Суббота, 18 января, 2025

Каковы возможные последствия для Южного Кавказа возврата Дональда Трампа в Белый дом?

Читаемое

Победа на очередных президентских выборах в Соединенных Штатах Америки Дональда Трампа, которому предстоит вернуться в Белый дом во второй раз (в том, конечно, случае, если он доживет до инаугурации), вызвала заметное оживление повсюду в мире, и это вовсе не удивительно. Несмотря на ускользающую мировую гегемонию, от Америки по-прежнему зависит очень много, что заставляет попристальнее присматриваться ко всему тому, что творится за океаном. А особенно – в наши непростые времена, когда «горячее дыхание» Ближнего Востока все явственнее ощущается и на Кавказе, в то время как Россия оказалась втянута в затяжной вооруженный конфликт на территории бывшей Украинской ССР по навязанному коллективным Западом сценарию, типологически схожему с ирано-иракской войной 1980–1988 гг.

Как в эти недели, так и в обозримой перспективе высказывается немало догадок и предположений относительно гипотетического «плана Трампа» по Украине, однако определенности здесь пока мало. Надо полагать, ее особо и не прибавится до того, как новая администрация Белого дома окончательно вступит в свои права, будут назначены и утверждены в Конгрессе госсекретарь (возможно, им станет известный своей поддержкой «проармянских» инициатив сын кубинских эмигрантов из Флориды Марк Рубио, некогда клявший Трампа на чем свет стоит), шеф Пентагона (44-летний ведущий Fox News, бывший спецназовец и служитель тюрьмы Гуантанамо со знатными татуировками Пит Хегсет), озвучат имена ключевых советников, кураторов региональных направлений, иных ответственных чиновников.

Думается, впрочем, что возможная перемена тех или иных лиц едва ли повлияет на реализацию «комплекса мер по стимулированию активности прозападных структур гражданского общества в Армении», о котором рассказали в пресс-бюро Службы внешней разведки России на следующий день после объявленной победы Трампа. В Вашингтоне считают важным усилить «направляющее воздействие» на армянскую политическую элиту с целью побудить Ереван, невзирая на неизбежные трудности, ускорить процесс окончательной переориентации на прозападный курс развития, говорится далее в сообщении СВР.

Решать эту задачу американцы планируют по опробованным на Украине и в Молдавии схемам. Соответствующим «американским структурам поручено расширить курсы подготовки для представителей ключевых армянских государственных ведомств и обеспечить широкое присутствие в них иностранных советников для корректировки работы армянского правительства в интересах Запада. Поставлена задача придать общественно-политическим процессам в Армении устойчивый антироссийский характер. В этих целях Вашингтон намерен осуществлять долгосрочную информационно-пропагандистскую кампанию, предусматривающую в том числе дискредитацию перспектив сотрудничества Еревана с Россией, ЕАЭС и ОДКБ, тиражирование материалов о «притеснениях» приехавших на заработки в нашу страну армянских граждан.

Ценой подобного рода геополитического перевоспитания должен стать отказ от собственных традиций, национальных общественных устоев и отвечающих интересам Армении стабильных торгово-экономических связей со своими ближайшими партнерами из ЕАЭС, обеспечивающих в последние годы динамичный экономический рост, и «таким образом Вашингтон настойчиво толкает Армению к национальному «самоубийству». И фамилия того или иного хозяина Белого дома тут не играет особой роли. Известно, что приезд в Ереван в октябре 2018 года тогдашнего трамповского советника по национальной безопасности Джона Болтона и его наказ недавно вознесенному в премьерское кресло Николу Пашиняну «отказаться от исторических стереотипов», как показала цепь последующих событий, имели роковые последствия для Нагорного Карабаха и не только.

Хотя второй президентский срок эксцентричного миллиардера и его вновь формируемой команды не будет полностью повторять предыдущий, некоторые предположения сделать все же можно. Несмотря на его успешную избирательную кампанию под знаменами Республиканской партии, по факту он опирается на более широкие общественные настроения, скрепляемые, при всей разнородности их носителей, общим девизом Make America Great Again! Бывшего теперь уже будущего президента явным образом поддержала часть высокотехнологичного бизнеса, персонализируемая прежде всего Илоном Маском, а также немалой частью управленческого аппарата, тесно связанного с частными военными компаниями и спецслужбами (в ряде научно-публицистических работ – т.н. «глубинное государство»).

В то же время отношение к Трампу со стороны республиканского истеблишмента, мягко говоря, далеко не однозначно. Как напоминает экономист Андрей Кобяков, в период предыдущего трамповского президентского срока (2016–2020 гг.) многие кадровые решения оказались попросту невозможными и уже на ранних этапах он лишился многих соратников, на которых весьма рассчитывал, а свобода действий Белого дома, в том числе по ключевым внешнеполитическим вопросам, была серьезно ограничена Конгрессом.

Специфика американской избирательной системы предполагает первоочередное внимание к голосам этноконфессиональных сообществ, особенно в так называемых «колеблющихся» штатах, которые в этот раз победитель забрал под себя практически целиком. Не стала исключением и армянская община (в частности, в Пенсильвании и Мичигане), едва ли довольная администрацией Байдена, на период правления которой, несмотря на «демократические» разглагольствования, пришелся как явный социально-экономический упадок в Штатах, так и окончательный переход Нагорного Карабаха под контроль Баку, сопровождавшийся полным исходом армянского населения края.

Судорожно пытаясь продемонстрировать как заинтересованным группам избирателей внутри страны, так и вовне хотя бы какие-то успехи, незадолго до выборов уходящий «старина Джо» направил Николу Пашиняну и Ильхаму Алиеву письма с призывом подписать до конца года хотя бы какое-то мирное соглашение, а также направил в Баку и Ереван специальную делегацию во главе со своим специальным помощником, директором по европейским делам Совета национальной безопасности Майклом Карпентером.

Со своей стороны, понимая важность активной позиции американских армян, Дональд Трамп позвонил 1 ноября Католикосу Великого Дома Киликийского Араму I, отметив его недавний визит в Соединенные Штаты, похвалив армянскую общину за ее силу, ум и динамизм, а также подтвердив поддержку армян Нагорного Карабаха и стремление к региональному миру. В ответ Католикос ливанского Антилиаса выразил надежду на то, что новая администрация серьезно займется вопросом Карабаха, особенно в части обеспечения права на возвращение армян, международных гарантий безопасности и статуса, а также привлечения к ответственности за этнические чистки. Кроме того, Его Святейшество подчеркнул важность сильного представительства армян при новой администрации и необходимость открытого диалога с обеими епархиями Армянской Апостольской Церкви Америки, а также с Армянским Национальным Комитетом Америки (ANCA).

Здесь следует напомнить, что, помимо президента, американцы выбирали палату представителей и треть сената. И там, и там успех способствовал республиканцам, и вот что интересно: несмотря на тесные связи проармянских конгрессменов преимущественно с проигравшей Демократической партией, подавляющее большинство проармянски настроенных членов обеих палат Конгресса получило поддержку, включая и тех, кто был избран впервые. Согласно заявлению ANCA от 6 ноября, «…по итогам этого избирательного цикла мы стали более могучими, чем перед его началом…».

Вместе с тем, как говорится, не все так однозначно, ибо не менее влиятельное турецкое лобби за океаном, в отличие от армянского, опирается на немалые возможности дипломатии и государственной власти, а также наработанные тесные связи в окружении Трампа. В этой связи стоит обратить внимание на уже объявленное назначение Трампом главой аппарата Белого дома своей близкой соратницы Сьюзи Уайлс, тесно связанной с турецкими правящими кругами и инициировавшей некоторые нужные Анкаре лоббистские кампании.

А совсем недавно президент Турции Эрдоган позвал премьер-министра Армении Никола Пашиняна в помпезный «турецкий дом» для того, чтобы обсудить нужные ему вопросы и подарить свою книгу о желаемых Ак-Сараем принципах будущего мироустройства. И вовсе не следует удивляться тому, что по крайней мере некоторые «друзья» Армении на Капитолийском холме являются одновременно и «друзьями» Баку и Анкары, исправно генерируя, в том числе и бывая наездами в Ереване, различного рода дискуссионные инициативы, исходя из интересов турецко-азербайджанского тандема…

Но вернемся к Дональду Трампу. Следует констатировать, что одним из немногих глав государств, открыто заявивших о предпочтительности заезда в Белый дом именно этого политика, оказался президент Азербайджана Ильхам Алиев. Критикуя Байдена и компанию за недружественную риторику и за возобновление действия «проармянской» 907-й поправки, бакинские эксперты надеются на то, что в будущем «действия американской администрации будут более комплиментарными и соответствовать тому стилю поведения, который ей был присущ в первую каденцию Дональда Трампа».

Со своей стороны, действующие армянские власти в лице посла в Вашингтоне Лилит Макунц открыто поддержали сперва «сонного Джо», а затем его не вполне адекватную преемницу Камалу Харрис, рейтинги которой в последние недели перед выборами стремительно пошли вниз. Делегация Национального Собрания Армении специально явилась на съезд Демократической партии, в ходе которого «хохотушку» выдвигали кандидатом в президенты, в то время как на аналогичных «республиканских» мероприятиях официальных делегаций из Еревана замечено не было. И как видим, ставка на «братьев по демократическому разуму» оказалась бита, и только будущее покажет, каким образом будут выстраиваться двусторонние армяно-американские отношения на ближайшие несколько лет.

Ощутимым подспорьем в наведении мостов, конечно, могла бы стать диаспора с ее налаженными связями в коридорах и закоулках «вашингтонского обкома». Однако кардинальная смена приоритетов, интеграция «новой Армении» в «тюркские» проекты и недвусмысленный отказ официального Еревана от обсуждения вопросов, связанных с геноцидом армянского народа в Османской империи (по заветам того же Джона Болтона), выразимся мягко, едва ли будут способствовать конструктивному диалогу с зарубежными соотечественниками.

Кстати, о Турции и о Ближнем Востоке, в орбиту которого все активнее вовлекаются государства постсоветского Кавказа. Еще в конце 2018 года Трамп пообещал вывести американские войска из Сирии и даже вроде бы отдал соответствующий приказ, оставшийся, впрочем, невыполненным. Тем не менее явно оживившийся Реджеп Эрдоган не преминул тут же заявить, что «в новый период мы продолжим наши встречи с Дональдом Трампом и обсудим, как будем формировать развитие событий на Ближнем Востоке. Будем делать это, как прежде, с помощью телефонной дипломатии. Например, мы оценим вопрос вывода американских войск из Сирии, прекращение поддержки террористической Рабочей партии Курдистана».

Возможная активизация турецко-американского военного сотрудничества создаст новые вызовы для региона, а стало быть, отчасти и для Кавказа, равно как и «железобетонная» поддержка Трампом и его окружением Израиля. Дальнейшее накачивание режима Нетаньяху оружием наряду с жесткой антииранской риторикой и соответствующими практическими действиями приблизят перспективу «большой войны», а следовательно – неизбежное нарушение коммуникаций по линии международного транспортного коридора «Север – Юг».

«Заведовавший» иранским направлением в первый президентский срок Трампа (и вероятно, еще одна ключевая фигура в его будущей администрации) Брайан Хук уже выступил с жесткими заявлениями, назвав иранский режим «главным источником нестабильности на Ближнем Востоке» и напомнив о давней стратегии дипломатической и экономической изоляции Ирана, нацеленной на ограничение его влияния в регионе.

Безусловно, это напрямую коснется и Армении, вынужденной идти на контакты с южным соседом в условиях растущего давления со стороны Запада и «тюркского» альянса. По мнению директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, в случае дальнейшей эскалации к югу от Аракса ценность Зангезурского коридора и Срединного пути через Каспий резко возрастает. Турция, Азербайджан и прочие заинтересованные стороны, включая Китай и Россию, будут толкать Ереван не мытьем так катаньем открыть Зангезурский коридор, и армянское руководство должно быть к этому готово, выработав собственное представление о механизмах функционирования этой дороги при условии сохранения суверенитета над Сюникской областью.

Со своей стороны отметим, что на уровне деклараций и презентаций проекта «Перекресток мира» это присутствует, однако как дело будет обстоять на практике – большой вопрос. События предшествующего периода к оптимизму не располагают. Возможно, принимая во внимание предполагаемый рост влияния частных военных корпораций и укрепление американо-турецкого партнерства, в какой-то момент очередной «ястреб» наподобие усатого Болтона сделает предложения, от которых ни Баку, ни тем более Ереван не смогут отказаться…

Как говорится, будущее покажет, скучным оно явно не будет, так что готовиться к нему надо начинать уже сегодня – по крайней мере, морально-психологически, просчитывая самые разные сценарии и уж точно не питая неоправданных иллюзий. Как метко подметил автор одного из телеграм-каналов, в то время как относительно «мирные» люди из окружения Трампа будут заняты разгребанием внутренних завалов, военно-дипломатическими проблемами у него будут рулить «щелкающие зубами крокодилы», добрых услуг от которых ни Армении, ни кому бы то еще ожидать явно не приходится.

Андрей Арешев, Москва, специально для НК

ИсточникНоев Ковчег
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Левон Зурабян: У Пашиняна нет ответа на угрозы Алиева

Интересно, найдется ли кто-то, кто объяснит этому многоуважаемому высшему недоразумению, что публичность деятельности лидера демократической страны - это не самовлюбленная демонстрация кулинарных приключений или свежевыбритых щек, а прежде всего представление проводимой властями политики и стратегических расчетов, обосновывающих это?

Похожее