Призрак бродит по Кавказу – призрак мирного договора. Впрочем, бродит он уже не первый месяц, если мы берем за точку отсчета третью карабахскую войну сентября 2023 года.
Об этом в соцсетях написал российский политолог Сергей Маркедонов.
«В преддверие наступления нового 2024 года не было недостатка в прогнозах относительно скорого подписания соглашения между Арменией и Азербайджаном. Но на дворе уже август. И прогресс на пути к примирению двух кавказских государств не кажется очевидным. Однако в последние несколько дней разговоры о приближении счастливого часа снова стали активно говорить. Представители Азербайджана и Армении подтвердили, что готовы исключить вопрос об открытии транспортных коммуникаций из текста мирного соглашения. Сначала эту новость озвучил представитель азербайджанского президента по особым поручениям Эльчин Амирбеков, а затем этот же тезис подтвердила пресс-секретарь МИД Армении Ани Бадалян. Значит нас ждет прорыв? Для ответа на этот вопрос сначала надо четко разграничить такие понятия как подписание документа о мире и состояние мира, как отсутствие войны и переход к новой повестке двусторонних отношений. В истории конфликтов много примеров, когда подписание соглашений, «дорожных карт» и иных дву-и-многосторонних бумаг не приводили к окончанию противостояния. Конфликтное урегулирование вообще не развивается по линейке.
Очевидно, что Баку очень заинтересован в ускорении подписания соглашения о мире. В сентябре в стране пройдут парламентские выборы. Как президентская кампания, они состоятся в досрочном режиме. И будут призваны легитимировать новые пост-карабахские реалии. На первый взгляд вопрос о Карабахе далек от климатической повестки. Как известно, в ноябре Азербайджан примет у себя престижный ежегодный саммит по климату. Но при более внимательном рассмотрении мы обнаружим: Баку стремится окончательно закрыть карабахский гештальт, показать новые приоритеты и планы. Отсюда и желание выйти на подписание договора до знаковых событий осени 2024 года.
Для армянской власти также важно не опаздывать. Имея фору перед оппозиционными силами, правительство Армении стремится «решить вопрос здесь и сейчас». Иначе, если такая фора растает, придется трудновато. И на внутреннем, и на внешнем контуре.
Но транспортно-коммуникационный вопрос при всей его важности далеко не исчерпывает всего меню мирного соглашения. Остается пока что несогласованной демаркация-делимитация границы. Без определения межгосударственных рубежей вообще непонятно, где какая страна начинается и заканчивается. Однако и это еще не все. Упомянутый выше Эльчин Амирбеков во время своего недавнего визита в США снова повторил важный тезис официального Баку: Основной закон Армении должен быть исправлен так, чтобы идея единства бывших АрмССР и НКАО была бы исключена. Азербайджан пытается таким образом «хеджировать» риски. Но даже если армянское правительство пойдет по этому пути, конституционные преобразования- процесс не из легких. И даже слабость армянской оппозиции, отсутствие единства в ее рядах не гарантирует быстрого результата», – написал эксперт.