Сделанные Николом Пашиняном на пресс-конференции 14 марта заявления до сих пор обсуждаются в политических кругах.
К ней в интервью газете «Грапарак» коснулся и председатель партии «Айреник» («Отечество»), бывший директор СНБ Артур Ванецян. Перевод некоторых вопросов и ответов приводим ниже:
– Никол Пашинян 14 марта говорил о поражении в войне 2020 года и выдвинул новую версию, согласно которой у нас в армии была «5-я колонна», поэтому мы и проиграли. В тот же день, 14 марта, в отставку был отправлен командующий объединенной группировкой войск Армении и России генерал-майор Тигран Парванян. Кроме того, на 2 месяца продлили арест бывшему командующему Армией обороны Арцаха Микаелу Арзуманяну. Затягивают суд над бывшим министром обороны Армении Давидом Тонояном – он по-прежнему находится под стражей. Возбудили дело в отношении экс-министра обороны РА Сейрана Оганяна и бывшего командира третьего армейского корпуса ВС РА, генерал-майора Григория Хачатурова. О какой «5-й колонне» речь? Не было ли это прямой директивой судебной системе и началом очередной кампании против военных?
– За последние три года Никол Пашинян называл множество причин поражения в войне, но он так и не признает, что главным виновником и ответственным является он сам. О какой «пятой колонне» речь? Руководитель страны обязан говорить на языке права. Существуют законодательство, правоохранительные органы и органы правосудия. После войны прошло 3 года, этого времени было вполне достаточно, чтобы та самая «пятая колонна» была разоблачена.
Более того, если она существовала, то ее нужно было разоблачить как можно скорее, чтобы предотвратить дальнейший саботаж или деструктивную деятельность. Конечно, были отдельные случаи измены, мы видели сообщения, но прошло уже три года, кто-нибудь знает, кто входит в эту «пятую колонну», как они организованы, кто организовал, кто дает указания?
Никол Пашинян, фактически, заявляет, что прямо завтра может начаться новая война, но он все еще не разоблачил виновных в предыдущей войне и поражении. А главный виновник, повторяю, он сам – Никол Пашинян. Потому что, если даже эта «пятая колонна» и существовала, ее надо было выявить и нейтрализовать непосредственно во время войны. Более того, это не могло быть причиной поражения. Сегодня вы сами можете убедиться, что «пятые колонны» в многочисленных других странах не мешают властям и народам этих стран эффективно бороться за свою свободу и независимость. Не мешают, поскольку остальные «четыре колонны» организованы эффективно. А удалось ли Николу Пашиняну организовать остальных – тех, кто не был в той, представляемой им колонне? У меня нет сомнений, что Никол Пашинян не смог этого сделать.
– С одной стороны, обезглавливать армию, не вооружать и не восстанавливать ее, с другой стороны – отказываться от военных учений Организации Договора о коллективной безопасности, квоты на должность заместителя генерального секретаря ОДКБ, ухудшать российско-армянские отношения, не углублять военное сотрудничество с Ираном. Одновременно с этим говорить о войне и новой эскалации, пугая общественность новой войной. Насколько реальной Вы считаете угрозу новой войны и как оцениваете состояние армии и нашу готовность к новой войне?
– Об угрозе новой войны мы говорили непосредственно после окончания предыдущей. Условия, на которых Пашинян пошел на капитуляцию, и та повестка дня, которую Пашинян озвучивал уже три года, шаг за шагом ведут нас к новой эскалации. Когда мы говорили об этом, Никол пугал народ – дескать, оппозиция хочет войны. 14 марта он сам на своей пресс-конференции, фактически, заявил, что Азербайджану наплевать на выдвинутую им повестку дня, Баку хочет получить все, что хочет, в противном случае грозит войной. Если помните, сам Никол Пашинян заявлял, что не знает, где заканчиваются желания Азербайджана. Другими словами, Никол довел нашу страну до того, что мы либо должны удовлетворять бесконечные желания Азербайджана, либо, в качестве альтернативы, столкнуться с войной.
Что касается отношений с ОДКБ, Россией, Ираном и другими странами, то я неоднократно говорил и сегодня повторяю: нечестные, непоследовательные и необдуманные отношения с партнерами не только не способствуют повышению военно-политического потенциала Армении, но и создают прямую угрозу для Армении, Арцаха и армянского народа в целом.