Газета «Голос Армении» пишет:
«Несмотря на все трудности, правительство Республики Армения подтверждает свою приверженность мирной повестке дня. Как сообщает «Арменпресс», об этом на заседании правительства заявил премьер-министр Никол Пашинян.
«Мы надеемся, что в ближайшее время произойдут конкретные изменения как в переговорном формате Степанакерт-Баку, так и в формате Армения-Азербайджан. Республика Армения готова к такой работе, и мы надеемся, что в формате Степанакерт-Баку такой настрой будет и в Баку, и в Степанакерте.
Понятно, конечно, что в этом контексте крайне важна реализация надлежащих международных механизмов и гарантий», — заключил премьер-министр.
Но невозможно умолчать: да, надежда умирает последней. Однако очень важно понять, что именно питает надежды Пашиняна, на чем основаны они.
Практически одновременно с этим заявлением Пашиняна выяснилось, что Армения в очередной раз уступила азербайджанцам часть своей территории. Именно уступила, потому как никакого сопротивления продвижению не оказала. Напомним, в минувший четверг Служба национальной безопасности Армении заявила о продвижении азербайджанской стороны в пяти местах на участке дороги, соединяющей территорию Армении с Лачинским коридором. В заявлении СНБ отмечалось, что в соответствии с договоренностями, достигнутыми в августе 2022 года, Лачинский коридор, связывающий Армению и Нагорный Карабах, должен заканчиваться у Корнидзорского моста. При этом с 1 апреля 2023 года дорога, соединяющая Армению с Лачинским коридором, должна проходить по маршруту Корнидзор-Тех только по территории Армении. Однако после августа 2022 года часть дороги, соединяющей Лачинский коридор с Арменией, проходила по территории Азербайджана и полностью контролировалась силами российского миротворческого контингента.
Согласно достигнутым накануне между Ереваном и Баку договоренностям, по обеим сторонам границы на указанном участке в последние дни марта должны были быть развернуты пограничные силы двух стран. Однако при развертывании между сторонами возникли разночтения по картам. В результате азербайджанская сторона, не дожидаясь корректировок, начала инженерные работы. СНБ заявляет, что в настоящее время в пяти точках на указанном участке азербайджанская сторона продвинулась вперед от границы на 100-300 метров. В настоящее время достигнута договоренность о том, что ситуацию должны разрешить картографы обеих стран. СНБ также сообщила, что логика Еревана — недопущение новой эскалации.
Если для кого-то и может такая ситуация считаться обнадеживающей, то только для азербайджанцев. Это они могут надеяться, что «в ближайшее время произойдут конкретные изменения как в переговорном формате Степанакерт-Баку, так и в формате Армения-Азербайджан». Это они, не встречая сопротивления, уже спокойно вторгаются на армянские территории, присваивают их, укрепляются на захваченных позициях, оспаривают границы. Это они добились выполнения, например, одного из своих условий – отставки Рубена Варданяна с поста госминистра Арцаха. Словом, у Баку есть все основания надеяться на позитив. Какие же основания у Еревана? Может агрессивность азербайджанской стороны снижается? Нет. На своей последней пресс-конференции Никол Пашинян заявил, что вероятность новой эскалации на границах Армении и в Нагорном Карабахе очень высока. «Если вы следите за новостями, то видите продолжающуюся агрессивную риторику и политику Азербайджана. Думаю, да, сейчас очень высока вероятность эскалации как вдоль границ Армении, так и в Нагорном Карабахе. Этот вывод основан на все более агрессивной риторике Азербайджана, а также «имеются некоторые другие данные», — отметил Пашинян.
А может надежды Пашиняна связаны с возможностью сдерживать азербайджанскую агрессию иными методами? Например, решением международного суда ООН, вынесенного еще месяц назад. Напомним, своим решением суд обязал Азербайджан обеспечить беспрепятственное движение по Лачинскому коридору. И… Азербайджан как игнорировал данный вердикт, так и продолжает это делать по сей день. И тут ситуация для армянской стороны особых надежд не вселяет.
А может надежды Пашиняна связаны со сдерживающими возможностями наблюдательской миссией Евросоюза, проводящей мониторинг на армяно-азербайджанской границе? Оказывается, вряд ли. Вот что сказал глава миссии наблюдателей ЕС в Армении Маркус Риттер, отвечая на вопрос »Dеutschе Wеllе» о том, что они могут сделать, если Азербайджан нападет на Армению: »Мы не можем вмешиваться. В нашем распоряжении только бинокли и фотоаппараты».
Может, наконец, надежды Пашиняна связаны с ОДКБ? На днях представитель Секретариата ОДКБ Юрий Шувалов заявил, что Организация Договора о коллективной безопасности находится в постоянной готовности направить миссию на армяно-азербайджанскую границу в интересах обеспечения безопасности Армении. «Организация находится в постоянной готовности направить миссию ОДКБ на армяно-азербайджанскую границу в интересах обеспечения безопасности Армении и оказать иные меры помощи», — сказал он. Казалось бы, вот тут могли бы возникнуть определенные надежды у армянской стороны. Но Ереван от ОДКБ ожидает не решения этих задач в приоритетном, экстренном порядке, а уточнения зоны ответственности организации.
Иными словами, пока ОДКБ не зафиксирует четко армяно-азербайджанскую границу, что, кстати, подразумевает требование к Баку со стороны организации деоккупировать армянскую территорию, входящую в зону ответственности ОДКБ, надеяться Еревану на помощь организации не приходится.
Да, надежда умирает последней. Но не надо путать обоснованные надежды с пустыми иллюзиями. Они (иллюзии) мертвы изначально. Живя в погоне за иллюзией мирной повестки, которую продвигает Пашинян, Армения в реальности постоянно несет катастрофические потери. И конца этому процессу, увы, не видно…»