В Ереване 8 ноября проходят парламентские слушания, созванные постоянной Комиссией Национального Собрания по государственно-правовым вопросам.
Обсуждается пакет законопроектов о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс (конституционный закон) и поправки в смежные законы.
Ранее парламент Армении одобрил в первом чтении предложенные Минюстом поправки в Избирательный кодекс, которые позволят проводить новые выборы в случае объявления чрезвычайного или военного положения.
Так, в случае объявления чрезвычайного или военного положения до завершения подсчета голосов и фиксации итогов в протоколе избирательный процесс будет приостановлен. Для его возобновления потребуется организовать новое голосование.
Оппозиция в связи с этим выразила опасения, что изменения могут дать правящей партии возможность продлить свое нахождение у власти. В частности, при невыгодных результатах выборов, как считают в оппозиции, власти смогут спровоцировать чрезвычайную ситуацию, чтобы прервать процесс голосования или подсчет голосов.
Заместитель министра юстиции республики Арменуи Арутюнян, которая представила проект, в частности, коснулась необходимости реформирования порядка пересчета голосов, зафиксированного в ИК. «Избирательный кодекс устанавливает порядок проведения пересчета в соответствии с конкретными субъектами. В настоящее время, в первую очередь, пересчитываются результаты голосования на тех участках, которые были выбраны путем жеребьевки, а затем уже на участках, в отношении которых было подано заявление о пересчете. Это может вызвать недовольство и создать атмосферу недоверия. Особенно когда установлен крайний срок для пересчета», — сказала Арутюнян. По ее словам, новые поправки предусматривают предоставление приоритета пересчета голосов тем обращениям, которые «были поданы субъектами избирательного процесса».
Замминистра также добавила, что Избирательный кодекс не предусматривает возможности пересчета голосов по инициативе Центральной избирательной комиссии. И это при том, что пересчет голосов является необходимым инструментом для осуществления эффективного контроля за избирательным процессом. «Это также было рассмотрено в данном законодательном пакете», — заявила представитель Правительства.
В свою очередь, секретарь парламентской фракции оппозиционного блока «Армения» Арцвик Минасян решил обратить внимание на другую, по его мнению, не менее важную проблему. «Последний вопрос, который связан с изменениями в Избирательном кодексе, обсуждался, однако до сих пор не решен. Речь идет об избирательном праве граждан, насильственно перемещенных из Нагорно-Карабахской Республики. Считаю важным, чтобы участники парламентских слушаний выразили свою позицию по этим вопросам», — сказал Минасян.
Он также затронул злополучную тему военного положения, которая серьезно взбудоражила оппозицию. По мнению парламентария, объявлять военное или чрезвычайное положение непосредственно в ходе голосования попросту нельзя. Он убежден: чрезвычайное или военное положение не должно объявляется в период с 08:00 до 20:00 (в день выборов). Если же после этого сохранятся основания для военного или чрезвычайного положения, то необходимо, как минимум, зафиксировать предварительные итоги голосования избирателей.
В ответ на это замглавы Минюста Арменуи Арутюнян заявила, что все эти предложения должны быть рассмотрены специалистами.
Оппозиционный общественный и политический деятель Эдгар Казарян при этом поинтересовался, почему принятие вышеупомянутого пакета Правительство посчитало столь срочным. «Я просто хочу понять – есть ли опасность военного положения, или Правительство Армении планирует инициировать такие внутриполитические процессы, которые позволят провести внеочередные выборы?», — задался вопросом общественный деятель.
Арутюнян в ответ на это сказала, что проект уже не считается срочным, так как возникла необходимость во внесении некоторых правок. «Есть время до 3 декабря. В этот день проект будет представлен на обсуждение парламента во втором и окончательном чтении», — сообщила Арутюнян.
С другой стороны, по ее словам, действующее законодательство не предполагает никаких регулирований в случае необходимости введения чрезвычайного или военного положения во время избирательного процесса. Поэтому эту брешь было решено заполнить.
«До этого момента у нас не было возможности приостановить избирательные процессы. Мы попытались внести такие поправки в рамках обеспечения закона, которые будут приемлемы для всех, в том числе и оппозиции», — подчеркнула замминистра.
