Воскресенье, 21 июля, 2024

К возможной встрече Эрдогана с Путиным

Как и ожидалось, одержав очередную непростую победу на президентских выборах в Турции, Р. Эрдоган принял во внимание популярность прозападной предвыборной программы лидера оппозиции и сделал крен в своей внешней политике в сторону Запада. Особенно это было заметно накануне очередного саммита НАТО в Вильнюсе 11-12 июля 2023 года.

Читаемое

Станислав Иванов

Как и ожидалось, одержав очередную непростую победу на президентских выборах в Турции, Р. Эрдоган принял во внимание популярность прозападной предвыборной программы лидера оппозиции и сделал крен в своей внешней политике в сторону Запада. Особенно это было заметно накануне очередного саммита НАТО в Вильнюсе 11-12 июля 2023 года.

Получив положительные ответы и заверения по своим ключевым требованиям к правительству Швеции (экстрадиция функционеров Рабочей партии Курдистана и снятие санкций на поставку в Турцию товаров оборонного значения), Эрдоган согласился как можно скорее направить на ратификацию в парламент протокол о приеме Швеции в НАТО. Якобы в ответ официальные лица Евросоюза согласились ускорить переговоры о членстве Турции в ЕС, в том числе о вступлении страны в Таможенный союз и предоставлении безвизового режима для турецких граждан. Несмотря на то, что Анкара отрицает прямую связь своего положительного ответа на прием Швеции в НАТО с  реализацией турецкой заявки на поставку из США 40 истребителей F-16 “Block 70” и 80 комплектов для модернизации состоящих на вооружении ВВС Турции аналогичных самолетов, Вашингтон приступил к законодательной процедуре по размораживанию этой сделки.

Как известно, Анкара с 24 февраля 2022 г. поддерживала все антироссийские декларации ГА ООН по ситуации на Украине. После президентских выборов в Турции продолжились поставки на Украину турецких беспилотников различных классов, вооружения к ним и другого военного имущества, более того, турецкой компанией “Bayraktar” начато строительство завода по производству боевых дронов непосредственно на Украине. В начале июля 2023 г. турецкие власти вопреки имевшимся договоренностям с Россией передали Украине группу главарей украинских националистов из батальона «Азов» (запрещенная в России террористическая организация). Якобы они уже прибыли в зону боевых действий.

На фоне этих, явно недружественных по отношению к Москве, шагов Эрдоган продолжает твердить о намерении сохранять прочные отношения с Россией во всех областях и, более того, предлагает выступить посредником в урегулировании российско-украинских отношений. Вряд ли президент Турции может претендовать на такую роль, поскольку его страна все больше втягивается в украинский кризис на стороне киевского режима и его западных спонсоров.

В последнее время в турецком истэблишменте все более настойчиво муссируются слухи о возможном визите президента РФ В. Путина в Анкару, что якобы сможет восстановить пошатнувшееся доверие Москвы к Эрдогану и даже реанимировать так называемую «зерновую сделку». Российская сторона вряд ли пойдет на продление этого, заведомо невыгодного для России, соглашения, поскольку оно оказалось практически односторонним. Только Турция и Украина извлекли из него политическую и экономическую выгоду, а интересы России при этом были проигнорированы полностью. Безусловно, в Москве понимали, что подписанты соглашения (Турция, Украина и ООН) не в состоянии выполнить условия и требования РФ, но была надежда, что стоящие за ними страны Запада снимут часть ограничительных санкций в отношении России. Этого не произошло и, как бы Эрдоган не призывал руководство России вернуться в эту сделку, никаких оснований изменить твердую позицию Кремля по этому вопросу сегодня не просматривается. Но встреча на высшем уровне между Россией и Турцией вполне возможна, поскольку она важна с точки зрения снижения общей напряженности в бассейне Черного моря. Ведь с отменой зерновой сделки на первый план выходит обеспечение безопасности судоходства в регионе, исключение каких-либо новых инцидентов и провокаций на Черном море и в прилегающей к нему акватории. Россия вынуждена останавливать все иностранные корабли, следующие в украинские порты, и осуществлять их досмотр на предмет наличия военных грузов.

Несмотря на вышеперечисленные «зигзаги» в турецкой внешней политике, сохраняется общая заинтересованность Анкары и Москвы в поддержании сложившихся двусторонних торгово-экономических и других отношений. Наши страны и народы заинтересованы в продолжении взаимовыгодного сотрудничества. Не исключено, что визит В. Путина в Анкару все же состоится и российский лидер доведет до своего турецкого визави озабоченности России ролью и значением Турции в регионе и украинском кризисе. Президент России также может через Эрдогана донести до Запада и международной общественности позицию РФ по всем другим, наиболее острым, проблемам международной и региональной безопасности.

Следует иметь в виду, что в российско-турецких отношениях существуют и другие серьезные разногласия и противоречия по таким важным вопросам международной повестки дня, как сирийский, ливийский и нагорно-карабахский конфликты, ситуация вокруг Кипра и т.д. Стороны и ранее откровенно обменивались точками зрения по ним и пытались приходить к какому-то консенсусу. Ярким примером в этом плане стала попытка мирного урегулирования сирийского конфликта в Астанинском формате (Россия, Иран, Турция). И хотя сирийский кризис преодолеть не удалось, а выиграла от этого противоречивого формата лишь оккупировавшая северные районы Сирии Анкара, конфликт все же приобрел замороженный характер, открытое вооруженное противостояние сторон пока прекратилось.

Очевидно, что Эрдогану импонирует играть роль посредника в украинском конфликте и дальше лавировать между Россией и Западом, укрепляя союзнические отношения с США и НАТО, одновременно уверяя РФ в особых отношениях и стратегическом партнерстве. Анкара успешно справляется с ролью южного фланга и плацдарма НАТО в регионе, интегрируя в эту организацию Азербайджан, Грузию и Украину. Как долго продолжится эта политическая эквилибристика и двурушничество Эрдогана сказать сложно, но пока ему удается «сидеть на двух стульях». В условиях усиливающейся изоляции России на международной арене Анкара становится для нее как бы «окном в Европу» (авиационное и морское сообщение, параллельный импорт и т.п.). Этот вынужденный для Москвы явно неравноправный «мезальянс» с Турцией вряд ли будет носить стабильный и долговременный характер. Ведь все более очевидно, что основным бенефициаром от российско-турецкого сотрудничества становится Эрдоган (АЭС «Аккую», ЗРК «С-400», дешевый российский газ, инвестиции РФ в трубопроводы, миллионы российских туристов, поставки турецких продуктов питания и других товаров в Россию и т.п.). Силовое решение карабахской проблемы и муссируемый Анкарой проект создания так называемого Зангезурского коридора может открыть Турции сухопутный проход через Армению (Иран) и Нахичеванскую автономную республику в Азербайджан, а далее в Россию (Дербент) и через Каспий в страны Центральной Азии. Его инициаторами планируется построить или реконструировать на указанном маршруте железную и автомобильную дороги. Очевидно, что этот международный проект должен быть увязан с мирным решением карабахского конфликта и национальными интересами Армении и Ирана.

 

Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович

ИсточникNovostiNk
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Разъяснение Мамиджаняна: Почему молчит гражданское общество?

Какая разница, что предпримут судьи, которые после выполнения указаний Пашиняна, став инструментом, затем подверглись дисциплинарному взысканию или увольнению со стороны властей по тем или иным причинам. Об этом заявил в беседе с журналистами 16 июля член РПА, руководитель парламентской фракции «Честь имею» Айк Мамиджанян, комментируя санкции в отношении судьи Анны Данибекян. 

Похожее