Как ни крути, а Новый год на носу! Уходящий не принес армянскому этносу особых радостей, но печалей – с лихвой. Тем не менее через несколько дней и они станут историей. Пока же народ во всю тратит накопленные деньги, собирается празднично покушать, а на десерт попробовать лапшу от варчапета. Чем он будет похваляться в этот раз, сказать невозможно. Неужели опять обвинит в неудачах врагов бархатной революции?
Но имеем то, что имеем. Вот если варчапету довелось бы командовать Швейцарией или каким-нибудь захудалым штатом или вилайетом, ему было бы поспокойнее. Да и сейчас спокойно, ведь никто громкого слова поперек не говорит. Прежде всего интеллигенция – сливки общества – по-нашему, мтавораканы. То есть люди, зарабатывающие умственным трудом и фонтанирующие мыслями. Но поскольку этот самый труд оплачивается по минимуму, люди предпочитают помалкивать или вовсе молчать, чтобы и этого не лишиться. Мало ли что… Они самые безропотные овцы армянской паствы.
Прилюдно молчат, но в узком кругу шельмуют власть, почем зря. Нелицеприятно и нецензурно. И ведь есть за что: Арцах революционерам уже не мешает, арцахцы перебрались в Армению и улучшили статданные. Так что флаг в руки и вперед. Тем не менее общество, разделенное на белых и черных, пребывает в подвешенном состоянии, но это не больно. С белыми все ясно: крепкие, надежные борцы – оплот власти от Гражданского договора. Головная боль – черные, те, что мтавораканы. А они что? Переживают интеллектуальный паралич. Недаром Ульянов-Ленин обозвал интеллигенцию гнилой, позаимствовав определение у Александра III.
Отечественные мтавораканы впали в ступор. Может быть, по причине генетической памяти, восходящей к 1915 году и к году 1937, когда полегли сотни армян, настоящих мтавораканов, и советско-армянских интеллигентов. Потому они оробели в наши дни, напрочь забыв о своей исторической функции, что они голос совести, борцы за правду и т.д., и т.п. Именитая интеллигенция уютно устроилась в темном углу, дело, которым они занимаются, не представляет угрозы для власти, ей до них и дела нет. Обласканные мтавораканы молчат в предварительно розданные тряпочки, что очень удобно. Права голоса их вроде бы не лишили, но разве их голос, даже если решатся подать, можно услышать? Попробуем их оправдать. Где мыслящему интеллигенту, к тому же застенчивому как суслик, повысить голос и попробовать сеять разумное, вечное и честно рассказать родному народу об опасностях или о мутных перспективах, грозящих Армении? На Первом армянском ТВ отпадает. Петрос – верный страж бархатной революции – точно не позволит. Остаются маломерные газеты. На площади эфемерной Свободы? Там тоже не дадут умасленные силовики, которым опять повысили жалование. Если же что-то не так и не там, то создадут некомфортные условия для жизни и работы, еще более, чем нынешние. Очевидно, что армянского «философского» парохода, как представляется, не будет, но способ избавиться от наиболее горячих «сеятелей» найдется.
Замечательный русский интеллигент академик Дмитрий Лихачев считал, что интеллигенция была врагом советской власти и питала отвращение к деспотизму. У наших псевдомтавораканов другая позиция: традиционного деспотизма нет, а то, что есть, в самый раз. Их устраивает. Как ни грустно, но пришло время подобных шустрых и улыбчивых говорунов. Печально. Но ведь могут же, положим, творческие союзы объединиться и единым фронтом создать свою мтавораканскую декларацию на тему армянской культуры. Свою позицию, отличающуюся от официальной, николовской. То же не грех сделать научной и вузовской общественности, да и всем прочим общественностям. Доходчиво объяснить, что изгнание за пределы города научных институтов и вузов не более чем наивная хрустальная мечта. Что Академгородок это совсем не то, в чем позарез есть необходимость. Что не надо фактически закрывать театр “Гой”, имеющий своих зрителей. Что не надо отбирать у творческих союзов принадлежащие им здания.
Но консолидированных действий, вполне мирных, пока нет. Будут ли – большой вопрос. Как и то, обратит ли на них внимание власть, варчапет, он же главный идеолог-мыслитель, главнокомандующий и главный кадровик страны. Сидеть и негодуя ждать несбыточных милостей тоже глупо. Но куда деваться-то? Потому и всплыли в памяти слова благороднейшего Антона Чехова: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную и ленивую, не верю, даже когда она страдает и жалуется…» Писано это в 1899 г. о русской интеллигенции, но вполне приложимо к армянской действительности. Впрочем, не все потеряно, не все наши мтавораканы подобны чеховским, есть и другие. Только очень робкие.
С Новым годом, мтавораканы, и не робейте!
Карэн МИКАЭЛЯН