Почему этот музыкальный тандем цитирует героев фильма «Мимино? За кого болеют известные исполнители на чемпионатах мира и Европы и какие травмы характерны для музыкантов — в интервью Sputnik Армения виолончелиста Нарека Ахназаряна и пианиста Георгия Чаидзе.
Заслуженного артиста Нарека Ахназаряна в Армении считают «Месси струнной музыки». Сам же он такое сравнение не воспринимает за комплимент, так как считает себя фанатом Роналду. По словам виолончелиста, нам посчастливилось жить в эпоху расцвета двух величайших футболистов, которые, к сожалению, фактически уже завершили свою карьеру. В этом году, впервые за последние полтора десятка лет их имена не вошли в число претендентов на Золотой мяч.
«С большим уважением отношусь к Месси, но если мы говорим о футболе, как о спорте, то Рональду для меня — величайшее из имён. У него больше забитых мячей головой и преимущество в голах, забитых не рабочей, левой ногой. Он более быстр и в основном играл на фланге, будучи вингером. А вот если говорить про футбол, как искусство, то тут однозначно я выделю Мессии. Он потрясающе красиво обходил полкоманды соперников и забивал в стиле Пеле и Марадоны. Честно говоря, я всё-таки воспринимаю футбол больше, как спорт. А читая интервью Криштиану, понимаю, что он мне очень импонирует, как человек», — говорит Ахназарян.
Его друг, пианист Георгий Чаидзе, прилетевший в Ереван для совместного концерта, тоже неравнодушен к футболу, но ему больше нравиться играть в футбол, а не «болеть». По его словам, в их команде есть 3-4 музыканта мирового уровня и они гоняют мяч как «ошалелые».
«Это и ломает все предрассудки о том, что мы бережёмся от травмоопасных хобби. Вторая моя спортивная страсть – бадминтон. Среди моих партнёров – победители конкурса Чайковского, гастролирующие по миру. Никто из них не боится перегрузить руки, потому что спорт даёт чувство эйфории, чувство достижения цели. Но лучше, конечно, беречь кости и ничего не ломать», — отмечает Чеидзе.
Нарек и Георгий отмечают, что музыкальное искусство от спорта отличается большей тонкостью восприятия инструмента, в отличие от спортивного снаряда. После травмы во время игры в футбол, кость может срастись, но если не срастётся маломальское повреждение нерва, то палец уже будет загибаться не так, как надо и за этим последует финал карьеры артиста на высоком уровне.
«Волков бояться – в лес не ходить. Но, конечно, во время наших футбольных матчей у нас в подсознании всегда сидит, что мы музыканты и стелиться в подкатах, как это делал Паоло Мальдини, ни к чему. Надо быть поосторожней», — замечает Ахназарян.
Наивно полагать, что музыканты зарабатывают на хлеб лёгким трудом. По словам Георгия, профессиональные травмы в большей степени получают струнники. У них, особенно у виолончелистов, постоянные мозоли на пальцах.
«Нарека я знаю уже много лет, и у него часто бывают болезненные случаи с пальцами: вот тут что-то лопнуло, тут что-то порвалось… А в целом общий недуг музыкантов – перенапряжение. Мышцы спины чаще всего перегружаются, шея болит», — признается Чаидзе.
Он шутливо замечает, что Нарек к тому же ещё и носит свой инструмент за спиной, а пианисты, Слава Богу, рояль не таскают на концерты и репетиции. Так что, ему качаться в спортзале не обязательно. Но на этом шутки тандема талантливых музыкантов не иссякли. Оказывается, одно из их любимых хобби — рассказывать анекдоты про альтистов, причем самим альтистам.
«К примеру, вопрос армянского радио: в чём разница между альтистом и стиральной машиной. Ответ — стиральная машина вибрирует!» — рассказывает Нарек Ахназарян.
Альт — не очень популярный среди молодежи инструмент, поскольку игру на нем освоить тяжелее, чем на скрипке. Звукоизвлечение сложнее, поэтому в раннем возрасте большинство предпочитают скрипку, соответственно, в мире сегодня хороших альтистов совсем немного. Но все те, с кем знакомы Нарек и Георгий, обладают потрясающим чувством юмора. Без шуток и цитат из знаменитого киношедевра «Мимино» про армяно-грузинскую дружбу не обходятся репетиции и просто разговоры между Нареком и Георгием. Обычно, перед тем как предложить коллеге и другу исполнить музыкальную композицию несколько в ином темпе или как-то по-особенному, следует многозначительная фраза: «Я тебе один умный вещь скажу!».