Воскресенье, 9 ноября, 2025

Валентина Комлева: Кризис элит и выбор внешнего вектора Армении

Наверное, действительно, тех сил, которые могли бы сейчас объединиться и действовать оппозиционно — не обязательно по всем вопросам, но против правящей партии — достаточно, однако объединиться им крайне тяжело.

Читаемое

Наверное, действительно, тех сил, которые могли бы сейчас объединиться и действовать оппозиционно — не обязательно по всем вопросам, но против правящей партии — достаточно, однако объединиться им крайне тяжело.

Такую точку зрения на круглом столе на тему «Актуальные вопросы политико-экономических аспектов современных армяно-российских отношений» озвучила заместитель директора НИИРК, доктор социологических наук Валентина Комлева.

«Мы, конечно, шутим о специфике армянского национального характера, — сказала она, — но есть и другие причины. В первую очередь, экономические. Часть серьезной действующей оппозиционной элиты встроена в системные отношения с властью, потому что у них есть бизнес, и зачем им его терять?»

По ее словам, многие договариваются на определенные проценты и продолжают существовать. «Есть, видимо, и другие факторы, нам неизвестные, — добавила она, — но российская сторона и мы как эксперты не видим больших попыток к объединению этих сил».

Отвечая на вопрос Григора о том, чего хочет Россия, Комлева пояснила: «Россия, наверное, хотела бы видеть потенциал объединения тех оппозиционеров, которые решили, несмотря на личные амбиции и выгоды, объединиться ради общего дела».

Эксперт подчеркнула, что она говорит со своей субъективной точки зрения, а не как официальный представитель России: «Россия не может прислать человека и сказать: «Вот вам мессия, за него надо голосовать, иначе потеряете государственность». Это должно созреть внутри общества. Даже революции не удаются, если внутри ничего не возревает».

Комлева отметила, что в Армении большое апатичное население, особенно среди молодёжи: «Они видят одну власть, другую, третью, четвертую, а жизнь не улучшается. Надеяться можно только на себя и семью. И какая разница, кто будет у власти — Европа, Америка или Россия? Большинство мыслит так: «Как жил, так и буду жить».

Она обратилась к молодежи с вопросом о будущем: «По открытым источникам и нашим обсуждениям с армянскими экспертами, большая часть молодых людей ориентирована на США и хочет уехать туда больше, чем в Россию. Мы проводили свой небольшой опрос и подтвердили эту тенденцию».

Комлева добавила, что многие молодежные опрошенные говорили: «Если бы условия в стране были лучше, мы бы остались. Но в целом ориентированы на Америку». Она спросила участников, почему выбирают именно США, и отметила, что, несмотря на наличие родственников в России, молодёжь все равно предпочитает западное направление.

Один из участников дискуссии заметил: «Большинство людей считает, что в стране нестабильно, США более развита, там больше возможностей и денег. Но для меня важны национальные ценности. В США или Европе я не вижу возможности их сохранить, чтобы они передавались детям».

Комлева отметила, что их исследование показало, что молодежь хочет работать в России, видя в ней гарантию безопасности: «Энергетика безопасности — это Россия, не только в физическом, но и в гуманитарном и ценностном плане. Сохранять самобытность здесь возможно».

Она задала риторический вопрос: «Что будет делать Россия? Видит ли она Армению в своем ареале?» И добавила, что теоретически это возможно, но на практике в ближайшей перспективе — нет. «Россия и Запад находятся в серьёзной конфронтации, — пояснила она, — и Армения вынуждена выбрать базовый вектор. Ценности России и Запада несовместимы, институты различны, стандарты разные, даже в торговле. Это реальность».

По словам Комлевой, выбор делает политическая элита, и противостоять этому может только народная энергетика, если она проявится: «На данный момент этой энергии нет. Чтобы что-то изменить, нужен лидер, способный объединить людей».

Она также подчеркнула важность сохранения идентичности: «Ряд современных концепций, включая концепцию «реальной Армении», частично размывает основу армянской идентичности. Европа приносит секулярность и новые ценности — и удержаться на двух стульях невозможно».

Если выбор будет сделан в сторону Запада, дрейф станет безальтернативным, и Армения потеряет субъектность: «Она перестанет решать за себя, всё будут решать партнеры, с которыми выбирает сотрудничать».

Комлева отметила, что страна привыкла к патерналистской модели: «Армения расстроена, что Россия не повела себя так, как хотелось бы, и теперь ждет того же от Запада. Но Запад действует рационально, а не патерналистски. Разочарование будет неизбежным».

Она добавила, что страна может искать региональные альянсы — с Ираном, Турцией или Индией — но эти отношения не станут полноценной альтернативой выбору между Россией и Западом.

«На своем уровне мы готовы продолжать сотрудничество, — заключила эксперт. — Благодарю всех за искренний разговор. Вечерние встречи лучше дневных — никто никуда не спешит. Молодёжь нужно приглашать чаще, обсуждать исследовательские темы, в том числе о России».

ИсточникNews.Am
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Оппозиционный депутат: Общество должно понять, какую страну оно хочет?

Общество должно понять, какую страну оно хочет? Об этом заявила во время обсуждения, организованного группой «Альтернативные проекты», депутат от блока «Армения» Лилит Галстян.

Похожее