3 сентября (22 августа по старому стилю) исполнилось 130 лет со дня рождения выдающейся личности – великого флотоводца, обладателя высшего военно-морского звания Адмирал Флота Советского Союза, Героя Советского Союза Ивана Степановича Исакова! Масштаб личности адмирала Исакова настолько велик, что его сложно описать в одной статье. Но я постараюсь отразить основные вехи его жизни, показать, за счет каких уникальных качеств ему удалось достичь такого признания и при этом оставаться очень интеллигентным и великодушным человеком, полностью посвятившим себя служению Родине и своему народу.
(Начало в №10,2024)
2 апреля 1923 г. его назначили старшим морским начальником Батумской базы. Вышестоящее руководство довольно быстро оценило личные и профессиональные качества Исакова. В его аттестационном листе за 1923 г. указывалось: «Дисциплинирован. Исполнителен. Прекрасно разбирается в обстановке. Решителен. Инициативен. Весьма сообразителен. В обращении с подчиненными вежлив». Подобная оценка со стороны начальства способствовала его быстрому продвижению по службе. И.С. Исаков довольно быстро зарекомендовал себя на новом месте, ему дважды объявляли благодарность (5 декабря 1923 г. и 14 мая 1924 г.).
В августе 1924 г. И.С. Исакова освободили от занимаемой должности и назначили командиром эсминца «Корфу». Несмотря на полную готовность корабля по корпусу, у него были проблемы с механизмами. Вступивший в должность командир требовал от команды тщательно перебирать и проверять перед установкой на корабль все изготавливаемые агрегаты и механизмы. Для контроля качества изделий он рассадил членов экипажа по цехам завода. По этому поводу член Реввоенсовета Черноморского флота Г.П. Киреев отмечал: «Исаков отличается от всех других тем, что не дожидается указаний сверху, не ждет согласования с комиссаром, а ведет повседневную жизнь корабля самостоятельно. Он очень инициативный и ответственный командир».
В перерывах между доукомплектованием корабля в зимний период 1924/25 г. Исаков был назначен руководителем тактической группы для проведения занятий с комсоставом Николаевской морской базы. Он читал лекции по тактике, которые пользовались огромным успехом у слушателей.
С увольнением в краткосрочный отпуск начальника штаба Г.А. Степанова 28 октября 1926 г. был издан приказ о временном возложении на И.С. Исакова обязанностей начальника штаба МСЧМ. В ноябре того же года ему, как представителю Реввоенсовета МСЧМ, поручили встречать в порту Одессы крейсер «Гамидие». Это было первое турецкое военное судно, посетившее советский порт. На борту крейсера в сопровождении морского и военного командования находился министр иностранных дел Турции Тефик Рушди-бей, прибывший для переговоров с наркомом иностранных дел СССР Г.В. Чичериным по ряду вопросов двусторонних отношений. Это событие широко освещалось в прессе. Имя Исакова не раз упоминалось на страницах общесоюзной газеты «Известия». К поручению командования И. С. Исаков отнесся со всей ответственностью и выполнил его превосходно.
В целом в 1926–1927 гг. на Черном море были восстановлены все порты, подняты затопленные в севастопольских бухтах суда, приведены в порядок склады и складское хозяйство, проведены работы по углублению.
В декабре 1931 г. И.С. Исаков в составе правительственной комиссии под руководством наркома по военным и морским делам Я.Б. Гамарника был направлен в командировку на Дальний Восток. Как в случае с Черным и Азовским морями, перед Иваном Степановичем стояла задача провести рекогносцировку береговой линии для подготовки базирования Тихоокеанского флота и курирования проектируемого судостроительного завода «Дальпромстрой» в г. Комсомольск-на-Амуре. Активные действия со стороны руководства СССР в регионе были продиктованы внешнеполитическими акциями Японии в 1931 г. (оккупацией северо-восточных земель Китая и созданием на них государства Манчжоу-Го). На протяжении четырех месяцев Исаков занимался изучением берегов и бухт, все глубже погружаясь в научную сферу. Во время поездки на Дальний Восток он заинтересовался историей военного противостояния в регионе в годы Первой мировой войны, в частности, историей оккупации японскими и британскими войсками порта Циндао.
10 мая 1933 г. Иван Степанович был назначен начальником штаба Экспедиции особого назначения (ЭОН-1). Шестью месяцами ранее он опубликовал работу «Беломорско-Балтийская водная магистраль», в которой показал важное стратегическое значение этого канала для укрепления обороноспособности СССР. С вводом в действие Беломорско-Балтийского канала было принято официальное решение о создании Северной военной флотилии (СВФ). Исаков был назначен председателем комиссии по выбору места ее базирования. Главной базой СВФ должен был стать Мурманск, а основу флотилии – составить корабли Балтийского флота, переведенные в Кольский залив по Беломорско-Балтийскому каналу.
Провести суда по Неве, Ладожскому озеру, Свири, Онежскому озеру, Беломорско-Балтийскому каналу, Белому морю в Мурманск и должна была ЭОН-1.
В ее состав вошли эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевики «Ураган» и «Смерч», подводные лодки Д-1 («Декабрист») и Д-2 («Народоволец»). Перед экспедицией стояла крайне сложная задача. 1 июня 1933 г. в порту Сорока состоялось первое знакомство Ивана Степановича со Сталиным.
Вслед за первой экспедицией ЭОН по тому же маршруту 18 августа 1933 г. была организована вторая. Ее целью было доукомплектование Северной военной флотилии. В состав экспедиции вошли эсминец «Карл Либкнехт», сторожевой корабль «Гроза» и подводная лодка Д-3 «Красногвардеец». 26 июня 1933?г. вышел приказ о назначении И.С. Исакова командиром ЭОН-2. Под его командованием второй караван военных кораблей успешно преодолел путь и достиг цели.
Постановлением ЦИК СССР от 23 февраля 1934 г. за отличное выполнение двух экспедиций Иван Степанович был награжден орденом Красной Звезды. Награда была вручена ему М.И. Калининым в Кремле 26 апреля 1934?г. После завершения экспедиции в октябре 1933 г. И.С. Исаков был назначен начальником штаба Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Вполне возможно, что этим повышением в должности он был обязан К.Е. Ворошилову, на которого не в первый раз произвел хорошее впечатление. По должностным обязанностям его привлекали к работе в различных комиссиях в области военно-морского строительства. Нередко в их состав входил и Сталин, в чье ближайшее окружение со временем вошел Исаков.
На посту начальника штаба КБФ И.С. Исаков занимался совершенствованием службы штаба, много работал над повышением уровня боевой подготовки флота. В кругу штабных офицеров даже появилось такое понятие, как исаковский стиль работы. Контр-адмирал В.И. Рутковский охарактеризовал его следующим образом: «Во-первых, все должно быть предусмотрено оператором, во-вторых, все могут ошибаться, исключая оператора».
Но практика показала, что время от времени ошибаться и допускать просчеты мог и сам Исаков. 25 июля 1935 г. в Финском заливе Морские силы Балтийского моря проводили зачетные учения. Во время маневров после проведения учебной торпедной атаки подводная лодка Б-3 должна была поднырнуть под линкор «Марат», но не успела погрузиться из перископного положения на необходимую глубину (не менее 9 м) и была протаранена линкором. В результате удара в корпусе Б-3 образовалась пробоина размером 2,5х3 м. Лодка затонула на глубине 52 м, а весь экипаж в составе 48 штатных человек и 7 курсантов военно-морского училища мгновенно погиб.
На мостике линкора «Марат», помимо командира бригады линкоров Г.И. Левченко и командира «Марата» А.Ф. Леера, находились нарком обороны СССР К.Е. Ворошилов и начальник штаба КБФ И.С. Исаков. Ответственность за трагическое происшествие взял на себя Иван Степанович, как старший офицер флота, находившийся на корабле. Специальная комиссия, занимавшаяся расследованием, согласилась с заявлением начальника штаба КБФ о его персональной вине и не стала разбираться в деталях. Вместе с тем все на флоте прекрасно понимали, что Исаков взял на себя всю вину, чтобы не пострадали другие офицеры корабля и вышестоящее руководство. Своим поступком он продемонстрировал высокое понимание служебного долга и ответственности.
И.С. Исаков получил взыскание и был уволен с занимаемой должности. 20 августа 1935 г. его назначили преподавателем Военно-морской академии, а в октябре того же года перевели на должность старшего руководителя 1-го факультета академии.
Период пребывания Исакова в академии благотворно повлиял на его становление как крупного теоретика военно-морских наук. За первый год работы в академии капитан 1-го ранга Исаков подготовил и 31 октября 1936 г. защитил диссертацию «Операция японцев против Циндао в 1914 году» на ученую степень кандидата военно-морских наук. В ней был сделан ряд важных оперативно-стратегических выводов, способствовавших дальнейшему развитию советского военно-морского искусства. Профессор военно-морских наук контр-адмирал В.Е. Егорьев отмечал, что данная работа «была пропитана прозорливостью автора».
Планомерное занятие наукой было нарушено летом 1937?г., когда органами НКВД был вскрыт так называемый «военно-фашистский заговор Тухачевского». Большой террор охватил Красную армию и флот В это же время Иван Степанович был назначен на должность командующего КБФ (15 августа 1937 г.) и повышен в звании до флагмана флота 2-го ранга (1 сентября 1937 г.). Быстрое продвижение Исакова по службе отчасти было вызвано внутриполитической ситуацией, отражавшейся на состоянии кадров. При этом сам командующий КБФ находился в очень уязвимом и сложном положении.
Во-первых, будучи представителем командно-начальствующего состава РККФ, он не являлся членом ВКП(б) – только весной 1937 г. Исаков стал кандидатом в члены партии. Во-вторых, еще на слуху была трагедия с подводной лодкой Б-3 в 1935 г., за которую его могли обвинить во вредительстве или в участии в заговоре. В-третьих, он прекрасно понимал, что ему как командующему КБФ так или иначе придется принимать участие в проведении репрессий на флоте. Было очевидно, что «чистки» окажут негативное влияние на боеспособность КБФ, и Исаков стремился по возможности смягчить их последствия.
В беседе с контр-адмиралом В.П. Боголеповым Иван Степанович вспоминал, что однажды начальник особого отдела принес ему на подпись список из 17 фамилий тех, кого необходимо было репрессировать. Исаков категорически отказался подписывать санкцию на арест, поскольку это грозило полностью вывести флот из строя. Он потребовал от сотрудника НКВД представить доказательства их вины и пригрозил связаться с К.Е. Ворошиловым по данному вопросу. «Тут моего особиста только и видели. Бочком-бочком вышел и больше ко мне с этим вопросом не приходил», – отмечал Исаков.
В 1938 г. на XVIII съезде ВКП(б) нарком судостроения И.Ф. Тевосян в своем выступлении подчеркнул, что «перед работниками судостроительной промышленности стоит трудная, но весьма почетная задача – в кратчайший срок построить мощный морской и океанский флот, достойный Страны советов». Значительная роль в реализации масштабной судостроительной программы отводилась И.С. Исакову. С этой целью он переехал из Ленинграда в Москву.
17 февраля 1938 г. ему было присвоено воинское звание флагмана 1-го ранга. 28 февраля, в связи с 20-летием РККФ, «за проявленные доблесть и самоотверженность в боях с врагами Советской власти и за выдающиеся успехи и достижения в боевой, политической и технической подготовке кораблей, частей и подразделений Военно-морского флота» И.С. Исаков был награжден орденом Ленина. 8 апреля 1938 г. он вошел в состав Главного военного совета ВМФ.
На должности заместителя наркома ВМФ СССР Исаков работал со свойственными ему энергией и рвением, проявляя инициативность, добросовестность и тактичность по отношению к подчиненным. Он сумел наладить отношения с высшим руководством. Нарком ВМФ К.Е. Ворошилов, член Главного военного совета Наркомата ВМФ А.А. Жданов, нарком судостроительной промышленности СССР И.Ф. Тевосян ценили Ивана Степановича и принимали его по первой же просьбе. По поручению Кузнецова он подготовил историческую записку и обоснование необходимости празднования Дня Военно-морского флота СССР. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 г. было решено отмечать этот праздник 24 июля.
Благодаря отличному знанию проектов кораблей, тактико-технических характеристик оружия и оборудования И.С. Исакову удавалось успешно решать проблемы военного кораблестроения. Он не только объехал все судостроительные заводы, побывал во всех конструкторских организациях, работавших на ВМФ, но и поддерживал с ними постоянную связь, оказывал необходимую помощь. О результатах своей деятельности он докладывал лично И.С. Сталину в его кремлевском кабинете.
Иван Степанович вспомнил один случай, иллюстрирующий роль Сталина в развитии советского военного кораблестроения. Был спроектирован новейший по всем показателям того времени линкор, имевший, однако, один существенный недостаток – слишком малое количество размещенных на судне крупнокалиберных зенитных орудий. На заседании в Совете труда и обороны по ходу подготовки линкора был сделан доклад. «Я был не согласен и долго до этого боролся на разных этапах, но сломить упорство моих коллег по комиссии не мог. Пришлось говорить здесь. Я сказал, что на английских линкорах менее мощного типа ставятся не менее двенадцати зенитных орудий, а если мы, не учитывая развитие авиации, ее перспективы, поставим на наши новые линкоры такое малое количество крупнокалиберных орудий, то этим самым мы обречем их на то, что их потопит авиация, и миллиарды пустим на ветер. Лучше затратить большие деньги, но переделать проект».
Однако его доводы не убедили членов совета. Дело шло к утверждению проекта. Исаков был подавлен, отошел в сторону и сел на стул. В этот момент к нему подошел Сталин и поинтересовался его грустным видом. Узнав о причине, Сталин, обратившись к членам заседания, поддержал мнение большинства, но внес дополнение в протокол о необходимости дополнительной установки на линкор еще четырех зенитных орудий того же калибра. «Меня это не вполне устраивало, – отмечал Исаков, – но я уже понял, что это максимум того, на что можно рассчитывать, что все равно ничего большего никогда и нигде мне не удастся добиться». Только через четыре года после начала войны с гитлеровской Германией члены Совета обороны убедились, насколько Исаков был прав, так как именно наличие зенитных орудий спасло большое количество советских кораблей в боях с немецкой флотилией.
Но до этого Иван Степанович еще многое успел сделать для укрепления мощи ВМФ СССР. Исакова назначили «руководителем специальной группы офицеров и инженеров, посланной для ознакомления с американской судостроительной промышленностью». Это была официальная цель визита, тогда как в узких кругах были осведомлены, что Исакову поручено попытаться закупить в США корабли (линкор и эсминец), оборудование, а также проектную документацию. Ему были вручены тактико-технические задания, подготовленные Главным морским штабом ВМФ, а 8 февраля 1939 г., незадолго до отъезда, И.С. Исаков пробыл 20 минут в кабинете Сталина, где получил дополнительные указания.
Пересекая Атлантический океан, Иван Степанович писал супруге: «Первое впечатление от Нью-Йорка: …мешанина всех стилей мира и эпох, купленных за хорошие деньги. Очень сожалению, что не могу быть Пушкиным, т.к. вопреки местным обычаям работаю по-московски. Не досыпаю, 2 раза не обедал. USA прекращают работу в 5 часов вечера, а у меня как-то получается до 1–2 ночи. Ни себе, ни своим не даю передыху. Поэтому и писать тебе некогда».
Помимо повседневных встреч, переговоров, Иван Степанович посетил Метрополитен оперу, театрально-концертные залы Радио-сити, Карнеги-холл, музей Маунт-Вернон, забрался на крышу 102-этажного небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг. Он также встретился с проживавшими в США армянами. В письме к О.В. Исаковой от 3 апреля он описал встречу так: «Если в Вашингтоне лучшие в мире пельмени, то в Нью-Йорке – плов. Вчера в армянской семье, в честь меня, воскресный обед. С лавашем, пловом, смахом и т.д. Почти всё – произведение хозяйки. Ели до бездыханного положения. Пели армянские песни – очень хорошие и танцевали с платочком (кроме меня). Все эриванские. Люди, еда, песни, пляски (даже пластинки армянские, а хозяин дома на стуле отбивал как на тип-ли-пи-то), тамада и общий разговор с акцентом вставлением всяких «вирма раицис» и т.д. – создали такой Кавказ, которого не найдешь в Москве. Итак, до Эривани ближе через Нью-Йорк».
Большую часть времени Иван Степанович проводил в Нью-Йорке, периодически посещая Вашингтон и Бостон. В дневниковых записях о пребывании в США он пометил для себя основные цели и задачи: «1) Отрешиться от чванства. Добывать, наблюдать, впитывать все новое – даже в мелочах; 2) добиваться решения полученной задачи. Помнить о примерах (Свирь, Нева). Не идеал – но выгодная для нас сделка; 3) понимать историческое значение этапа и нашу роль в нем; 4) конспирация от всех и вся».
По возвращении из командировки 28 апреля 1939 г. И.С. Исаков был назначен первым заместителем наркома ВМФ СССР. 28 июня 1939 г. он подал заявление о приеме в ВКП(б) и 22 августа был принят в партию. Времени дня отдыха у Ивана Степановича практически не было. С началом Второй мировой войны круг его обязанностей только расширился.
(Продолжение читайте в следующих номерах)