Действия в сфере устойчивого развития в Армении напоминают известную басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак», заявил директор по устойчивому развитию Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК) Армен Степанян, выступая на панельных обсуждениях в рамках Конференции по устойчивому развитию: Мост между COP 30 в Бразилии и COP 17 в Армении.
Не строим мосты, а возводим стены
По его словам, бизнес тянет в одну сторону, правительство — в другую, а общество — в третью. В результате, несмотря на прилагаемые значительные усилия, заметного прогресса не наблюдается: «Вместо того чтобы строить мосты, мы возводим стены. Очевидно, что для реального продвижения необходимы согласованные действия всех сторон», — отметил он.
Один из таких барьеров, по мнению Степаняна, — это заявления некоторых должностных лиц, исключающих горнодобывающую промышленность из повестки устойчивого развития. «Существует устойчивый стереотип: горнодобывающая отрасль якобы неизбежно разрушает биоразнообразие. Однако глобальная практика доказывает: при грамотном подходе этот процесс может быть управляемым», — добавил он.
Степанян отметил, что в ходе сегодняшнего обсуждения Постоянный координатор Офиса ООН в Армении Франсуаза Жакоб заявила о готовности к более тесному сотрудничеству с представителями горнодобывающей отрасли.
«Это действительно новость. Начиная с 2011 года, я лично как минимум шесть раз предлагал Офису ООН наладить сотрудничество, но всякий диалог с горнодобывающим сектором там быстро прекращался — двери закрывались сразу. Поэтому услышать такое заявление от представителя руководящего уровня стало для меня приятной неожиданностью», — сказал он.
При этом Степанян выразил осторожный оптимизм: «Смущает то, что наша последняя инициатива, которой даже не дали хода, была представлена всего полтора года назад. Не знаю, что изменилось за это время и какие реформы произошли внутри структуры. Тем не менее, сам факт готовности к диалогу вселяет надежду. Без сотрудничества двигаться вперед невозможно».
Горнодобыча и биоразнообразие: стереотипы против фактов
Армен Степанян подчеркнул, что сегодня горнодобывающая деятельность затрагивает менее 1% земной суши, в то время как сельское хозяйство использует около 40–50%. «Если исходить из логики “наносит ущерб — значит, надо закрыть”, то в первую очередь нужно отказаться от сельского хозяйства. Но такой подход абсурден», — заявил он.
Он отметил, что крупные горнорудные проекты инвестируют миллионы долларов в оценку стартовых условий: анализ экосистем, флоры, фауны, насекомых, их роли в биоразнообразии и возможного ущерба. В зависимости от типа экосистемы — критическая, модифицированная или обычная — вырабатываются обязательства по нейтрализации или даже улучшению состояния биоразнообразия.
«Примером ответственного подхода мог послужить проект Амулсар. ЗММК, в свою очередь, использует аналогичный стандарт: все программы развития проходят через призму устойчивости и экологической ответственности», — сказал он.
По мнению Степаняна, в Армении до сих пор нет успешного кейса по системному управлению рисками в сфере биоразнообразия. «Это особенно тревожно на фоне подготовки к COP17. У нас есть шанс восполнить этот пробел — и мы не должны его упустить», — подытожил он.
Отметим, что 15 мая в Ереване проходила Конференция по устойчивому развитию: Мост между COP 30 в Бразилии и COP 17 в Армении. Конференция была организована в партнерстве с ICC Armenia, Зангезурским медно-молибденовым комбинатом, Philip Morris Armenia LLC и DWV.