Вторник, 18 ноября, 2025

Наследие Армена Джигарханяна

Читаемое

3 октября исполняется 90 лет со дня рождения уникальной личности, народного артиста СССР, режиссера и педагога – Армена Борисовича Джигарханяна. Его регалии можно перечислять очень долго, но самое главное, это поистине всенародное признание. Армена Борисовича любили миллионы зрителей, в том числе далеко за пределами Армении, в которой он родился и провел свое детство. Его, без преувеличения, можно назвать самым известным и любимым армянином Советского Союза!

Все знают, что Армен Джигарханян был гениальным актером, сыгравшим огромное количество ролей в театре и кино.

Но в этой статье я бы хотел рассказать о его удивительных человеческих качествах, а также непростой судьбе, поделиться своими наблюдениями и малоизвестными фактами из жизни этого замечательного человека. Мне очень повезло в жизни, так как я тоже могу назвать его своим учителем, скорее даже ментором. И несмотря на то, что 14 ноября 2020 года Армена Борисовича не стало, я по-прежнему мысленно разговариваю с ним и часто использую подаренные им фразы, так как точнее сформулировать просто невозможно! Но начну по порядку.

Армен Борисович Джигарханян родился в Ереване, 3 октября 1935 года в семье потомков тифлисских армян. Его отец – Борис Акимович Джигарханян – ушел из семьи, когда мальчику исполнился всего лишь месяц. В скором времени мама Армена – Елена Васильевна – вышла замуж за другого тифлисского армянина, как тогда их называли «кинто», вдовца с двумя детьми: сыном и дочерью. Армен Борисович очень часто вспоминал своего отчима – Ашота, – который был мудрым человеком и многому его научил.

Со сводным братом Рачиком они были очень близки до последних дней, не было недели, чтобы братья не созвонились. И конечно же, когда мы приезжали в Ереван, нас всегда сопровождал Рачик Ашотович, очень обаятельный и интеллигентный человек, который долгое время работал руководителем аппарата первого секретаря ЦК Карена Сероповича Демирчяна, был очень верен ему и после службы.

Мама Джигарханяна работала в секретариате Совета министров Армянской ССР. По рассказам самого Армена Борисовича, детства у него почти не было, ведь его ранние годы пришлись на Великую Отечественную войну. Семья жила в Ереване, по словам актера, он запомнил, как всей семьей рубили дрова в подвале дома и как мать плакала, потеряв хлебные карточки. Когда отчим рассказывал об Иосифе Сталине, с которым близко общался в юности, семья плотно закрывала двери, чтобы никто не услышал, так как Ашот не очень лестно отзывался о «вожде всех народов». Отчим был умным и смелым человеком. Он и стал первым наставником юного Армена, научившим его не бояться говорить правду!

Мать Армена Борисовича была заядлой театралкой, однако решение сына стать актером застало ее врасплох. Тетя и бабушка будущего актера работали в институте акушерства и гинекологии, они прочили Армену карьеру врача, но мать поддержала его. Елена Васильевна была удивительная женщина, с редким чувством внутренней свободы, она всегда доверяла своим ощущениям. Елена Васильевна своим примером показывала молодому Армену, как важно уважать внутреннюю свободу близких тебе людей, и вообще была очень глубоким человеком, знала много армянских народных мудростей, которые Армен Борисович часто цитировал впоследствии.

На протяжении всей жизни Армен Борисович вспоминал мамины фразы, наполненные мудростью и любовью, всегда считал ее самым близким и родным человеком. Не случайно свою единственную дочь Армен Борисович назвал Еленой, которая тоже многое взяла от своей бабушки. Когда мамы не стало, Армен Борисович находился за границей, на съемках. В советское время досрочное возвращение из зарубежных поездок требовало согласований с руководством. Он не успел вернуться до похорон, которые прошли в Ереване. Армен Борисович говорил: «Я не видел свою маму в гробу, для меня она до сих пор жива, меня не покидает ощущение, что она и сейчас находится в Армении, переживает за меня и я многое должен рассказать ей при встрече».

С юности Армен Борисович был очень любознательным человеком, много читал, глубоко погружался в изучение различных направлений искусства: живопись, музыка, театр и кино. А также очень любил спорт. Когда мы вместе смотрели важные состязания, он говорил: «Посмотри на их лица, видишь: неимоверное напряжение и полная концентрация. Они не замечают ничего вокруг, кроме цели. Только так можно достичь чего-то очень важного в жизни!» Вообще с ним было очень интересно смотреть что бы то ни было, он всегда замечал то, что спрятано от зрителя. Для него было важно погрузиться глубоко, докопаться до понимания состояния человека, вплоть до физических ощущений. Наверное, поэтому Армен Борисович так натурально смотрелся на сцене, полностью вживался в роль и на время становился этим человеком.

Я хорошо помню его моноспектакль «Последняя лента Крэппа», который был наполнен философским смыслом и никого не мог оставить равнодушным. Джигарханян так глубоко погружался в жизнь своего героя, что после спектакля ему требовалось не менее получаса, для того чтобы вернуться в свое обычное состояние. Некоторое время он говорил и двигался, как персонаж из сыгранного спектакля. Такой подход требовал от него полной концентрации и большого напряжения сил, но по-другому он не мог, считал это непрофессиональным.

К сожалению, в советское время актеров заставляли играть несуществующих персонажей, так называемый «соцреализм». Это было для Джигарханяна настоящим мучением, он часто отходил от установок режиссера, но делал это так талантливо и натурально, что ему прощали эти отступления. Армен Борисович сам часто придумывал своим героям фишки, которые передавали их сущность. Такие, как движения головой капитана Овечкина в «Неуловимых мстителях» или движения рукой в спектакле «Кошка на раскаленной крыше». Много импровизировал, к примеру, в фильмах «Когда наступает сентябрь» и «Невеста с Севера» более половины текста он добавил от себя. Когда я спрашивал, как ему это удается, Армен Борисович отвечал: «В этот момент как-то само приходит на ум». Я понимал, что он так глубоко погружен в состояние своего персонажа, что говорит уже его языком. Как правило, режиссеры оставляли такие дубли без изменений, они очень гармонично вписывались в сюжет и часто становились украшением спектакля или фильма.

Армен Борисович много работал. Сначала в Ереванском театре имени Станиславского, затем главный режиссер Театра Ленком Анатолий Васильевич Эфрос пригласил его в Москву. Но после того, как Эфроса сняли и Армен Борисович отказался подписывать письмо с осуждением его методов работы, он был вынужден уйти. Его пригласили в Театр им. Маяковского, где бессменным художественным руководителем был Андрей Александрович Гончаров. Этот творческий союз продержался почти тридцать лет. Несмотря на то, что в театре работала целая плеяда великих артистов, Армен Борисович выделялся своим талантом и трудолюбием. Татьяна Васильевна Доронина до сих пор считает Армена Борисовича своим лучшим театральным партнером. Наталья Георгиевна Гундарева говорила: «Я не встречала актера с таким чувством партнера, как Армен Борисович Джигарханян, рядом с ним чувствуешь себя свободно и уверенно, понимаешь, что этот партнер всегда подстрахует и, если ты вдруг ошибешься, легко исправит ситуацию».

В его жизни все вроде наладилось, он женился во второй раз (первая жена – Алла Вановская – умерла через год после рождения дочери). Армен Борисович усыновил сына второй супруги – Татьяны Сергеевны Власовой – Степана. Как минимум дважды в год в Москву приезжала мама. От предложений и съемок не было отбоя. Но случилась страшная трагедия, от которой Армен Борисович не смог оправиться до последних дней своей жизни: 30 декабря 1987 года скоропостижно скончалась дочь Армена Борисовича – Елена Арменовна Джигарханян, ей было 23 года. Погибла от отравления угарным газом, уснув (после театральной репетиции) в стоявшем в гараже автомобиле с работающим двигателем. Невозможно передать, что пережил Джигарханян, потеряв единственного родного ребенка, которого он вырастил практически один. Как рассказывают очевидцы, Армен Борисович поседел буквально за несколько дней.

Мы редко разговаривали с ним на эту тему, но он часто вспоминал дочь, особенно в последние дни своей жизни, и у него всегда накатывались слезы. В какой-то момент Армен Борисович решил написать книгу под названием «Письма Елене», в которой по принципу известного произведения древнеримского философа Сенеки «Письма к Люцилию» планировал изложить свои мысли о жизни в письмах, причем некоторые письма должны были быть адресованы дочери, а другие – маме, так как обеих звали Елена. Он начал работу над книгой, но завершить так и не успел.

Если попытаться описать черты характера Армена Борисовича, я бы прежде всего выделил фантастическое трудолюбие и увлеченность. Он снялся более чем в 300 картинах – огромная цифра, которую так и не превзошел ни один советский актер. Но кроме этого, Армен Борисович сыграл в бесчисленном количестве спектаклей. К сожалению, эту цифру никто не считал, но я уверен, что и в этом показателе равных ему не было.

Есть известная формула: «Успех – это талант, помноженный на многодневную усердную работу!» Армен Борисович работал не переставая много лет, за счет чего и добился высокого признания и успеха в своей профессии.

Джигарханян обладал еще одним уникальным качеством, которое казалось даже каким-то мистическим! Он удивительным образом чувствовал людей. Наталья Георгиевна Гундарева рассказывала, как однажды столкнулась с серьезной личной проблемой и никак не могла найти правильное решение. В задумчивости она подошла к театральному лифту, и, когда вошла вовнутрь, туда же в последний момент заскочил Армен Борисович. Они проехали вместе три этажа, он смотрел на нее и, выходя, сказал: «Наташа, долго не думай, поступи вот так…» Когда он ушел, она еще долго стояла в недоумении. Ведь этот совет оказался самым точным и действительно помог ей найти самое правильное решение.

Такие случаи далеко не единичны, я тоже каждый раз поражался, когда в наших беседах Армен Борисович начинал обсуждать именно те вопросы и проблемы, которые остро волнуют меня в данный момент, и каждый раз находил правильные решения. Я даже подозревал, что кто-то из моего окружения рассказывает ему о моих проблемах, но потом убедился, что это его уникальный дар, который выручал многих его друзей и помогал найти выход в любых ситуациях. Армен Борисович учил нас дружить, он любил поднимать тост за дружбу, который в его устах звучал так: «Настоящая дружба – это когда мы нуждаемся друг в друге, берегите это чувство!»

Еще я бы выделил уникальное чувство юмора Армена Борисовича, он был настоящим кладезем анекдотов и остроумных рассказов, в любой, даже незнакомой компании умел создать атмосферу радости и веселья. Его все очень любили. Но, как ни странно, Армен Борисович был глубоко одиноким человеком, не случайно единственную книгу, которую он написал вместе с известным театроведом Дмитрием Яковлевичем Дубровским, он назвал «Я одинокий клоун».

Еще одно качество, о котором не могу не сказать: Армен Борисович был по-настоящему добрым и искренним человеком, он многого добивался за счет открытого и доверчивого отношения к людям. И хотя ему часто приходилось сталкиваться с неблагодарностью и разочаровываться, он сумел сохранить свою доброту до последних дней своей жизни. Он учил меня: «Плохие люди опасны не своими поступками и словами, а тем, что они меняют нас в худшую сторону. Что бы ни происходило, постарайся сохранить свою сущность. Это непросто, но только так ты не потеряешь себя!»

Очень сложно вместить в одну статью все то, чему научил нас своей жизнью Армен Борисович Джигарханян, о нем можно рассказывать очень и очень долго. Но я ограничусь еще одним его важным качеством, о котором нельзя не сказать: Армен Борисович был глубоко патриотичным человеком, очень любил свою Родину и учил этому своих друзей. Он говорил: «Основную роль в личности играет национальная культура, именно она отличает нас от других. Никогда не скрывайте своей армянской принадлежности, а еще лучше – гордитесь этим! У нас очень богатое историческое наследие, которое дано не многим». Джигарханян очень глубоко любил Армению, когда выдавалась пара свободных дней, он звонил мне и говорил: «А не слетать ли нам на пару дней в Армению?» И добавлял по-армянски: «Дзеркере дненк ворнерис, микич мангк ганк». Мы брали билеты и летели в Ереван.

Джигарханян говорил, что в Армении ему дышится иначе, и любил повторять: «Запомни, сыночка! Чем старше мы становимся, тем сильнее чувствуем свои корни!» И я запомнил!!!

Артур Согомонян

ИсточникНоев Ковчег
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Экс-директор «Электросети Армении»: По поводу вчерашних отключений в Эчмиадзине будут возбуждены дела?

Интересно, будут возбуждены уголовные дела по поводу вчерашних отключений электроэнергии в Эчмиадзине или нет?

Похожее