Взаимодействие Анкары и Тбилиси всегда обуславливалось конъюнктурными геополитическими соображениями. Не является исключением и нынешний визит грузинского лидера в страну.
Первый официальный визит премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе в Турцию выходит за рамки классического посещения главой дружеской страны государства-стратегического партнера. Он состоялся на фоне протестов и политического демарша некоторых европейских чиновников — глав МИД Литвы, Эстонии и Исландии, которые поддержали в Тбилиси противников законопроекта «О прозрачности иностранного влияния».
Тбилиси и Анкара давно должны были сверить часы, а лидеры стран — «рестартнуть» персональные контакты. Несмотря на многолетнее стратегическое партнерство, в последний раз премьер Грузии посещал Турцию в 2021 году, не считая непродолжительного общения глав двух стран на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в 2023 году.
Доктор политических наук, профессор Вахтанг Маисая в интервью
Sputnik Армения пояснил, что этим грузинский премьер попытался создать соответствующий международный фон, подчеркнуть, что соседние государства поддерживают курс правительства.
На это указывает и то, что Кобахидзе прибыл в Анкару с довольно-таки представительной делегацией, в состав которой вошли представители пяти ключевых ведомств Грузии. Однако Тбилиси и Анкара подписали только один документ — меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики.
В самой Грузии довольно-таки жестко отреагировали на политическую выходку чиновников ряда европейских стран, назвав «вмешательством во внутренние дела страны» открытую поддержку грузинской оппозиции со стороны глав МИД Латвии, Литвы, Эстонии и Исландии. Достаточно тяжелыми были переговоры властей Грузии с представителем помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймсом О’Брайеном.
О’Брайен курирует «черные списки» и политику санкций, он был делегирован Белым домом в Тбилиси с абсолютными полномочиями.
«Очень тяжелые были переговоры, стороны не пришли к консенсусу. Этот негативный фон власти должны были как-то компенсировать. Именно поэтому состоялся визит в Турцию, где Кобахидзе частично заручился поддержкой Эрдогана», — сказал Маисая.
Эксперт считает, что этот визит помог грузинским властям добиться желаемого результата. Эрдоган, хоть и проявил осторожность и сдержанность, все же заявил, что «Анкара решительно поддерживает Грузию и желает, чтобы события разрешились благоприятно для грузинского народа».
Маисая отметил, что на фоне развернувшейся внутриполитической борьбы, правящая партия использует заявление турецкого лидера в своих целях. «Грузинской мечте» важно подчеркнуть, что она заручилась поддержкой стратегического партнера, соседней страны, смотрящей на Запад и являющейся активным членом НАТО.
Напомним, в Тбилиси с 15 апреля проходят акции против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния». Несмотря на это, парламент страны принял закон об «иноагентах» в третьем чтении. В настоящее время против него выступают оппозиция, неправительственные организации, активисты, а также частично Запад.
Сегодня стало известно, что официально Грузию поддержал политический советник, однофамилец премьер-министра Венгрии Балаж Орбан. По его словам, Венгрия будет выступать за введение в ЕС законов об «иноагентах», аналогичных грузинскому.
Свою озабоченность выразил Китай. Однако Пекин заявил, что этот вопрос полностью является внутренней политикой Грузии и он не намерен вмешиваться во внутренние дела других стран. С аналогичным месседжем выступила и Россия.