Законопроект «О высшем образовании и науке», который с 16 сентября выставлен на обсуждение на площадке e-draft, вызвал множество вопросов в научной среде.
Во-первых, непонятно, почему для обсуждений и голосования установлен такой короткий срок – всего две недели, до 1 октября. Это при том, что законопроект содержит более 80-и страниц, поскольку он объединил целый ряд действовавших ранее отдельных законов – «О высшем и послевузовском образовании», «О науке и научно-технической деятельности», «Об Академии» и т.д., а также включает концепцию «Академического городка». Фактически его можно считать Кодексом.
Во-вторых, законопроект готовился правительством в условиях полной «секретности», и не было организовано никакого обсуждения с руководителями научных институтов Национальной академии наук, а также с Президиум. Между тем законопроект предполагает кардинальные изменения в структуре Академии, и вывод из ее подчинения всех научных институтов. То есть, несмотря на то, что научное сообщество постоянно выступало против механического объединения университетов и НИИ, это объединение состоится. А до того, как завершится процесс формирования новых университетов, согласно переходным положениям закона, с момента вступления закона в силу НИИ Академии перейдут под управление Министерства образования, науки, культуры и спорта.
В-третьих, по мнению многих, законопроект оставляет впечатление наспех составленного, до конца недоработанного, неряшливого документа, который содержит много неточностей и несовпадений в терминологии.
Так, Академия наук, которой посвящена 9-ая статья законопроекта, представлена сначала как некоммерческая организация (НКО), а затем как фонд, а это юридически совсем разные понятия.
В частности в первом пункте статьи, которая дает определение Академии, говорится: «Национальная академия наук Армении является самоуправляемой некоммерческой организацией, учрежденной Республикой Армения, которая объединяет в своем составе членов Академии, отделения Академии, почетных и иностранных членов Академии и почетных ведущих и почетных главных научных сотрудников научных учреждений Республики Армения». То есть, согласно этому пункту НАН сохраняет тот же статус, который имеет сейчас, и сохраняет отделения, правда непонятна их функция, если им больше не подчиняются соответствующие институты.
В десятом пункте той же статьи Академия уже предстает как фонд: «Академия, как фонд, для осуществления функций в рамках своей миссии может обратиться к разным специализированным структурам, финансирующим отрасль, в том числе – международным».
В том же первом пункте, как видим, говорится, что Академия объединяет членов Академии, научные отделения, сотрудников Академии, почетных и зарубежных членов Академии, а также почетных ведущих и почетных главных научных сотрудников научных организаций. То есть, следует предположить, что последние становятся членами Академии автоматически при получении указанных степеней в результате аттестации. Но об этом ничего не говорится. Согласно правилам аттестации, принятым в начале года, почетного звания удостаиваются ученые на пенсии. Выходит, Академия станет чем-то вроде клуба стариков? В Академии полагают, что соотношение числа почетных научных сотрудников и академиков должно быть квотированным.
Далее в одном из пунктов говорится, что одним из органов управления Академии является «Совет попечителей – Президиум Академии». Так Совет попечителей или Президиум? Складывается впечатление, что пункты в срочном порядке редактировали, и меняли понятие фонда на НКО, а Совет попечителей на Президиум, но остались погрешности. При этом Президиум избирается общим собранием Академии, в котором участвуют академики и почетные ведущие и почетные главные научные сотрудники. А президента Академии избирает Президиум из академиков в своем составе, но ничего не говорится о выборах академиков, и непонятно, из кого будут выбирать президента, если в Президиуме через какое-то количество лет больше не останется академиков по вполне естественным причинам.
Из-за такого спешного и небрежного подхода к делу в среде ученых зреет подозрение, что все это делается вовсе не ради науки. Очевидно, что есть политическое решение вывести НИИ из-под управления Академии, а дальше будет происходить следующее: в 2026 году планируется общегосударственная аттестация ученых. Новый порядок аттестации научных сотрудников, напомним, был принят в феврале 2024 года, и он содержит ряд довольно жестких норм.
Недавно, около месяца назад, в нем были приняты несколько еще более жестких изменений. В результате этой аттестации, в каком-нибудь условном НИИ может остаться около десятка человек, которым дадут пару комнат в одном из университетов, а здание НИИ опустеет. А с учетом того, что большая часть НИИ находится в центре города, то с этого можно получить хорошую выгоду. Это единственный вывод, по мнению многих, который напрашивается из данного законопроекта: завладеть зданиями НИИ.