Газета «Голос Армении» пишет:
«2 дня на сборы
Ни одна публикация не может передать атмосферу всеобщей неразберихи, которая последовала за заявлением Информационного штаба Республики Арцах от 18 ноября 2020 г. В заявлении было указано, что в Мартакертском районе села «Нор Марага», «Нор Айгестан», «Нор Сейсулан», «Нор Кармираван», «Нор Айкаджур», «Нор Овташен» и «Нор Джраберд» переходят под контроль азербайджанцев. После 44-дневной агрессии азербайджано-турецкого тандема против Республики Арцах в этих селах проживало около 2 тыс. жителей. Им дали на сборы всего 2 дня до 20 ноября.
В те дни, чтобы доехать из Мартакерта до границы с Арменией водители грузовиков требовали, минимум, 150 тыс. драмов. Плата зависела от количества перевозимого имущества. Если имущества было много, то фуры и «Зилы» требовали по 200 тыс. и больше. Государственное содействие вынужденным переселенцам попросту отсутствовало. Сегодня мы знаем о тех событиях из рассказов жителей бывших армянских сел Мартакерта и волонтеров из Армении, которые взвалили на свои плечи то, что должны были делать полицейские и сотрудники других силовых служб.
Когда стало известно, что в Карвачаре жители по очереди поджигают свои дома, то туда, по дошедшим до нас сведениям, наведалась небольшая группа людей в военной форме, чтобы зафиксировать факты поджогов. Пожары полыхали в разное время до тех пор, пока последняя армянская семья не покинула свой дом. Когда российские миротворцы прибыли к церковному комплексу Дадиванк, который президент РФ Путин, напомню, обещал взять под личный контроль, то не обнаружили на прилегающих гражданских объектах ни единой кровати, чтобы воспользоваться ею. Все имущество больниц, школ и детсадов было предано огню, вокруг храмового комплекса осталось только пепелище, миротворцы были вынуждены расположиться на ночлег в самом храме, там же питались и жили все последующие дни.
Волонтеры обнаружили большое количество книг в здании сгоревшей библиотеки Карвачара. Она обладала большим хранилищем, которое на момент прибытия волонтеров из Армении оказалось заперто. Усилиями волонтеров и руководства местного подразделения СНБ дверь в хранилище удалось взломать, содержимое доставили в Ереван туристическими автобусами и передали в Матенадаран. В те дни житель Ванадзора Акоп Микоян вместе с волонтером Рипсимэ Мкртчян при поддержке друзей собрал за 1 ночь около 1 млн драмов на нужды вынужденных переселенцев. Эти средства пошли, главным образом, на оплату транспортных перевозок, чем напрямую обязано было заниматься государство.
Позже Микоян рассказал о безрезультатных попытках дозвониться до государственных органов. По его словам, даже в условиях периодически возникавших на дорогах заторов дозвониться в полицию не представлялось возможным. На звонки по номерам 1-02 и 911 никто не отвечал.
Волонтеры трудились день и ночь…
По свидетельству волонтеров, дом культуры Карвачара и другие государственные объекты были полностью разграблены, мародеры унесли компьютеры и мебель, остались только разбросанные по полу книги армянских авторов. В помещениях здания прокуратуры на полу и на столах были разбросаны тома уголовных дел, в административных зданиях повсюду валялись свидетельства о собственности, в почтовых отделениях остались тома документов…
Пока одни спасали свое имущество и искали прибежище в Арцахе и Армении, другие занимались, например, рубкой леса и транспортировкой древесины. В те дни резко упали цены на скотину: если прежде за теленка просили до 500 тыс. драмов, то в те дни жители Гегаркуника покупали скотину у переселенцев из Арцаха за 100 тыс. драмов. В те дни волонтеры из Армении пытались обеспечить арцахцев жильем, обзванивали знакомых, перевозили одиноких стариков в надежные места. Волонтер Гарник Симонян из Абовяна рассказал, что люди находились в крайне подавленном состоянии. Многие, по его словам, переезжали в относительно безопасные районы Арцаха, вся надежда была на родных и друзей, на власть никто не надеялся. Все знали, что в Ереване и Степанакерте не позаботились даже о солдатах, которые после подписания заявления о капитуляции 9 ноября оказались в окружении на сданных Азербайджану территориях. Тем, кому посчастливилось выйти на российских миротворцев, вернулись домой, остальные погибли, либо были захвачены в плен.
В те дни государственные структуры были полностью парализованы, повсеместно царил бардак, люди были брошены на произвол судьбы. Исход населения из Бердзора, Сус и Агавно нынешним летом проходил более организованно. В 20-х числах ноября 2020 г. в редакцию периодически приходили сведения о том, что жители сданных Азербайджану районов находятся в крайне тяжелом состоянии. Многие не знали, куда идти, как перевезти имущество и скотину! У многих не хватало денег, чтобы нанять грузовик или автомобиль для того, чтобы с минимальными пожитками покинуть родной дом…
Волонтеры трудились день и ночь, не покладая рук, но их усилий было явно не достаточно. Больше всего нареканий было в адрес полиции, которая даже не стремилась навести порядок на дорогах, где периодически возникали заторы.
Ситуация в развитии, исход продолжается…
Напоминая о черных страницах новейшей армянской истории, мы, как правило, стремимся к тому, чтобы читатель представил себе ситуацию в развитии. Только так можно вникнуть в суть процессов и понять специфику того, что происходило и еще происходит со страной и народом после захвата власти весной 2018 г. В данном случае мы сочли необходимым провести связующую нить между событиями ноября 2020 г. и ноября 2021 г.
Если в ноябре 2020 г. своих домов лишились жители Арцаха, то в ноябре 2021 г. без дома остался староста общины Шурнух в Сюнике Акоп Аршакян. Его, как и других жителей общины, выгнали из дома азербайджанские оккупанты, которые вторглись на территорию суверенной Армении 12 мая 2021 г. В ночь на 11 ноября 2021 г. на участке дороги Горис — Капан азербайджанцы установили свои пограничные и таможенные пункты. Позже стало известно, что еще 18 декабря 2020 г. министр обороны Вагаршак Арутюнян подписал документ, в котором значилось, что «армянская сторона выводит свои вооруженные подразделения из Зангелана и Кубатлу». Речь об армянских районах Санасар и Ковсакан. Вывод армянских подразделений из этих районов не был оговорен 3-сторонним заявлением от 9 ноября 2020 г.
16 ноября 2021 г. на территории Армении имела место позиционная война. После нее в 20-х числах ноября появились сведения о концентрации сил противника на армяно-азербайджанской границе, был отдан приказ о готовности №1 подразделениям в Сюнике и Гегаркунике…
Сегодня политологи и военные эксперты говорят о том, что масштабная агрессия 13 сентября на границе в Джермуке стала прямым следствием исхода армянского населения из Бердзора, Агавно и Сус. В эти дни власть говорит о том, что после сентябрьской агрессии в Джермук возвращаются жители, дескать, начали оживать гостиницы, функционируют транспорт и объекты торговли. По нашим сведениям, бывший курорт превратился в приграничную общину, где очень мало людей. Из Джермука, Сотка и других общин люди постепенно переезжают в более безопасные места, однако власть предпочитает замалчивать исход населения после оккупации 12 мая 2021 г. и агрессии 13 сентября.
Ноябрь 2022 г. запомнится постоянными обстрелами армянских позиций с азербайджанской стороны и угрозами Алиева прибегнуть к новой масштабной агрессии».