Граждане Армении воочию видят и кожей чувствуют, как заново разгорается внутриполитическая жизнь в стране. А все потому что в мае будущего года пройдут парламентские выборы, которые не исключено, что сильно изменят внутреннюю и внешнюю политику. Смотря как карты лягут.
Люди в очередной раз должны будут избрать дальнейший маршрут, конечно, желательно смены власти ненасильственным путем. СМИ стараются во всю и преподносят разнородные инфы о неких мифических коалициях. Во что выльются мифы, пока не ясно. Вариантов не так уж много, но они есть. К примеру, варчапет, как говорят, время от времени встречается с третьим президентом Сержем Саргсяном — тем самым, который без малейшего сопротивления в 2018-м сдал власть толпе и ее предводителям. Говорят, что ЛТП в компании с Саргсяном встречаются с варчапетом. О чем речь держали при этих трогательных встречах, гражданам не сообщается, и вряд ли сообщат в обозримом будущем. Или другое: посол РФ г-н Копыркин встретился с ЛТП, что и вовсе не слишком понятно. Неужели дружеское чаепитие с родоначальником антирусизма? Поди разберись.
Второй президент суверенной Армении Роберт Кочарян, многие годы не проявлявший активность, но активно преследуемый бархатной властью, недавно дал большую пресс-конференцию и по возможности расставил точки над всеми i. Фактически Кочарян показал, что является едва не единственным оппозиционером нынешней власти. За 7 лет бархатного Пашиняна Никола (он почти восемь лет судит Кочаряна) Армения четырежды подверглась агрессии со стороны соседа-хищника, а также был потерян Арцах. Теперь Пашинян ведет страну к выходу из ОДКБ, в обмен предлагая дружбу с заокеанской державой и несколькими государствами поменьше. С той же Францией. Логика варчапета, которую он пытается втюхать в массы, проста как колумбово яйцо и приятно греет его самого и его поклонников. Подтекст такой: если бы не я, то кроме Арцаха мы бы потеряли еще больше территорий. Сдал, но зато кую дружбу и мирное сосуществование. Так что скажите спасибо и молчите.
Когда-то этот варчапет размахивал молотком (в каком музее тот чудесный инструмент?) и обещал уконтрапупить оппозицию и ткнуть носом в асфальт. В назидание. Педагогический прием удался. Нагнал страху. Сейчас у варчапета наблюдается некоторая амнезия: ничего такого не помнит. Не говорил, и точка. И вообще, о каком молотке речь? А у публики страх карающего молотка революции и страх ощутить мордой асфальт — не лучший в мире, но все же асфальт — все же остался. Страх на подсознательном уровне. Может, оттого не в последнюю очередь оппозиция не объединяется, что крайне хорошо для Пашиняна — он прям-таки радостно потирает руки. Также его мало, если не совсем, не беспокоит катастрофическое падение своих рейтинговых процентов: если в первый год революции его почитали 80% публики, то сейчас только 10, если не меньше. Получается, вроде как нелегитимный. С такими-то процентами он взялся предложить согражданам новую девальвированную Конституцию, которую предлагает обсудить на всенародном референдуме. Опыт массовых мероприятий у него есть, правда, печальный.
Таким образом пока оппозиция, или ее имитация, не объединяется. Отложить бы распри во избежание… Но нет. Так и зарождаются, если уже не родились, коалиции. Возможно страстно сольются ЛТП и Серж Саргсян и поклянутся в вечной любви и дружбе и т.п. Возможны другие варианты. Напомним, что из клана Саргсянов власть никого особенно не беспокоила. Вот что пишет публицист Армен Ватьян: “Ваша обязанность была остановить его — народного трибуна — любой ценой, наплевав на собственное благополучие и спокойную старость. Не надо оправдываться тем, что вы хотели избежать кровопролития и гражданской войны. Дьявола можно было сто раз остановить на ранней стадии его восхождения к триумфу, а не ждать пока под его знамена соберутся сотни тысяч оболваненных и уставших от беспредела президентской семьи людей. Впрочем, членам вашей семьи и сегодня неплохо живется, а наивные фаны Никола даже не задаются вопросом: как так получилось, что вся «бархатная революция», прошедшая под девизом «борьбы с преступным режимом Сержа», до сих пор ни его, ни его оборзевших брательников… не коснулась? Наоборот, режим Никола спокойно уживается с ним, вместо того, чтобы «драм ар драм, лума ар лума» вытрясти из него якобы украденные у народа миллиарды”. Так что наверняка Кочарян и Саргсян не объединятся.
Если напряжемся, то вспомним, что при Р. Кочаряне государство исправно функционировало, конечно, не без ошибок и упущений. Серж же Саргсян прогнулся перед уличной толпой — “санкюлотами” и их вождем. И профукал все, что возможно. Наверняка Кочарян останется лидером оппозиционных сил даже при парламентской государственности, которая не про нас, не тот менталитет. Отметим, что Серж Саргсян с начала своего правления — с 2008-го по 2018 гг. — негласно развернул антипропаганду против Кочаряна, чувствовал, наверное, закамуфлированную опасность возвращения крепкого и харизматичного конкурента.
Пока же основательно одураченные проценты народа слепо следуют за своим вождем — дитем популизма и надеются на блестящее или даже сверкающее будущее, но именно под его водительством. Готовы прощать все и даже постыдные манипуляции с геноцидом. Еще будучи “барбудос”, Пашинян признался, что когда его обзывают турком, он совсем не обижается, как истинный европеец. Воспроизведем в памяти, как он подобострастно и нежно ласкал приложенный к сердцу альбом об Эрдогане, подаренный самим Эрдоганом. Святыня! Так-то. “Барбудоса” уже нет, но будущее ясно не стало.
Не так давно появилась в армянском пространстве идея “реальной Армении” — концепция, разработанная лично варчапетом и его теоретиками. Реальной, по их версии, считается та Армения, которая возникла после бархатной революции. Все то, что было до того, полное фуфло, историческая глупость, недостойная даже упоминания. Вполне вероятно, что новые “революционные мысли” и концепции авторы впишут в угодный тюркам реконструированный вариант Конституции, которую и предложат всенародно обсудить. Мыслящие люди знают, что это означает. Так что единственно верное решение отвергнуть на так называемом референдуме эту самую Конституцию. Правда, это будет чрезвычайно сложно: кудесник и чародей Никол Пашинян и его люди каллиграфически выпишут любые необходимые проценты. Весь прирученный административный ресурс грудью бросится защищать патрона. И таки спасет. А может, и не сумеет. Но объединится ли общество?
* * *
По последним опросам, большинство граждан против отредактированной Конституции в угоду Баку. Отступать больше некуда. Но вот карты-то как лягут?
Карэн МИКАЭЛЯН