New York Times публикует объемный материал, посвященный влиянию России и Ирана в регионе Южного Кавказа, особо акцентируются противоречия интересов двух стран.
Материал так и называется «Друзья и соперники: Москва и Тегеран соревнуются на Кавказе».
Автор совершил путешествие к армяно-иранской границе, констатируя скорый уход пограничников ФСБ РФ. «Это граница между Ираном и Арменией, 30-мильная полоса, которая является поворотной точкой головокружительного геополитического сдвига. Здесь, на Кавказе, в горном регионе, где Европа встречается с Азией, Россия и Иран все чаще рассматриваются как соперники, в то время как западные страны — что удивительно — находят какие-то общие дела с Тегераном», — пишет издание.
«В редком интервью на прошлой неделе посол Ирана в Армении Мехди Собхани признал расхождение интересов России и Ирана в регионе, а не «стратегическое партнерство», которое они часто исповедуют, объединяясь против Соединенных Штатов. «Мы не союзники», — сказал г-н Собхани. «У нас есть некоторые разногласия, и у нас есть некоторые общие интересы. Это не значит, что мы союзники», — цитирует издание посла. По всей видимости, издание имеет в виду беседу посла с журналистами в Капане на прошлой неделе. Между тем, в других источниках дословно фразу «мы не союзники» найти не удалось.
По мнению авторов статьи, «Россия стремится сдержать растущее влияние Ирана в Армении, бывшей советской республике на перекрестке торговых путей, которые нужны Москве для замещения западного импорта. Ситуация осложняется тем, что некоторые западные страны, в настоящее время находящиеся в конфликте с Ираном, видят свои интересы на Кавказе — предотвращение войны и уменьшение влияния России — совпадающими с интересами Тегерана». Здесь издание приводит слова Маркуса Риттера, возглавляющего миссию ЕС по мониторингу границ Армении, о том, что иранцы «здесь, в регионе, лучшие друзья армян».
«Последний виток напряженности по поводу будущего региона вращается вокруг тонкой полоски армянской земли, провинции Сюник. () На данный момент эта дорога является ключевым маршрутом к северу от Персидского залива и имеет решающее значение для экспорта иранских товаров в Россию и Европу. Но именно там Россия и Азербайджан хотят проложить маршрут восток-запад в сторону Турции, который был бы вне контроля Армении, — маршрут, который, как опасаются армяне, Азербайджан может занять силой», — утверждает издание.
И подобное утверждение идет вразрез с фактами – на открытии коридора настаивает коллективный Запад, Турция и Азербайджан. Об этом было заявлено неоднократно, и даже подписан меморандум.
«Мы не можем согласиться с изменением международной границы», — вновь цитирует издание посла Ирана: «Г-н Собхани отказался сказать, что сделает Иран в случае нападения Азербайджана, ответив: «Этого не произойдет».
Как полагает автор статьи, администрация Байдена подтолкнула Азербайджан и Армению к проведению мирных переговоров, однако со сменой администрации США армяне опасаются сочетания меньшего внимания Америки и более жесткой линии в отношении Ирана, который, по их мнению, играет конструктивную роль на Кавказе.
«Европейские страны по-своему балансируют. Лидеры ЕС углубляют связи с Азербайджаном, несмотря на опасения по поводу прав человека, потому что богатая нефтью и газом страна предоставляет альтернативы российским энергоносителям. Они также признают важность страны для Израиля, который получает большую часть своей нефти из Азербайджана, продает Азербайджану оружие и видит стратегическую ценность в тесных связях с соседним Ираном.
Г-н Риттер, глава миссии ЕС, заявил, что и Армения, и Азербайджан строят бункеры, траншеи и артиллерийские позиции, «чтобы подготовиться к наихудшему варианту», — констатирует издание.