Понедельник, 9 декабря, 2024

Невыученные уроки 44-дневной войны: как Ереван мог повысить цену новой агрессии для Баку

Два послевоенных года ознаменовались резким изменением геополитической конъюнктуры вокруг Армении. К прежним вызовам прибавились новые, не менее смертельные угрозы.

Читаемое

Два послевоенных года ознаменовались резким изменением геополитической конъюнктуры вокруг Армении. К прежним вызовам прибавились новые, не менее смертельные угрозы.

В Армении и Нагорном Карабахе вспоминают 2-ую годовщину начала 44-дневной войны. Итоги войны поставили Армению в очень тяжелую ситуацию, ее последствия еще долго будут давать о себе знать. Резкое ухудшение военно-стратегических условий для армянской стороны в случае возникновения нового конфликта, увеличение числа потенциальных направлений новых боевых действий, изменение баланса сил не в пользу Армении, рост агрессивности и непомерные амбиции Азербайджана – вот, пожалуй, не полный перечень печальных итогов войны.

К сказанным проблемам сейчас добавилась еще и мировая политическая турбулентность. События вокруг Украины, жесткая конфронтация России и Запада привели к новому кризису и на Южном Кавказе. И недавняя агрессия Азербайджана против суверенных территорий Армении – наглядное тому подтверждение. Более того, события 13-14 сентября стали прямым последствием итогов 44-дневной войны.

По мнению политолога Давида Арутюнова, после боевых действий 2020 года у ведущих силовых центров был негласный консенсус насчет дальнейшего разруливания конфликта, логической концовкой этого процесса стала бы разблокировка коммуникаций в регионе, делимитация и демаркация границы между Арменией и Азербайджаном.

«Ситуация изменилась в результате украинского кризиса, консенсус этот был разрушен. Утрата консенсуса, помимо всего прочего, привела и резкому росту агрессивности Азербайджана», — сказал эксперт в комментарии Sputnik Армения.

В произошедшем есть и определенная доля ответственности армянского руководства. В первую очередь необходимо было заняться реформированием армии, делать это весьма стремительными и даже агрессивными темпами. С точки зрения Арутюнова, баланс сил этим в корне не изменился бы, так как у Армении сейчас нет необходимого экономического и демографического потенциала. Но однозначно можно было добиться ситуации, в которой цена любой новой агрессии для Азербайджана была бы слишком высокой. Неизбежность огромных потерь со стороны Азербайджана сыграла бы сдерживающую роль.

Еще одну недоработку армянского руководства Арутюнов видит в дипломатической плоскости. С момента окончания 44-дневных боевых действий Ереван взял на вооружение политику достижения мира путем уступок Азербайджану. Можно вспомнить отход от позиций вблизи Сюника в декабре 2020 года, когда несколько армянских приграничных сел Армении оказались под прямой наводкой азербайджанских ВС, а стратегическая трасса Горис-Капан, связывающая Армению с Ираном, оказалась под частичным контролем Баку. Можно также вспомнить вторжение азербайджанских подразделений на территорию Армении в районе Черного озера (Сев лич) в Сюнике и у сел Кут и Верин Шоржа в Гегаркунике в мае 2021 года. Во всех этих случаях официальный Ереван воздержался от ответных мер с целью избежать новых крупных столкновений. Как показали дальнейшие события, такая политика оказалась провальной.

«Вся несостоятельность политики уступок была обусловлена тем, что непонятно, где, на каком этапе остановится Азербайджан в своих претензиях. И мы сейчас видим, что независимо от того, на какие шаги идет Ереван, Баку использует военную силу в качестве инструмента в отношениях с Арменией. К сожалению, он продолжит это делать и в будущем», — отметил Арутюнов.

Он считает, что если бы Армения имела дело с визави, который четки озвучивает свои запросные позиции на переговорах, свои цели и задачи, то политика мира в обмен на уступки хоть как-то оправдала бы себя. Можно было бы пойти на определенный дипломатический размен. Но изначально было ясно, что Баку постепенно будет повышать планку своих требований.

Тем не менее, как отмечалось выше, в корне изменить ситуацию, изменить баланс сил власти Армении не были в состоянии. Военное строительство и более грамотная, умелая дипломатия обеспечили бы незначительное преимущество Еревану, но полностью исправить ее пошатнувшиеся после войны позиции не смогли бы.

Еще одним спорным моментом в армянской дипломатии Арутюнов считает активность на западном направлении. Дело в том, что эта активность не приводит к желаемым для Еревана результатам, не дает гарантий безопасности, однако может внести некоторый разлад в отношения с Россией. В итоге, не получив от Запада ничего, Армения может нажить себе проблемы с Россией.

Если попытаться подытожить, то, по мнению политолога, в Армении имеет место системный кризис. Этот кризис обусловлен отсутствием альтернативных решений, которые, с одной стороны, обеспечили бы мир в регионе, с другой – безопасность государства. Что-то в качестве альтернативных решений предлагала оппозиция, однако ее идеи были не состоятельными. Так, например, оппоненты власти настаивали на том, что не стоит спешить с переговорами, нужно тянуть время. Но, как уже отмечалось выше, любая попытка Еревана маневрировать наталкивается на силовое воздействие Баку, стремящегося ускорить процессы.

Вдобавок к этому внутри армянского общества после войны были усталость и огромное желание избежать новой войны. Отчасти это и обусловило исход досрочных парламентских выборов 2021 года, когда обещающая «мирную повестку» власть вновь победила на них. Эксперт на данный момент считает весьма сложной задачей консолидацию армянского общества, в нем произошла атомизация. Эти факторы вместе и породили нынешнюю сложную обстановку.

ИсточникSputnik Армения
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Пусть не Эйнштейн с Эдисоном, зато верные друзья: что общего между властями Армении и США

Колумнист Sputnik Армения рассуждает по поводу рекордных по скорости назначений избранного президента США Дональда Трампа и проводит параллели с кадровой политикой в армянских высших эшелонах власти.

Похожее