Взаимодействие с Азербайджаном приобретает новые формы
17–18 марта генеральный секретарь НАТО Столтенберг в рамках своего южнокавказского турне побывал в Баку, где провел переговоры с президентом Ильхамом Алиевым, а также с министрами иностранных дел и обороны республики Джейхуном Байрамовым и Закиром Гасановым.
Ранее на берегах Апшерона после довольно длительного перерыва собрались министры иностранных дел Турции, Азербайджана и Грузии, напомнившие о трехстороннем формате сотрудничества вокруг экспортных нефтегазовых коммуникаций по линии Восток – Запад. Так называемый «Срединный коридор» является предметом давнего пристального внимание в Вашингтоне и Брюсселе. Из этой же серии – идея сквозного сообщения между основной территорией Азербайджана, Нахичеваном и Турцией, обсуждавшаяся в начале министром иностранных дел Хаканом Фиданом в ходе очередной сессии «стратегического диалога» с Америкой. Глава турецкой дипломатии выразил надежду, что и «другие страны региона продемонстрируют конструктивный подход» в открытии Зангезурского коридора, включая, видимо, предоставление ему некоего отдельного статуса, намеки на что периодически появляются в турецкой прессе.
Думается, все это прямо связано с поездкой Столтенберга на фоне явных военных неудач киевского режима, пытающегося сколотить однородный, насколько это возможно, антироссийский «фронт» за Большим Кавказским хребтом. Параллельно дальнейшему обвалу армяно-российских отношений для этого необходимо форсировать «мирные переговоры» между Ереваном и Баку, исходя из текущих обстоятельств места и времени. По словам министра иностранных дел Арарата Мирзояна, премьер-министр Пашинян и президент Эрдоган поддерживают контакты постоянно и это обеспечивает положительную динамику в отношениях между странами. Уже будучи в Армении, Столтенберг похвалил ее руководителей за «хорошее поведение», а также, по-видимому, еще раз озвучил требования Азербайджана в вопросе заключения мирного договора.
Информационным фоном апрельской напряженности на отдельных участках армяно-азербайджанской границы стали активные дипломатические контакты между Азербайджаном и Италией, а также вероятные военные поставки с территории одного из ведущих государств НАТО, являющегося крупнейшим потребителем природного газа с западных берегов Каспия. Даже если не принимать во внимание теснейшие военно-политические контакты с членом НАТО Турцией (вторая по мощи армия альянса), контакты Баку с Брюсселем, как мы писали в одном из предыдущих номеров, заметно укрепились. «Азербайджан имеет военно-политический союз с Турцией, которая считается второй по величине сухопутной державой и ведущим членом НАТО. Азербайджан строит свою армию по модели Турции. Это означает стандарты НАТО», – напомнил Ильхам Алиев на встрече со Столтенбергом. Тот, со своей стороны, приветствовал развитие Азербайджаном тесных связей с несколькими союзниками по НАТО, отметив, что ожидает дальнейшего укрепления партнерства с Баку, проверенного, в частности, Косово и Афганистаном, в направлении которого, как утверждается, обеспечил транзит примерно 40 процентов военных грузов. Благодаря тесным двусторонним отношениям с Анкарой Баку может де-факто рассчитывать на гарантии безопасности со стороны члена НАТО, предоставляющего союзнику надежный военно-политический «зонтик».
В декабре 2021 г. Ильхам Алиев посетил штаб-квартиру НАТО, заверив, что Азербайджан «очень рад высокому уровню взаимодействия» с альянсом. Его советник по внешней политике Хикмет Гаджиев принимал участие во многих консультациях с официальными лицами альянса. Только в 2021–2023 гг. спецпредставитель генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии Хавьер Коломина побывал в Азербайджане четыре раза, обсуждая практическое сотрудничество, а также процессы совместного оборонного планирования и обзора.
В ноябре 2022 г. в Баку прошли Дни НАТО, призванные популяризировать тесное сотрудничество альянса с «ключевым партнером». Делегаты во главе с заместителем начальника штаба Управления партнерства Верховного штаба НАТО в Европе контр-адмиралом Гуннштейном Бруосдалом посетили военные объекты, провели ряд встреч и поздравили «вооруженные силы Азербайджана с их превосходным прогрессом, где различные компоненты сил успешно достигли полного оперативного потенциала в рамках нашей схемы Концепции оперативного потенциала партнерства».
В марте 2023 года берега Каспия посетил начальник штаба Сухопутного командования НАТО генерал-лейтенант Мустафа Огуз, по словам которого, Азербайджан успешно использует инструменты сотрудничества альянса и является одной из самых активных стран в этих программах. Военное ведомство Азербайджана пополняет список форматов и программ НАТО, в которых оно участвует. Стороны работают над новым рамочным документом о сотрудничестве, рассказал Столтенберг в интервью агентству Азертадж. В документе будут обозначены вопросы двустороннего взаимодействия, однако главной его целью является адаптация азербайджанской армии к стандартам альянса. Рассматриваются и другие перспективные направления сотрудничества, выгодные обеим сторонам. Регион «важен для НАТО и Евросоюза», из-за чего стоит ожидать развития отношений по различным направлениям, а также, как упоминалось выше, проталкивания идеи «замирения» Еревана и Баку на одной из западных площадок.
Да, вступать в альянс Азербайджан не собирается, однако это не мешает разработке специализированных форматов сотрудничества, в частности в сфере «энергетической безопасности», «особенно после того, как Россия начала фактически использовать газ как инструмент… – вещает Столтенберг. – Для союзников НАТО в Европе было чрезвычайно важно отказаться от российского газа. В этом смысле увеличение поставок из Азербайджана позволило союзникам НАТО в Европе ликвидировать зависимость от России как поставщика газа. Все это было сделано очень быстро, оперативно и довольно успешно… Сейчас есть необходимость в дальнейшем увеличении экспорта азербайджанского газа примерно с 12 млрд до 20 млрд кубометров, что составляет значительную часть потребления газа в Европе. Для некоторых союзников газ из Азербайджана очень важен. Помимо поставок природного газа, я также приветствую начало работ по экспорту электроэнергии посредством ЛЭП. Прямой экспорт электроэнергии из Азербайджана еще больше увеличит его значение как поставщика энергии в Европу, а также для союзников НАТО в Европе. Это также является частью усилий Азербайджана по развитию возобновляемых энергоресурсов, включая энергию ветра и солнца, а также выработку электроэнергии на море. Тем самым Азербайджан стал частью большого энергетического перехода, который необходимо сделать, если мы хотим бороться с климатическими изменениями. В этом контексте очень важно, что Азербайджан играет значимую роль в проведении COP-29 – большой конференции по климату, которая состоится [в Баку] в ноябре этого года…»
Разумеется, звучали и призывы отправлять режиму Зеленского больше оружия, в поисках которого западные эмиссары рыскают по всему миру. Для максимального затягивания вооруженного конфликта предпринимаются все возможные усилия, и в этой связи появление пока не подтвержденной информации о новых поставках оружия из Азербайджана на берега Днепра не вызывает особого удивления. В частности, телеграм-канал «Рыбарь» обратил внимание на появившиеся в открытом доступе документы, включая решение хозяйственного суда по иску минобороны Украины в отношении предприятия «УкрСпецЭкспорт» о взыскании почти 83 млн гривен за нарушение ранее заключенного госконтракта по поставке вооружения.
Представители «УкрСпецЭкспорта» заключили контракт с «иностранным поставщиком – производственным объединением (Азербайджанская Республика)» о поставке 95 единиц 23-мм зенитных установок ЗУ-23-2 и затем еще 40 единиц. В разобранном виде они могли перевозиться контейнерами через «третью страну», что повлекло увеличение сроков. Учитывая географическую карту, этой самой третьей страной могла стать Турция, имеющая участок общей границы с Нахичеванской автономией. В пользу такой версии «говорят и сроки поставки: тогда по полной функционировал старый добрый зерновой коридор», одним из гарантов которого выступала турецкая сторона, предполагает «Рыбарь»: «Юридический факт использования морского пути для снабжения т.н. Украины может указывать на прямую причастность турецкой стороны».
Военное ведомство Азербайджана поспешило, не особо вдаваясь в подробности, данную информацию опровергнуть. Тем не менее в Москве тщательно проверяют и обсуждает с Азербайджаном сообщения в СМИ якобы о поставках оружия Киеву, рассказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: «Для Москвы тема поставок оружия – принципиальная, так как от подобных действий произрастает угроза России и ее гражданам».
В любом случае поддержка режиму Зеленского, оказываемая рядом государств в полном соответствии с интересами НАТО, – далеко не новость, и об этом мы писали на страницах «Ноева Ковчега». К примеру, «гуманитарная помощь», включала машину по разминированию в разгар провалившегося контрнаступа и электрогенераторы, появлялись отдельные свидетельства предполагаемого производства боеприпасов для ВСУ, а также участия в боевых действиях наемников на стороне Киева.
«В Баку осознают, что целью НАТО является противостояние с Россией и Ираном, – пишет телеграм-канал «Россия не Европа». – Но, похоже, это вполне устраивает азербайджанскую элиту: Азербайджан стремится стать ведущей державой Закавказья и повысить свой вес как внутри тюркского мира, так и в отношениях с Турцией. Самостоятельный диалог с НАТО дает азербайджанцам возможность подтолкнуть Анкару к более активной поддержке азербайджанских «инициатив» в отношении Ирана и Армении. Другой вопрос: почему наши политологи и часть политиков упорно делают вид, что Азербайджан по-прежнему наш союзник и ориентирован на Россию? Пора уже для себя решить, что единственным средством удержания нашего влияния на Кавказе является сотрудничество с Ираном, способное либо удержать Баку от «необдуманных действий», либо противостоять турецко-азербайджанскому блоку, за спиной которого стоит Североатлантический альянс».
Очевидно, что в Баку сделали выбор в пользу углубления сотрудничества с НАТО. В свою очередь альянс также заинтересован в использовании всех имеющихся возможностей в контексте расширяющегося противостояния с Россией.
Андрей Арешев, Москва