Развязанная осенью 2020 года война против Республики Арцах (НКР) была нужна больше Азербайджану, а не Турции. Анкара эту войну спонсировала, но выгодополучателем явился в основном Баку. Об этом заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян в интервью программе «Есть вопросы».
«С другой стороны, однозначная и безусловная поддержка Азербайджану – тот инструмент, при помощи которого Турция входит в наш регион. Соответственно, тут совпадение интересов. Турецкая и азербайджанская политики не совпадают на 100 процентов. Но в том, что касается нас, армян, армянского вопроса, армянской проблематики, тут даже не нужно политики совмещать, она просто едина. Обратите внимание: претензии, которые сейчас нам выставляют турки, это претензии не турок, а азербайджанцев. Они говорят, мол, делай то, что говорит Алиев, и все будет хорошо. Что будет хорошо, один Бог знает. Но они так говорят», – сказал политолог, добавив: Соответственно, в том, что касается Южного Кавказа, тут мы имеем дело с единой политикой Анкары и Баку.
«Что касается того, уменьшилась ли субъектность Азербайджана в этом контексте. Не знаю. Трудно об этом судить. В какой-то степени, наверное, да. Но Азербайджан точно не будет этим недоволен. В любом случае, это нечто, что Азербайджану нужно. И благодаря этому Алиев, который был в тени своего отца, переживал трудности с имиджем, сейчас «Наполеон», одержавший победу», – отметил Искандарян.
«Дискурс о том, что Арцах является бременем, а не гарантией, существует в Армении давно – задолго до прихода людей, которые находятся у власти. У меня язык не поворачивается называть их новыми, потому что они вот уже 5 лет у власти. Приход к власти новых элит в 2018 году – результат, а не причина этого явления. Впервые в истории современной Армении к власти пришли люди не на карабахской проблематике», – заявил он.
Касаясь того, почему они получили мандат от общества, Искандарян отметил: «Общество, видимо, достаточно было уверен в том, что главная проблема Армении сейчас – проблемы внутриполитического свойства: коррупции, несправедливого распределения денег и т.д.. По поводу карабахской проблемы. Это, на самом деле удивительно, потому что в 2016 году, по-моему, стало понятно все. Но, тем не менее, общество было сосредоточено на иной проблематике. Так бывает иногда… Таким образом, пришли к власти люди, которые ни одного слова не сказали про Арцах в своих программах».
«2021 год изменил ситуацию в Армении. Теперь у нас основная тема обсуждения – это Арцах. То, чем оппозиция обвиняет власти, – это Арцах. То, чем власти обвиняют оппозицию, – это Арцах», – обратил внимание политолог, добавив: «Карабахская проблематика вернулась. И сейчас основой вопрос, который обсуждается в обществе, – это Арцах. Только ситуация уже другая».