Постановлением от 2 мая текущего года в рамках недокладываемых, а точнее – не предназначенных для оповещения общественности вопросов правительство РА приняло решение о закрытии ГНКО «Национальный центр инноваций и предпринимательства» (НЦИП), расположенной в одном из четырех зданий знаменитых высоток на проспекте Комитаса.
Уже 12 августа стало известно, что уникальные документы научно-технической библиотеки в ближайшие дни станут обычной макулатурой, а более семидесяти преданных своему делу высокопрофессиональных сотрудников пополнят ряды безработных.
И хотя рынок труда, по словам правящей верхушки, сегодня остро нуждается в неквалифицированной рабочей силе, представить ученых мужей разнорабочими на стройке очень трудно. Нет сомнений, что КПД их производственной отдачи будет настолько мал, что даже не имеет смысла говорить об этом. Впрочем, самих сотрудников в сложившейся ситуации больше беспокоит не собственное неясное будущее, а весьма мрачная перспектива научного фонда, где за многие десятилетия было собрано около 22 млн экземпляров советских, отечественных и зарубежных отраслевых изданий по технике, математике, физике, химии, сельскому хозяйству, машиностроению, электротехнике, электронике, транспорту, военной технике, строительству, легкой и пищевой промышленности, НТИ, библиотековедению и библиографии, экономике, финансам, банковскому делу, патентоведению, стандартизации.
Как гласит Армянская энциклопедия фонда «Хайазг», научно-техническая библиотека была создана в 1962 году на базе небольшого Центрального книгохранилища при Совмине Армении. Чуть позже к ней присоединилась научно-техническая библиотека (НТБ) реорганизованных Совнархозов, а с 1965 года начинается комплектование Республиканской НТБ. К концу восьмидесятых годов, расположившись на нескольких этажах высотного здания, библиотека превратилась в крупнейший многоотраслевой фонд научной литературы, технической документации и специализированной периодики, что соответственно позволяло обслуживать профессиональные запросы специалистов различных отраслей народного хозяйства.
После развала Советского Союза, невзирая на энергетический кризис и сложную политико-социальную обстановку, библиотека продолжала действовать благодаря стойкости и энтузиазму ее сотрудников. Примечательно, что уже в 1994 году на основании программ отечественных разработчиков начались работы по созданию электронного каталога книг, некоторых видов научно-технической документации, промышленных каталогов. При этом, как принято в мировой практике, бумажные носители сохранялись в качестве оригиналов. В те же сложные годы был создан банк данных по разработкам и изобретениям армянских авторов, проживающих в Армении, а также странах ближнего и дальнего зарубежья.
По рассказам сотрудников, во время первой Арцахской войны библиотека помогла формированию ВС Армении документами военного характера. В мирное время для восстановления старых и создания новых предприятий отечественные товаропроизводители не раз обращались за помощью к специалистам РНТБ. Среди них такие известные в стране компании, как «Джермук групп», «Гранд Кенди», «Марианна», «Тамара», «Артфуд», «Атенк», «Натали Фарм», «Ереванский ювелирный завод», «Масис Тобако», «Ереванский коньячный завод», «Телеком Армения», «Русал-Арменал».
В 2002 году решением правительства РА библиотека была реорганизована в Армянский центр научно-технической информации, а в 2009 году была создана ГНКО «Национальный центр инноваций и предпринимательства», просуществовавшая до августа 2024 года. Видимо, кто-то посчитал земли под высотками лакомым кусочком для строительства прибыльного отеля, доходного мола или рентабельного развлекательного центра. При этом космическая скорость и упорство, с которыми государство старается освободиться от высоток на аукционах, косвенно подтверждают эту версию.
Стоит заметить, что разговоры о ликвидации библиотеки муссировались почти год, однако «наверху» заверяли, что здания хотя и выставлены на продажу, тем не менее библиотека не закроется. После выводов специальной комиссии для нее будет выделено новое помещение. В итоге, по результатам мониторинга, было вынесено предвзятое заключение о том, что фонды бесполезны, а библиотека является обузой.
В пояснении к Постановлению от 2 мая 2024 года автор инициативы (теперь уже бывший заместитель министра экономики, а ныне курирующий работу налоговой и таможенной отрасли замглавы Комитета госдоходов республики Рафаел Геворкян) считает контрпродуктивным продолжать финансировать эту ГНКО: «Исходя из необходимости целевого и эффективного использования бюджетных средств, Минэкономики ставит задачу расформировать ГНКО, что будет способствовать целенаправленности и эффективности использования бюджетных средств». Хотя на несостоявшиеся концерты заезжих звезд с сомнительной репутацией выделяются миллионы долларов из госбюджета страны, который складывается в том числе и из налогов сотрудников ликвидированного центра.
«По совокупности ставится под сомнение и необходимость сохранения наших фондов, и их научная ценность, – считает главный специалист отдела формирования электронного каталога научно-технической библиотеки Маргарита Манукян. – Для оптимизации библиотек существуют лицензированные компании, но уже ясно, что, во-первых, нет никаких документов о сотрудничестве с какой-либо из них, а во-вторых, невозможно реорганизовать 22-миллионный фонд до 12 августа».
Кстати, еще с советских времен и до сих пор существуют различные перечни по определению ценности того или иного документа, а также сроков хранения или уничтожения его, особенно если это касается документов с грифом «секретно» и «совершенно секретно». А такие документы здесь тоже имеются. В связи со сложившейся ситуацией сотрудники центра направили письма в различные инстанции, включая Министерство экономики, департаменты по работе с общественностью при премьер-министре и президенте РА. Ответ, как и ожидалось, так и не пришел. Видимо, власти твердо решили избавиться от научно-технической базы «бывшей Армении».
В беседе с коллективом центра депутат парламента от фракции «Армения» Гарник Даниелян попытался ободрить сотрудников, выразив надежду, что необоснованное решение будет отменено, поскольку НТБ является основой развития отечественной науки, экономики и промышленности. Чуть позже он напишет на своей странице в социальной сети, что 60-летний гигант, имеющий в своем арсенале около 22 млн единиц научных трудов на 66 языках из 77 стран мира, ликвидирован 12 августа вместе с сотрудниками, которых просто выкинули на улицу.
Партия власти не в первый раз устраивает подобные антинациональные диверсии. В начале своей разрушительной деятельности они уже покушались на сокровищницу Музея древних рукописей. И хотя в 1997 году коллекция Матенадарана была включена в международную программу ЮНЕСКО «Всемирная Книга Памяти», взобравшиеся в министерские кресла «бархатные» временщики со всей безответственностью заявляли, что в хранилище давно пора навести порядок: кое-что оцифровать, а остальное сжечь как рассадник вредоносных микробов и вирусов, спрятавшихся на страницах старинных фолиантов. В этой связи многие историки вспомнили одну из самых черных страниц в истории немецкой культуры, когда 10 мая 1933 года бесноватые национал-социалисты сжигали на площадях неугодные книги для очищения «немецкого духа». К счастью, в Армении широкий общественный резонанс не позволил «уличным рюкзакам» осуществить задуманную идею.
Однако пакости не прекратились и продолжение последовало в апреле 2020 года, когда за несколько месяцев до 44-дневной войны решением правительства предусмотрительно была расформирована ГНКО «Геодезия и картография», а архивы, небрежно выброшенные в уличные урны для мусора, разносились по проспекту Комитаса ветром. Сегодня уже с уверенностью можно говорить, что это была прелюдия к позорному послевоенному «договорняку» о территориальной «целостности» Армении в сильно усеченных пашиняновских границах всего в 29.743 кв. км по нарисованным картам Азербайджана. Ведь свои карты уже были уничтожены!
Череда маленьких гадостей переросла в очередную крупную подлость через три года. В мае 2023 года в интернете появилось видео о том, как в мусорных урнах в Цицернакаберде сжигались фотографии и документальные свидетельства геноцида армян. На фоне поднявшейся волны возмущения Музей-институт в свое оправдание сделал короткую запись в соцсети: «Документы в коробках, попавшие на видео, являются черновиками рабочих копий, которые использовались на выставках, научных конференциях и лекциях, организованных музеем в разные годы». Хотя, как считают эксперты, эти документы нужно было передать в учебные заведения для изучения их на уроках истории. Но учитывая, что сегодня курс партии правящего большинства направлен на отказ от правовых основ для привлечения Турции к ответственности, то акт вандализма в отношении указанных документов был лишь предтечей тому, что произошло через год.
24 апреля 2024 года Никол Пашинян в своем выступлении заявил о необходимости преодолеть травму геноцида армян в Османской Турции 1915 года и прекратить поиск утраченной Родины. «Мец Егерн (Большая Резня) стал для нас общенациональной трагедией и травмой и, без преувеличения, фактором, определяющим нашу социальную психологию. Даже сегодня мы воспринимаем мир, нашу окружающую среду, самих себя под влиянием травмы Мец Егерна, и мы не преодолели эту травму. Это значит, что, будучи международно признанным государством, мы часто относимся и конкурируем с другими странами и международным сообществом в состоянии травмы и по этой причине порой не можем правильно разграничить реалии и факторы, исторические процессы и прогнозируемые горизонты», – отметил премьер, став первым руководителем Армении, упомянувшим наряду со словом «геноцид» термин «Мец Егерн», который используется странами, не признавшими геноцид армян.
По словам политолога Артура Мартиросяна, термин «геноцид» появился до начала Второй мировой войны при изучении истории уничтожения армян в Османской империи. Теперь же, в новейшей истории, появляются армянские ревизионисты, причем на самом высоком уровне, и повторяют то, о чем говорят турецкие пропагандисты, которые тратят большие деньги на то, чтобы некоторые историки в США и Европе озвучивали нелепицу. «Турецко-азербайджанский тандем требует положить конец разговорам о геноциде, требует перестать возлагать цветы 24 апреля. Суть же их опасений заключается не в самом признании, а в последствиях такого шага»,– считает он.
В том, что сегодня внутренняя повестка политической и социальной жизни Армении строится на полном подчинении «бархатных» временщиков требованиям турецко-азербайджанского тандема, сомневаться не приходится. Шаг за шагом действующая власть пытается вытравить из сознания армян историческую память, подавая это под весьма сомнительным лозунгом соглашательства: лишь бы не было войны. «Понятно, что пашиняновская власть провалила (сознательно или нет – уже неважно) формирование действенной архитектуры безопасности страны и сейчас является всего лишь послушным проводником турецкой и азербайджанской политики по отношению к Армении, – говорит экс-депутат НС РА, эксперт Арман Абовян. – Ненормально, когда в условиях реальной угрозы военной эскалации, аннексии суверенных территорий страны, нестабильной экономической ситуации, беспрерывного шантажа войной и требований по демонтажу страны (все это доктринальный курс турецко-азербайджанского тандема по отношению к Армении) основой внутренней политики властей становится продвижение аполитичности масс с параллельной дискредитацией национальных приоритетов».
В контексте приведенных выше примеров достаточно наглядно прослеживается связь диверсий с последующими драматическими событиями. В случае с научной библиотекой пока неясно, какая именно трагедия последует после ликвидации ГНКО «Национальный центр инноваций и предпринимательства». Но то, что в угоду своим кураторам действующие власти всеми фибрами «бархатных» душонок стремятся к слому армянской государственности, размыванию граней исторической памяти и уничтожению интеллектуального потенциала нации, видно невооруженным глазом точно так же, как и их желание стать так называемым «Западным Азербайджаном», о чем в последнее время упорно говорят по ту сторону армянской границы.
Александр Маркосян, Ереван