С 15 июня после провокации азербайджанской стороны на мосту Хакари Азербайджаном запрещены все гуманитарные пассажирские перевозки и грузоперевозки по Кашатагскому (Лачинскому) коридору. Полностью запрещены поставки медицинских принадлежностей и лекарств, а также транспортировка арцахских пациентов при посредничестве Международного комитета Красного креста (МККК) в двустороннем порядке. Министерство здравоохранения Арцаха сообщает, что в связи с прекращением импорта лекарств, обеспечение лекарственных препаратов в станционном секторе достигло около 40%, а в амбулаторном секторе – около 20%. Жители Арцаха также сообщают о том, что вскоре люди в Арцахе будут голодать.
Корреспондент Panorama.am побеседовал с депутатом НС Республики Арцах (НКР) от партии «Справедливость» Метаксе Акопян относительно текущей в Арцахе ситуации, настроениях в обществе, а также реакции и шагах властей Республики Арцах в сложившейся ситуации.
Какая ситуация в Арцахе после 15 июня?
Метаксе Акопян: За последние три года у нас было множество поводов удивляться, восхищаться манерой держаться армянами, проживающими здесь. Ведь, чем больше сжимают кольцо, тем больше люди наполняются волей по сохранению Родины, и проявляют настойчивость.
Что касается ситуации в целом, полагаю, что нашим соотечественникам, проживающим даже в Армении, трудно представить, что мы почти 7 месяцев находимся в полной блокаде. Из-за того, что в Арцах периодически поступали гуманитарные грузы, а власти Арцаха демонстрировали несерьезное поведение, когда с 4 июня данный КПП активно использовался для перевозки населения, сложилось впечатление, что Арцах не в такой уж и блокаде. Это преследовало специальную цель, чтобы показать, что Арцах не сильно или вовсе не находится в блокаде. Но на самом деле Арцах уже на протяжении 7 месяцев находится в тотальной блокаде, каждый раз – по-разному.
7 июня у меня была возможность адресовать вопрос президенту страны, почему власти снова сформировали комфортную для людей обстановку? В магазинах довольно много продуктов, в очередной раз у людей ослабевало чувство приближающейся катастрофы. К сожалению, наши опасения снова оправдались, то есть Азербайджан предпринял очередной агрессивный шаг, запретив даже ввоз в Арцах гуманитарных грузов, что до этого происходило в небольших количествах. Самое плохое в этой ситуации, что сотни пациентов, которым здесь невозможно оказать медицинскую помощь, остались без помощи МККК, который также не может организовать их транспортировку. Имеются проблемы с лекарствами, не проводятся плановые операции. Проблем много, наверное, на самом последнем месте – проблема с продовольствием. В Арцахе возникает уже проблема даже с питьевой водой. В частности, поступило сообщение из Мартунинского района, что есть населенные пункты, где воду включают всего на 2 часа в день.
Проблем очень много. В такой ситуации, логично было бы, если бы у людей начались панические настроения, но паники нет. Паники нет от слова совсем. Есть довольно большая напряженность, беспокойство, и нет доверия к властям. Имеются опасения, что именно власти Армении поставят точку, подписав какой-то документ. Это так, но параллельно этому всё же есть воля, что мы должны решать нашу судьбу, а мы решили, что Арцах – наша Родина, и мы не собираемся никуда уезжать. И это решение твердое. Это на самом деле немного успокаивает людей, не дает им паниковать.
Народ Арцаха настроен таким образом, исходят ли шаги и действия властей Арцаха из этого решения?
Метаксе Акопян: С болью должна констатировать, что власть не достойна проживающего в Арцахе народа. Народ с волей и безвольные власти, вовсе не принимающие никаких решений, это власти, которые даже, если и принимают решения, через час уже отменяют собственные решения. Если бы у нас была соответствующая народу власть, власть, которая ставит интересы Арцаха превыше всего, то сегодня мы были бы в более выигрышной ситуации.
Каждый раз мы оказываемся в критической ситуации, также в гуманитарном смысле, и всё это происходит из-за безвольности действующих властей.
Когда президент Арцаха пытался убедить народ, что КПП будет использоваться, чтобы удалось накопить запасы продовольствия, выходит, что это тоже ложь, ничего подобного нет. Поскольку несколько дней назад государственный министр Арцаха жалобно заявлял, что мы находимся в крайне тяжелой ситуации.
Вот наша реальность, и мы на собственной шкуре чувствуем, что остались совсем одни.
Думала, что после заявлений премьер-министра РА Никола Пашиняна на заседании Следственной комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны в Арцахе, население Армении должно было выйти на улицы с требованием отставки Пашиняна, и это предоставило бы возможность не только Арцаху, но и Армении выйти из сложившейся трагичной ситуации. К сожалению, этого не произошло. Не знаю, как мы можем по отдельности достичь чего-то.
Как вы прокомментируете вчерашние заявления Никола Пашиняна?
Метаксе Акопян: Всё его выступление было сплошной манипуляцией, очередным политическим маневром. Даже для не разбирающихся в ситуации очевидно, что как себя представишь на международной арене, какие предложения вынесешь на стол переговоров, международное сообщество рассмотрит именно это. Международное сообщество рассматривает то, что представляют на этих платформах власти. Действующие власти выносят на стол переговоров процессы, разрушающие Арцах и Армению, проазербайджанские и протурецкие процессы.
Оказываемое на Арцах давление является частью программы властей Армении, Азербайджана и Турции, с целью продемонстрировать, что, оказывая давление на той или иной армянской территории, они вынуждены пойти на уступки и выполнение требований. В числе требований, как вы знаете, сдача армянских сел Азербайджану, «Зангезурский коридор». Иными словами, это совместная программа, которую быстрыми темпами претворяют в жизнь. Единственное спасение заключается в объединении армян мира, нельзя рассматривать вопрос с той точки зрения, что проблемы Армении армяне решат в Армении, а проблемы Арцаха – в Арцахе. Так мы погибнем вместе, а объединившись – вместе спасемся, по отдельности спастись не удастся.
Как долго Арцах сможет выдерживать полную блокаду?
Метаксе Акопян: У меня нет точной информации, насколько дней хватит запасов, но могу предположить, что наши запасы на грани истощения. Не знаю, что может произойти, но в любом случае, наша надежда на погодные условия, хотя в сфере сельского хозяйства тоже плохая ситуация, в последние дни выпал град. Нет урожая зерна, фруктов, удалось сохранить небольшой урожай с тепличных хозяйств.
Как бы банально это не звучало, что вся эта ситуация является следствием отсутствия стратегии у действующих властей, власти превращают всё это в бизнес. Наша фракция за последние два года хотя бы заявляла о необходимости строительства теплиц, поскольку уже имелось представление, что однажды мы столкнемся с подобным. По их словам, они уже потратили миллионы, но факт остается фактом, что в этом смысле мы и сегодня терпим поражение.
В сельских общинах ситуация несколько легче, а горожанам, особенно жителям Степанакерта, сложнее.