сохранения баланса интересов. Мы не преследуем конъюнктурных целей, работаем на всеобщее благо, с безусловным учетом законных интересов всех наших партнеров. Это и есть настоящий вклад в будущее региона – попытка гармонизировать отношения на Южном Кавказе, найти общие подходы к решению возникающих проблем
и разрешить противоречия ради установления мира как между отдельными странами, так и в регионе в целом.
Это философская концепция, ставшая реальностью. Она была закреплена в документах и начала реализовываться. Обеспечение стабильности, безопасности и благополучия на Южном Кавказе всегда было и остается приоритетом для России. Мы намерены и дальше развивать взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами региона.