Вторник, 21 января, 2025

Ереванский транспорт. Бестолковое управление ведет к негативным последствиям

Читаемое

Если нынешнего мэра армянской столицы Тиграна Авиняна жители и запомнят в длинном списке градоначальников Еревана, то не из-за массовой посадки так и не прижившихся японских сакур и не из-за постоянного латания в дождь колдобин на городских дорогах. И даже не из-за забитых грязью ливневых канализаций, превращающих Ереван во время дождей в настоящую Венецию. Зато транспортная реформа, а следом транспортный коллапс уже дали повод виртуальным шутникам увековечить в меме изображение столичного главы на лицевой стороне 100-драмовой купюры. Тот самый номинал, который благодаря усердию ереванских старейшин теперь днем с огнем не сыскать для поездки в общественном транспорте. Разве что у перекупщиков за 150 драмов…

Транспортная проблема быстро растущего Еревана всегда была головной болью столичных властей. В часы пик вечные заторы на загруженных городских магистралях, отсутствие удобных транспортных развязок, изрытое дорожное полотно, изношенные по всем срокам маршрутки и многое другое давно вызывало нарекания местных жителей. С приходом революционеров в столице стали отчаянно экспериментировать с любой «бархатной» идеей, которая не только не улучшала ситуацию в столице, но и разрушала практически все, что было налажено за прошедшие десятилетия. Порой создавалось ощущение, что делалось это не только в пику «бывшим», но и для того, чтобы наказать ереванцев за прошлогодние провальные выборы в Совет старейшин, где за правящую партию «Гражданский договор» проголосовали 32,57% избирателей при явке всего в 28,46%. Столь рекордно низкая активность, когда в миллионном городе за представителей партии власти отдали голоса всего 75 тысяч человек, можно считать не только провалом, но и показателем недоверия населения к «бархатным» реформаторам и соответственно к их реформам.

Между тем на пресс-конференции Тигран Авинян заявил, что система пассажирского транспорта, в том числе и в плане удобств для пассажиров, будет основательно реформирована по новой логике. Были обещаны открытие новых линий метро в спальных районах столицы, закупка новых автобусов и переход на новую систему оплаты во всех видах городского транспорта с 1 января 2025 года. Взамен жетонов в метро и оплаты наличными в наземном транспорте обязательными станут электронные и бумажные QR-кодовые билеты, которые можно приобрести через платежные терминалы Telcell или соответствующее мобильное приложение.

Причем внедрение в формате тестирования началось уже в нынешнем ноябре, что сразу вызвало ряд нареканий у пассажиров. И хотя 100-драмовые монетки до Нового года разрешены к использованию в автобусах, найти их практически невозможно. Даже продавцы перестали выдавать ими сдачу. Как отметила секретарь фракции «Национальный прогресс» Совета старейшин Еревана Изабелла Абгарян, проезд в Ереванском метрополитене стал менее удобным из-за новых правил оплаты: не везде работают терминалы, в некоторых местах нет бумаги для печатания билетов, на остановках и станциях метро огромные очереди.

«Одноразовые бумажные билеты с QR-кодом быстро изнашиваются, чернила стираются, бумага мнется. Для сравнения: билеты парижского метро изготовлены из картона, а тбилисского – из пластика. Они прочные и не мнутся. Тбилисский проездной (метромани) можно использовать многократно, пополняя его по собственному желанию. А наши одноразовые билеты с QR-кодом – нет», – подчеркнула она, одновременно призвав мэрию более тщательно продумывать подобные нововведения, учитывать возможные риски и думать прежде всего о комфорте горожан, а не о «продвижении приложений тех или иных компаний».

 

 

Кстати, в Ереванском метрополитене долгие годы использовались магнитные карты пополнения, которые отменили в 2020 году. Одновременно для наземного транспорта в салонах тогда же установили электронные аппараты для оплаты наличными. Правда, аппараты оказались простейшими и на сдачу, как ранее обещали отцы города, не были рассчитаны. Но тем не менее система исправно работала, пока мэрия не решила радикально европеизировать проездной процесс, перекрыть канал теневого оборота налички и заодно перевести на цифру через Telcell еще не полностью учтенный баланс доходов и расходов населения.

Что касается ссылки на европейский опыт, который якобы намного опережает местную билетную архаику, то сайты западных транспортных структур и даже ближайших географических соседей показывают возможность комбинированной оплаты за проезд, в том числе наличными у водителя, а также магнитными и многоразовыми картами пополнения. Просто в нашем случае кто-то был очень заинтересован в монопольном продвижении компании Telcell, невзирая на ее несовершенство, что стало очевидным уже в первые дни ноября.

Да и отзывы в соцсети подтверждают это: «Чтобы пополнить счет онлайн, необходимо пройти идентификацию в приложении. Нам сказали, что граждане России могут пройти ее в офисе Telcell, однако паспорта иностранцев пока не принимаются к рассмотрению. Обязательно должна быть и прописка», «Огромные очереди у турникетов метро. Но, по словам Авиняна, виновата не новая система оплаты, а нехватка вагонов. Дико смешно. Резко стало не хватать подземного транспорта именно 1 ноября», «Господа «умники» не знают, что есть наука эргономика. Мы производим две бесполезных операции в очереди: сначала покупаем QR-код, потом в автобусе подносим к валидатору. И это в переполненных салонах утром и вечером! Потрясающее ноу-хау», «Видимо, разовые бумажки почти в четверть листа, по мнению организаторов, смотрятся куда современнее. В стране точно нет напряженки с бумагой?», «Большая ошибка доверять платежному оператору, который с оплатой проезда никогда не имел дела. В общем понятно, что вся эта история выгодна только Telcell-у и затеяна ради интересов только одной компании».

На днях представитель Telcell Лиана Унанян на Общественном телевидении Армении подтвердила это, заявив открытым текстом, что если бы изначально была возможность оплаты банковской картой, то Telcell никто бы тогда не использовал. Компания даже не шифрует свою монопольную привилегию, которая, согласно условиям тендера с участием одной-единственной компании, предоставлена именно ей сроком на пять лет. По мнению экспертов, при таком положении дел ситуация таит в себе еще и коррупционные риски.

Кроме того, в прессе не раз отмечалось, что, согласно статье 41 Закона РА «О банках и банковской деятельности», все банкноты и монеты, выпущенные Центробанком и не изъятые из обращения, являются на территории республики законным платежным средством, в том числе за оказание услуг. Таким образом, с 1 ноября с благословения мэра Авиняна в Ереване инициируется массовое попрание указанного закона.

Со своей стороны председатель Ассоциации потребителей РА Армен Погосян считает, что на сегодняшний день 40 процентов населения страны не владеют интернетом и дорогостоящими смартфонами. Многие, особенно люди старшего поколения, пользуются простейшими кнопочными телефонами, которые годятся только для обмена звонками и сообщениями. И если у них не окажется 100-драмовой монетки или навороченного смартфона, то придется идти пешком. Или по примеру премьера пересесть на велосипед.

«На приобретение смартфона (к сведению г-на Авиняна) пожилым ереванцам придется пожертвовать или отложенные на «черный день» сбережения, или как минимум сумму в размере трехмесячной пенсии, при этом не пить, не есть. Поэтому для них пользование Telcell – неразрешимая задача. И еще один важный момент, который озвучил бывший директор компании «Мульти Автотранс» Артур Даллакян: «Прежде чем запускать новую систему оплаты за проезд, необходимо поработать над «транспортной грамотностью» пассажиров. Важно также учитывать, что многие пожилые люди плохо разбираются в современных гаджетах». «К тому же с легкой руки мэра и иже с ним люди подвергаются риску передачи посторонним своих личных данных, необходимых при регистрации в приложении. А это уже прямое нарушение прав человека и прав потребителя, – убеждена эксперт фракции «Мать Армения» в Совете старейшин Еревана Сона Агекян, одновременно отметив, что «бархатные» революционеры, пришедшие к власти под лозунгом «Человек – не материал для штрафов», теперь делают все с точностью до наоборот. – Собираются взвинтить тарифы минимум в трехкратном размере. А чего они добились, когда в 13 раз повысили налог и довели плату за стоянку в центре города до 160 тысяч драмов, мотивируя тем, что разгрузят центральные трассы? Пробки по-прежнему нарушают ритм жизни города, а проблема, по сути, так и не решена».

Нельзя просто так с потолка брать и внедрять у себя модель реформы другого государства. А если уж нашей мэрии приспичило, чтобы за поездку оплачивали «как в Европе», тогда пусть и транспорт у нас работает, как в Европе, не говоря уже о других составляющих.

Ереванская мэрия приготовила новый сюрприз для своих горожан, а именно повышение стоимости проезда в три раза. Когда в 2014 году городские власти решили поднять стоимость билета до 150 драмов, в Ереване сразу же возмущенно зашевелились соросовские* адепты, сумевшие организовать в течение недели акции молодежи с требованием отменить это решение. В интернете сохранилось видео активистов, среди которых есть и нынешний спикер Национального Собрания Ален Симонян, который сегодня своим молчанием из окон дорогого служебного автомобиля явно одобряет резкий скачок тарифов за проезд, но уже не на 50, как в 2014 году, а на 300 и более драмов.

Причем новая стоимость проезда определяется по странной сетке: билет за 300 драмов включает в себя три поездки в течение 90 минут, после чего теряет силу. Можно приобрести билет стоимостью в 900 драмов на 8 поездок в течение дня, что сильно возмутило пассажиров своей нелогичностью. «Скажите, кто в течение полутора часов успеет решить свои дела, да еще совершить три поездки? Или мне, работающему в офисе человеку, зачем покупать билет на весь день за 900 драмов на 8 поездок? То есть теперь билет в один конец обходится в 450 драмов вместо 100. Пусть сначала доходы населения страны доведут до уровня европейских стандартов, а потом уже берутся за расходы по европейским расценкам», – говорит работник сферы услуг Арсен Товмасян.

По мнению Армена Погосяна, хотя практика продажи проездных билетов на месяц или год позволяет несколько снизить затраты на проезд, но в предложенном ереванской мэрией варианте изначально заложена огромная сумма, начинающаяся с 9 тысяч драмов за месяц, то есть с 1 января нас вынудят не только переплачивать за однократный проезд, но и терять нереализованные бонусы, оставшиеся за оплату проездного билета. К тому же с одного и того же проездного билета невозможно будет оплатить одновременно проезд за другого человека, то есть мужу за жену или детей. «А если в семье несколько человек (школьники, студенты, служащие), то каждому из них придется запастись личными проездными или ежедневно тратить на проезд в оба конца минимум 600 драмов, что для семейного бюджета, особенно для неимущих слоев, очень накладно», – говорит он.

Да и вообще, зачем надо переплачивать за пустую идею по обогащению кого-то? Во всех случаях получается, что свою некомпетентность столичные власти сваливают на плечи граждан. И это на фоне безудержных трат из госказны на приглашенных артистов и певцов, например репера Догга, который так и не вернул Армении перечисленные ему авансом 2 млн долларов за несостоявшийся концерт. Да и внешнее украшение города к очередным праздникам, ближайшие из которых Новый год и Рождество, пока еще не озвучено в цифрах. Но судя по прошлогодним сметам, на фарс, понты и попсовые концерты опять уйдет не менее 10 млн долларов, в том числе из кармана все того же пассажира-налогоплательщика.

И если заместитель мэра Сурен Григорян назвал подобные выводы манипуляцией, то выступающие против повышения цен активисты считают выступления отцов города словесной эквилибристикой, далекой от реалий. Впрочем, осознав, что переборщили с тарифами, отцы города решили рассмотреть более «мягкий» вариант электронных билетов, где предусмотрены льготы для пенсионеров, сирот, инвалидов, получателей социальных выплат, школьников.

Но как показывает простая арифметика, после вычета этих лиц из общего числа жителей Еревана доля реальных пассажиров, ежедневно пользующихся общественным транспортом, составит не более 200–250 тысяч человек.

19 ноября проект в мэрии все же утвердили большинством голосов: из 34 старейшин против проголосовали 2. Теперь малое количество «нельготников!» с 1 января 2025 года, судя по новым тарифам и «новой логике» мэра, будут обязаны отчислять значительную часть своего дохода в государственную казну, отдуваясь за всех. Для семейного бюджета среднестатистической семьи это обернется катастрофой.

Правда, мэр и тут подсластил пилюлю, сообщив, что скоро горожане будут ездить в комфортных условиях, поскольку для завершения программы модернизации транспортного автопарка Еревана остается закупить еще 250 единиц 18-метровых автобусов. При этом на вопрос, насколько целесообразно закупать такие гиганты для ереванских улиц, вразумительного ответа никто из специалистов транспортного цеха так и не дал. Хотя не раз звучали предложения привести наконец в порядок городские дороги, а заодно позаботиться о павильонах на остановках, удобных скамейках и, в конце концов, о маршрутных табло, которые в последний раз обновлялись в «добархатный» период.

Бестолковое управление не может остаться без негативных последствий. Когда люди, не знакомые с нюансами сферы, принимают решения и самонадеянно проводят эксперименты, получаем то, что имеем на сегодняшний день.

* Структура, обозначенная звездочкой, запрещена в РФ.

ИсточникНоев Ковчег
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Экс-мэр Еревана: Борьба против повышения тарифов на транспорт – борьба за социальную справедливость

Борьба против повышения тарифов на общественный транспорт – не партийная борьба, это борьба за социальную справедливость.

Похожее