Руководство РФ, как и ряд других лидеров государств, выразило свои искренние соболезнования в связи с трагической гибелью президента Ирана Э. Раиси и сопровождавших его лиц. Несмотря на довольно важную роль и высокий авторитет Раиси в правящих кругах Ирана, его смерть вряд ли может серьезно отразиться на внешней и внутренней политике Исламской Республики Иран.
Пока нет данных о причинах катастрофы президентского вертолета, эксперты предполагают техническую неисправность воздушного судна или ошибку пилотирования экипажа в сложных погодных условиях. Речь о покушении на президента или теракте пока не идет.
Сформировавшаяся после исламской революции 1979 года довольно сложная и сбалансированная политическая система Ирана сочетает в себе элементы современной исламской теократии с демократией. В качестве государственной религии и идеологии страны выбран ислам шиитского толка джафаритского мазхаба. Вся власть в ИРИ сосредоточена в руках ее руководителя и духовного лидера аятоллы Али Хаменеи, опирающегося на духовенство и Корпус стражей исламской революции (КСИР).
Эбрахим Раиси возглавлял лишь исполнительную ветвь власти, по сути, выполнял функции премьер-министра и действовал строго в рамках конституции и указаний духовного лидера. В связи с гибелью Раиси его обязанности стал выполнять первый вице-президент ИРИ Мохаммад Мохбер. Сообщается, что выборы нового президента пройдут в ближайшие 50 дней. Таким образом, преемственность власти обеспечена.
В Иране и ряде других стран-сторонников ИРИ среди политиков и журналистов появились желающие как-то притянуть США и Израиль к этой трагедии, выдвигаются различные конспирологические версии и домыслы. Однако криминального следа в этой трагедии пока не просматривается и данных о причастности иностранных спецслужб к ней не находят, поэтому ожидать развязывания иранскими аятоллами какой-то новой широкой антиизраильской или антиамериканской кампании не приходится. В то же время в целях консолидации нации вокруг своего руководства могут быть организованы митинги и демонстрации в память о погибших высокопоставленных чиновниках. Вряд ли следует ожидать и смягчения позиции Ирана по отношению к действиям ВС Израиля в секторе Газа. Однако, начавшийся еще при президенте Раиси непрямой диалог между представителями США и ИРИ о снижении рисков новой эскалации в регионе в Султанате Оман может быть продолжен. Как известно, с американской стороны в этих контактах приняли участие координатор администрации США по Ближнему Востоку Бретт Макгерк и Абрам Пэйли, исполняющий обязанности спецпосланника по Ирану. Не исключено, что Вашингтон сможет убедить иранское руководство в необходимости поиска совместного с Египтом и Катаром мирного решения конфликта в Газе и даже пообещать иранцам в этих целях усилить давление администрации США на правительство Б. Нетаньяху. Очевидно, что в период траурных церемоний и новой президентской выборной кампании в Иране активность Тегерана в поддержке своих прокси-сил на Ближнем Востоке (ХАМАС, ливанская «Хизбалла», йеменская «Ансар Аллах», иракская «Хашд аш-Шааби») несколько снизится.
Что касается ирано-российских отношений, то они будут и дальше поступательно развиваться в интересах обеих стран. Ограничительные санкции США и их союзников в отношении Москвы и Тегерана способствуют сближению Ирана и России в различных областях. Иран также продолжит курс на региональную интеграцию в рамках ШОС и на развитие своих двусторонних отношений с Китаем, Индией, странами Центральной Азии и Южного Кавказа.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук