С 18 марта ситуация в Армении обострилась с визитом Пашиняна в Тавуш, где он сделал несколько заявлений. В частности, что 4 села Тавушского марза принадлежат Азербайджану и, если их срочно не сдать, будет война, не позднее чем через неделю. И что именно отсюда и таким образом должна начаться демаркация и делимитация.
Пашинян как мог запугивал свое же население. В то время как при угрозе войны существует узаконенная процедура. Созывается внеочередное заседание Совета безопасности, на котором премьер извещает собравшихся о нависшей опасности. Пашинян грозил тавушцам войной в течение недели, значит, он осведомлен и о сроках. Совбез обсуждает ситуацию, опираясь на статью 119 Конституции, согласно которой правительство вводит в стране военное положение. Далее объявляется мобилизация, общая или частичная. Правительство обращается в НС, чтобы оно закрепило это соответствующим правовым актом. Потом страна обращается к своим союзникам, представляя им состояние угрозы войны, и в Совет безопасности ООН. Но ни одного шага в этом направлении не сделано. Угроза войны есть, соответствующих действий нет. Получается, что угрозы войны в недельный срок не было и Пашинян просто пугал тавушцев, не предпринимая никаких действий по купированию угроз. Видимо, цель – не подготовиться к защите страны, а просто отдать врагу то, что ему хочется. И поскольку Пашинян проявлял бoльшую активность, нежели Алиев, то возникает вопрос, отчего это он с таким энтузиазмом хочет раздербанить страну.
О делимитации и демаркации. Создана межправительственная комиссия между Арменией и Азербайджаном с вовлечением России на уровне вице-премьеров: Григорян, Мустафаев и Оверчук. Сперва должна быть проведена делимитация, что означает отпечатанное на бумаге описание границ стран, что потом переводится на карту. Далее другая комиссия претворяет в жизнь согласованные границы на карте. Ни Азербайджан, ни Армения в подобной деятельности не замечены. Т.е. делимитация не проведена. И тут Пашинян заявляет, пугая войной, что он начинает демаркацию, минуя стадию делимитации. Т.е. проявляя личную инициативу, не считаясь с узаконенными процедурами. Т.е. чего захотим – то и сделаем. Причем отдавая куски Армении. Отдавая или продавая – покажет следствие.
Через 15 дней администрация вице-премьера Григоряна в интервью радиостанции «Азатутюн» (Госдеп США) поясняет, что никаких договоренностей или решений начать делимитацию именно с Тавуша нет. Сроков тоже нет. Положена ли в основу делимитации Алма-Атинская декларация? Положительного ответа тоже нет.
Через день на ту же тему высказался замминистра индел Ваан Костанян, отметив, что ничего определенного по этому вопросу не достигнуто. И если будут какие-либо достижения или договоренности, то обе стороны их опубликуют. Андраник Кочарян, председатель постоянной парламентской комиссии по вопросам обороны и безопасности, фанатический приверженец Пашиняна (сегодня), заявил, что работы начаты и Генштаб считает, что хорошо бы это дело начать с Тавуша. Его заместитель с небольшим лагом заявил, что азербайджанская сторона предложила делимитацию начать с Тавуша. Т.е. интересы Генштаба и Азербайджана совпадают. Тут все переплелось – Генштаб, НС, исполнительная и законодательная власть, причем каждая сторона говорит свое, но ни одна из сторон, кроме самого Пашиняна, не заявляет, что, если срочно не депортировать население из тавушских сел, война в течение недели неминуема. Которую он, как и 44-дневную, намерен проиграть.
Более того, Пашинян заявил, что имел секретную беседу с жителями сел, которых он намеревается депортировать – по соображениям личного свойства или иным, сказать затрудняюсь. Так вот, жители сел не имели допуска к секретам – не личные же тайны поведал им Пашинян? И он смело разглашает гостайны перед публикой, не имеющей к ней допуска. Т.е. имело место разглашение гостайны, что является уголовно наказуемым деянием.
И еще. Оснований утверждать, что эти села принадлежат Азербайджану, ни делимитационных, ни картографических нет. Просто Пашиняну ужас как хочется отдать их Алиеву. Замечу, что изменение границ происходит путем референдума. И отсюда вывод: кроме желания Пашиняна депортировать свое население, других обоснований нет.
Теперь о том, что будет, если Пашиняну удастся реализовать свои желания. Первое – это разрушает первую оборонительную линию, и многие опорные пункты оказываются в азеро-турецком окружении. В итоге все армянские позиции оказываются либо простреливаемыми, либо окруженными. Здесь проходит дорога на Грузию и газопровод в Армению. Т.е. Пашинян хочет привести Армению к состоянию Батумского договора 1918-го, когда все коммуникации оказались в турецких руках.
В начале 90-х азербайджанцы исправно подрывали этот газопровод. Грузинская сторона заявляла, что это бандформирования, с которыми она справиться не может. И пока не была проведена спецоперация, несколько охладившая азербайджанские нравы, газопровод подрывали. И теперь будет то же самое, если Пашиняну удастся реализовать задуманное.
5 апреля состоялась встреча в Брюсселе, в состав делегации Армении попала супруга Пашиняна Анна Акопян, то ли как носитель европейских ценностей, то ли для шопинга. Армении щедрой рукой было отмазано на «устойчивость демократии» 270 млн евро грантами от Брюсселя в течение 4 лет и 65 млн долларов от США. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что страны работают на «будущее партнерство», и ЕС поможет сделать Армению более устойчивой. Брюссель также поможет Еревану отбирать проекты для инвестиций, с этой целью запущена совместная координационная платформа. Фон дер Ляйен еще и поздравила с проведением демократических реформ в стране. Входят ли в это понятие репрессии против инакомыслящих – сказано не было. И о политзаключенных, естественно, тоже. Госсекретарь США Энтони Блинкен также подчеркнул важность реформ и заявил, что планирует предоставить более 65 млн из бюджета. «США намерены далее помогать Армении в укреплении демократической и экономической устойчивости», – сказал Блинкен. О безопасности – ни слова, Запад отвечает за демократию, а что будет с демократической страной – его не волнует. Спикер парламента Армении Ален Симонян был более откровенен. Он заявил, что Армения стремится стать членом ЕС и «Армения всегда шла по этому пути, пока ее не втянули в ЕАЭС».
Теперь о проектах для инвестиций. «Устойчивость демократии» предполагает финансирование неправительственных организаций, занимающихся распространением и усилением русофобии. В конечном итоге – вывод российского присутствия из Армении, теперь уже на открытой грантовой основе, в отличие от прежней, закрытой. И поскольку вывод российского военного присутствия может произойти только на двусторонней основе, необходимо сгенерировать протест против российского военного присутствия. Надо полагать, что новый уровень финансирования НПО позволит решить и вопрос конвенций, в частности стамбульской, к которой Армения пока не присоединилась. Сюда же войдут и протесты против Церкви и прочие посягательства на цивилизационную суть Армении и армян.
В итоге получается, что турки с азербайджанцами могут вторгнуться в Армению, отдавшись своим геноцидарным устремлениям, а она должна быть озабочена одним – как бы сделать демократию еще более устойчивой. При этом сама персона Урсулы фон дер Ляйен уважения не вызывает, причем в самой Европе. В сентябре 2023-го она отметилась заявлением, в котором, если следовать контексту, получается, что атомные бомбы на Японию сбросили не США, а СССР. Приходится предполагать, что устами этой фанатически приверженной истине женщины Пашинян получил подтверждение гарантий его личной безопасности и право на применение силы против несогласных.
Скромность выделенных сумм означает, видимо, что дело следования в кильватере навязанного Армении курса особых инвестиций уже не требует. И будут ли реально предоставлены даже эти сверхскромные суммы – вопрос. Отметим, что в свое время Европой на те же процедуры укрепления демократии Армении была предложена примерно такая же сумма, но Пашинян от нее гордо отказался, заявив, что эти деньги он может вытрясти из своих олигархов. Тогда он рассчитывал на большее, но сегодня довольствуется уже и тем, что дают. Видимо, навязанные ему обязанности уже не требуют щедрой финансовой поддержки, как это было поначалу, когда инвестиции в революцию шли бурным потоком.
Ему осталось немного – вывести российское военное присутствие из Армении, вывести российские погранвойска и сдать по возможности побольше армянских территорий Азербайджану. Но выясняется, что информационное обеспечение этого заказа не полностью выполнило свои задачи и нужны дополнительные вложения. И поэтому в том, что касается Тавуша, приходится проявлять личную инициативу. Уголовно наказуемую, но пока с этим не считаются.
То, что Россия не разрывает с Арменией договоров на военное присутствие и не дает их разорвать Пашиняну, говорит о том, что Россия, по крайней мере сегодня, не планирует все отдать Турции, с тем чтобы потом героически воевать с ней где-нибудь на подступах к Саратову. Она верна своей стратегии – сперва победить на Украине. Удастся ли ей купировать опасности на других потенциальных фронтах – пока неясно. По крайней мере после того, как в присутствии российских миротворцев был сдан Арцах, о роли России на Южном Кавказе говорится все меньше.
Азербайджан тем не менее – с определенным отставанием от инициатив Пашиняна – концентрирует войска на границах с Арменией. И какое Алиев примет решение, особенно после того, как взятие Арцаха он может трактовать как победу над Россией, неясно. И почему Пашинян пытается бежать впереди паровоза, тоже ясно не до конца. И тут можно высказать некоторые предположения. В частности, был азербайджанский слив о том, что 28 марта Араик Арутюнян, бывший президент Арцаха, ныне находящийся в бакинской тюрьме, должен дать интервью. После чего Пашинян объявляется в Тавуше и поторапливает население поскорее сдать села Алиеву. Тут есть интересный момент – эти самые села в свое время проголосовали за Пашиняна.
Интервью не состоялось или не было опубликовано. Надо полагать, что его задача сводилась к оказанию давления на Пашиняна, и успех был достигнут. В любом случае это интервью продолжает оставаться фактором давления. Что там наговорил или собирается наговорить Араик Арутюнян – неясно. Понятно, что, будучи в тюрьме, он скажет то, что от него потребуют, он не воин, он – коммерсант. Богатый, но не очень успешный, если оказался в тюрьме. Впрочем, это одна из версий. Не исключено, что договоренности, в том числе касающиеся личных инициатив Пашиняна по сдаче страны, достигнуты еще в Праге. Это когда предполагалось, под водительством Макрона, что после сдачи Арцаха стороны обменяются взаимным признанием территориальной целостности. Пашинян способен признать все, что прикажут на Западе, но Алиев гордо не признает территориальную целостность Армении. Ему, как победителю всего и вся, можно. Франция, как сторона, гарантирующая территориальную целостность, была, можно сказать «прокинута» Алиевым. Т.е. расписалась в своем неумении решать вопросы. Но Армения, пренебрегая этим обстоятельством, продолжает возлагать на нее надежды. Уже несколько броневиков с оконными стеклами получены. Очередь, как утверждают злые языки, за кремневыми ружьями.
Макрон тем временем окончательно поверил в себя и сделал угрожающие заявления против России. Мол, французы, бросив свои кафе и тонкие вина, пойдут воевать на Украину. Франция – это третья по мощи ядерная держава с развитым ВПК. В этом она превосходит Британию, уступая ей в работе спецслужб. Но сегодня США активизируют Францию на Южном Кавказе, и в этом у нее есть и свой сырьевой интерес. Из Африки ее, как известно, подвинули, и проблема урана стала для нее критически важной. А запасы урана есть не только в Армении, но и в Иране. И потому присутствие Франции на Южном Кавказе ей может показаться выгодным. В конце концов, можно втянуть Иран в военные действия и овладеть его урановыми месторождениями. Так вполне может показаться… Но это в будущем, а пока Франция и Британия должны разделить сферы влияния. Британия через Турцию уже получила Арцах со своей сырьевой базой, на очереди – Сюникский коридор, по которому можно будет перебрасывать ближневосточных террористов и оружие на центральноазиатский театр военных действий, где у России протяженная и плохо укрепленная граница с Казахстаном.
И вообще, англосаксонский мир – это охотник, остальные – дичь. И тот, кто примыкает к этому миру, разделяет его ценности. Впрочем, и оттоманский колониальный опыт был отстроен на тех же началах, почему у Турции с Британией так легко налаживаются совместные проекты. Англосаксы не переговариваются, они расставляют ловушки. Одним словом, разделяй, чтобы властвовать. Колониальный опыт России иной, он скорее антитеза британскому и турецкому. Что-то типа «объединяй, чтобы здравствовать». Правда, пока ему на дают проявиться, иначе Арцах не был бы сдан.
Теперь о том, как набор ошибок Пашиняна и Ко или их целенаправленная деятельность против Армении не приводит к свержению их власти. Может, это прозвучит парадоксально, но ни в одной стране народ, собравшийся на улице самостоятельно, не свергает власть. «Свержение» власти народом – это имитация и последнее действие в процессе, запущенном без его участия. Когда народ выходит на улицы и свергает власть, с оружием или без, – это не начало протеста, а подведение итогов. Так было в Грузии, когда Шеварднадзе сдал власть Саакашвили – путем определенных договоренностей. Так было на Украине в 2014-м, и так было в Армении. Толпы на улицы выводятся для того, чтобы народу показалось, что это он свергает власть, что как бы легитимизирует ее свержение. Понятно, что и протест сгенерирован посредством длительных манипуляций по переформатированию сознания и, кроме прочего, призван скрыть уши спецслужб центров силы, торчащих за «революциями».
Правда, уши удается скрыть не всегда. В 2014 -м на Майдане Виктория Нуланд откровенно раздавала печеньки, поощряя свержение Януковича. Тогда оппозиции удалось из 40-миллионного населения Украины вывести на свержение власти всего 20–25 тысяч человек, по некоторым оценкам – 50.000. Вряд ли это было обречено на успех без согласия самого Януковича. Понадобится при этом кровь или нет – решают обстоятельства. На пролитую кровь можно ответить тем же, и далее она может привести к войне. С 2014-го и до начала СВО в Донецкой и Луганской областях было зафиксировано около 30.000 жертв. Те, кто пришел кровью, кровью и продолжают. В Грузии и Армении кровь не понадобилась, хотя можно утверждать, что этот сценарий точно рассматривался авторами «революции».
У нас, не будь сгенерирован раскол элит, все бы со временем затихло. А раскол элит – это уже не прерогатива протестующих масс, это работа заказчиков «революции». Без предварительной подготовки даже выход на улицы многотысячных масс ни к чему привести не может, если власть едина. Более того, олигархат со своими возможностями тоже попадает в поле деятельности спецслужб. У них много сотрудников, которые, будучи от них зависимы, по приказу олигарха могут поддержать протест или способствовать его затуханию. Иногда пользуясь услугами их многочисленной охраны. У нас начальная массовость была обеспечена как олигархами, так и сектантами, в основном из «Слова жизни», которым внушалась мысль что Пашинян – это новый Моисей, идущий из Египта. Отсюда и христианская символика – посох в руках Пашиняна и обожествление его темной массой. И день выбран соответствующий – еврейская Пасха, Песах. И власть он захватил по прошествии 40 дней – 8 мая. Его парламентская фракция называлась «Елк», что в переводе означает «Выход» или «Исход» – в полном соответствии с Библией. Т.е. до самого захвата власти была проведена большая подготовительная работа. В проекте был задействован и Армен Саркисян, будущий президент РА и гражданин Британии. Так что наша «революция» грешит интернациональностью. Государства умеют сплачиваться или враждовать вокруг определенных проектов.
Что относится и к российско-турецким отношениям. Их взаимодействие на тактическом уровне не должно стать стратегическим. Не вызывает сомнений, что Турция, отхватывая кусками Южный Кавказ, не успокоится и пойдет дальше. Подготовка террористов «Крокуса» в Турции, аппетиты, нацеленные на Украину, и многие иные обстоятельства, в том числе и протурецкое лобби в России, не должны внушать ложную мысль о том, что Турция – это благожелательный союзник. Не должны бы…
Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван