Битов как знамя армянской русофобии
Казалось бы, как мог известный писатель Андрей Битов, автор «Уроков Армении», так любимый армянами, сегодня встать в одни ряды с пятой колонной в Армении? Ведь в его знаменитом произведении есть только восхищение армянской культурой, ее древней христианской парадигмой и совсем нет русофобии. Более того, он говорит: «Эта моя Армения написана о России».
Поистине, как сказал поэт, «большое видится на расстоянии». И то, что имя диссидента Андрея Георгиевича Битова сегодня не по нашу сторону экзистенциальной войны, развязанной против восточного христианства и его главных форпостов – России и Армении, вовсе не случайность. Чтобы прийти в эту точку, он прошел свою «эволюцию», как открытую, так и латентную.
Пока Россия расправляет крылья и приступает к стабилизации Закавказья, ее культурная политика в Армении, к сожалению, еще слаба. Именно это позволяет ее врагам с 2020 года особенно активизироваться в зоне российского исторического влияния и наносить удары в спину.
Так, в июле 2023 года в Ереване в Common Ground Books and spirit состоялся литературоведческий вечер «Уроки Армении. Полвека назад и сегодня». Во всем городе розового туфа для собрания местной богемы не оказалось кафе с армянским или русским названием. Цель этого прилива любви к Армении со стороны иноагентов была такова: понять, как влияет русская эмиграция на Армению и чему она учится у армян. Встречу инициировали директор «Медиамакса» Ара Тадевосян и журналист, специалист по коммуникациям, сотрудник Фонда Зимина (признан иноагентом) Александра Ливергант.
Определение «русская эмиграция» для пятой колонны в Армении мало подходит. Речь идет вовсе не о новом культурном феномене, подобном тому, который сложился в Париже, Берлине и Харбине после Октябрьской революции. Всю эту публику правильнее было бы назвать «перемещенными лицами», а не творческими деятелями, соразмерными Ивану Бунину или Владиславу Ходасевичу. Лучше всего о сомнительном качестве этих новоэмигрантов сказал философ из Санкт-Петербурга Александр Дюрис: «обсыпающаяся штукатурка».
Удивительно, как синхронно эти светлоликие персонажи испытали прилив армянофилии, хотя все эти годы после развала СССР в ней заподозрены не были. Не было слышно их праведного голоса в Арцахскую войну ни 2016 года, ни 2020-го… Не отмечали они 100-летие памяти жертв геноцида армян в 2015 году. Но после начала СВО в феврале 2022 года по команде кураторов русофобы разных мастей хлынули «работать».
Многие из них, конечно, считают себя творческой интеллигенцией, совестью русского народа, при этом не причисляя себя к России, к ее глубинному народу, с которым они разошлись, выбор которого не приняли и не пожелали осмыслить. И ведь если они считают себя преемниками той старой русской интеллигенции, Валерия Яковлевича Брюсова, издавшего «Антологию армянской поэзии», то по логике должны были поддерживать армянский народ в течение всего этого полного драматизма лихолетья… Но их «прозрение» случилось позже, когда покатились самокаты героев Верхнего Ларса.
Итак, в июле 2023 года в Ереване представители пятой колонны России, точнее, либерального фашизма, объявленные в РФ иноагентами, решили собрать любителей постмодернистского художественного слова. Среди ведущих вечера оказались литературный критик Александр Архангельский и уже упомянутая выше дочь главного редактора журнала «Иностранная литература» Александра Ливергант, совсем не похожая на жертву «голодомора при кровавой гэбне». Судя по всему, ее питание в Ереване тоже налажено хорошо.
Кстати сказать, ее отец Александр Яковлевич, выпускник романо-германского отделения Московского государственного университета, сегодня обильно поливает грязью советскую переводческую школу. В частности, он говорит следующее: «Всегда считалось, что советская художественная школа перевода – лучшая и передовая. А вот сейчас, в эру переперевода, когда заново переводятся старые вещи, видишь, как неточно, с ошибками переводили тогда». Видимо, это он так походя говорит о корифеях перевода Михаиле Лозинском, Самуиле Маршаке, Николае Любимове…
Без признаков конфликта «отцов и детей» подобным же образом существует его дочь Шура, хотя на ее интеллектуальных и творческих способностях, в отличие от известного отца, природа отдохнула с лихвой. С примитивной риторикой инфантила, хотя в ее возрасте в мыслях уже должна быть мировоззренческая глубина, Александра в русофобских СМИ начала приносить миру свои покаянные речи: «Я не начинала войну, я против нее. Я сделаю все от себя зависящее, чтобы помочь людям на Украине. Но я не считаю, что виновата за то, что сделал Путин».
Любит этот великовозрастный кудрявый специалист по коммуникациям с фашистами и русофобами поговорить о переосмыслении задачи журналистики «после Бучи», сфальсифицированной западными кураторами Украины. И еще о том, почему «просвещение не сумело предотвратить падения России в бездну», ну и о своей «любви к Армении, которая помогла начать новую жизнь».
Разумеется, эпицентром притяжения был Александр Архангельский, долго мелькавший на телеканале «Культура» в авторской передаче «Тем временем. Смыслы». Среди его тем были и такие, как, например, «Троллинг как явление культуры», «Философия. Зачем она России?» Мало кто из присутствующих в зрительном зале вдавался в бэкграунд его свободомыслия. Его деятельность спонсирует Зимин Борис Дмитриевич из США, находящийся в реестре иноагентов под №421.
Когда-то, в 1980-е годы, молодой Саша с удовольствием своими ногами ходил на работу в Московский дворец пионеров. Позже он возненавидел кровавое пионерство и в перестройку прошел перепрошивку, уже в год развала СССР поехал на стажировку в Бременский университет и Свободный университет Берлина. Потом он предсказуемо оказывался на работе в либерально-фашиствующих СМИ. А потом и среди подписантов обращений в поддержку украинских преступников, часто с садистскими наклонностями, таких как Надежда Савченко (запрещена на территории РФ) – мотивированный боец батальона «Айдар», осужденная за причастность к убийству российских журналистов.
В качестве приглашенных звезд этого литературного пати были литературовед, переводчик Лилит Меликсетян, сын выдающегося армянского писателя Гранта Матевосяна Давид Матевосян с неизменной лирикой о «дяде Андрее», о потере «родного человека». Разумеется, маленькому Давиду он запомнился «светлым человеком, как и подобает большому творцу».
Звездным часом стал этот теплый ламповый вечер русофобии и для Ара Тадевосяна. К слову сказать, в обойме этого журналиста всегда найдется какой-нибудь булькающий шлак в виде светлоликого антисоветчика Виктора Лошака, обработанного еще во времена перестроечного «Огонька» бандеровцем Виталием Коротичем, который сегодня доживает свой век и отчетливо видит, к каким трагическим последствиям привела Россию и Украину его деятельность в пользу врагов наших государств. Его супруга Марина Лошак в должности директора ГМИИ им. А.С. Пушкина разворовывала государственные бюджеты, а его дочь – иноагент №486 Анна Монгайт выводила из России свои миллионы. В списке иноагентов №552 – его племянник, журналист Андрей Лошак.
Вбрасывает Тадевосян в поле российско-армянской псевдожурналистики недоразумения неясного этногенеза с разными гуманитарными, объединяющими мигрантов миссиями (которые не заметили блокаду Арцаха и этнические чистки автохтонного древнего народа Закавказья). Словом, публика эта хорошо бы была описана Михаилом Булгаковым и Гоголем, так как сатанинские варьете – их домен.
Нам же приходится довольствоваться обширным репортажем «Медиамакса» с трагическими куплетами об империи зла СССР (которая победила фашизм в 1945 году, и вклад в Победу армянского народа значителен), о том, как мучительна была жизнь поколения Андрея Битова, выросшего в страхе, причинах поиска писателем «пространства свободы в Армении».
Надо сказать, что писал это явно переоцененное произведение Битов в 1967–1969 годах.
В это время уже успели пройти «майданы» в Праге, Будапеште, Париже, когда англосаксы наконец-то нанесли удар по коммунизму, голлизму, вытащив из-под сукна адептов фашистской идеологии. О том, что творилось в те времена в Чехословакии, Венгрии и Франции, сегодня можно узнать из открытых источников. Зверства в духе гестапо, кровавые погромы и убийства руководителей советских органов власти.
Да, в СССР в 1970-е правит Леонид Брежнев, но уже со времен Никиты Сергеевича уничтожался правильный христианский дискурс, зато с экранов телевизоров о миролюбии и толерантности много говорил экуменист отец Александр Мень. И вот на этом расшатанном Хрущевым культурно-идеологическом фоне в Армению едет Андрей Битов – восхищаться древней армянской христианской культурой.
Был ли он тогда носителем православного сознания? Это вряд ли. Благодарным армянам хватало его восхищения алфавитом Маштоца и сакральными местами как частью его высокой эстетической развитости. Зато свою антирусскую, антиправославную идентичность Андрей Георгиевич раскрыл в полной мере уже в перестройку и стойко держался этих позиций до самой смерти в 2018 году. Он успел подписать в марте 2014 года вместе с рядом других известных деятелей науки и культуры России свое несогласие с «аннексией Крыма». Интеллектуал Битов действительно очень выборочно и специфически понимал геополитику, предполагая, видимо, что Россия сама накачала Украину вооружением, в том числе и натовского, израильского и азербайджанского производства, фашистской идеологией, оккультизмом и психотропными препаратами, чтобы потом это стало убивать самих же русских.
Обращение инициативной группы по проведению Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма» опубликовала получившая статус иноагента «Новая газета». Так имя Битова встало в один ряд с именами иностранных агентов Андрея Макаревича, Дмитрия Муратова, признанного иноагентом, террористом и экстремистом Григория Чхартишвили (Акунина)… К сожалению, имя им – легион.
Не ясно, понял ли организатор вечера Ара Тадевосян, как влияет русская эмиграция на Армению и чему она учится у армян, или не понял. Но в апреле, накануне обострения на Тавушском фронте, он взял интервью уже не у Марусь и Шур, а у известного российского журналиста-международника, политолога Федора Лукьянова. Лукьянов изложил ему другую версию «Уроков Армении» под говорящим заголовком «Потерять» Армению можно: вопрос в том, кто ее «найдет», со всеми вытекающими последствиями.
Валерия Олюнина, специально для «НК»