Среда, 4 декабря, 2024

Меритократия как идеал управления

Читаемое

Интервью с Арутюном Месробяном, экспертом по управлению, основателем и координатором Стратегической программы «Айоц Еркир» («Страна Армения»).

Арутюн Месробян:

– Предваряя беседу, скажу, что я мониторил все госпрограммы Армении и могу сказать уверенно, что по стратегичности замысла и нацеленности на будущее таких программ, как наша, не было и нет. Более того, не более десятка стран имеют и реализуют свои государственные программы, имеющие открытые и закрытые части. Программа не может быть полностью открытой, поскольку, кроме прочего, касается безопасности, и тут без секретности не обойтись. Наша программа в этом смысле исключения не представляет, и мы сейчас имеем дело только с открытой ее частью.

С точки зрения управления нет у нас ни одной программы, которая отвечала бы не то что на все вопросы управления, а даже на часть из них. И то, что представляют в виде программы политические партии – это укоренившиеся на уровне архетипов народные хотелки, упакованные в популизм. Не говоря о чистом популизме, граничащем с раздачей слонов, что, к сожалению, успешно было претворено в политическую жизнь Армении. Не надо объяснять, к чему это привело. Более того, ни к чему другому это привести и не могло. И вряд ли избиратель, так легко соблазнившийся хотелками, может согласиться на кропотливый труд, предполагающий реализацию нашей программы. Тем не менее стратегическая программа, построенная на фундаментальных принципах управления, необходима. Более того, при определенных условиях она может быть востребована. В любом случае не хочется, чтобы пришло время, когда о ней будут говорить как об упущенном шансе. Эта программа отражает наше стремление к идеалу государственного управления, а идеал – это маяк, указывающий дорогу.

– Нет возражений. Итак, 1-й раздел вашей программы из 10 предполагает создание конкурентной системы меритократического государственного управления, что является основой долговременного развития. Для этого необходимо обеспечение т.н. позитивной селекции на всех уровнях управления, в которой достойные пользуются многообразными карьерными лифтами, которые не работают для недостойных. Применяются технологии отбора достойных – создание золотого фонда нации и индивидуальный классификатор управления.

Теперь вопрос: как говорится, человек первого сорта окружает себя людьми высшего сорта, человек второго сорта окружает себя людьми третьего сорта. Но откуда взять столько людей как минимум первого сорта, чтобы наладить систему позитивной селекции? Как их выявлять и кто этим будет заниматься?

– Понятно, что сегодняшняя система выборов к этому привести не может. И Ли Кван Ю, классик меритократии, к власти пришел не в одиночку. Сингапур к тому времени практически лидировал по всем негативным оценкам, в том числе и коррупции, и созрела мысль о переменах. Мысль эта получила ресурс, и Ли Кван Ю стал премьером, сумев соблюсти при этом все политические условности – создал партию, прошел в парламент и т.д. Главное – это цель и задачи тех, кто этим занимался. И Зеленскому, и Пашиняну тоже создали партии и провели во власть. Результат известен.

Теперь о классификаторе. Он составляется на основе бэкграундов кандидатов на вхождение в классификатор, далее составляется характеристика по пяти основным параметрам: интеллект, практические результаты, образование, морально-волевые качества и национальные качества, под которыми прежде всего понимается патриотизм. Проводятся определенные границы, чем большее количество баллов набирает кандидат, тем выше должность, на которую он может претендовать. Естественно, что никакие протекции не работают. В израильской армии, например, самое героическое прошлое не дает вам шансов на карьерный рост, если у вас нет двух высших военных образований. Т.е. водитель КрАЗа не может стать генералом, как это было у нас.

Теперь о том, как обеспечить меритократию в госуправлении. Методы есть, и этот вопрос в нашей программе освещен, но поделиться с вами методикой я не могу. Этот вопрос закрыт, причем не только у нас, но и в тех странах, где подбор управленцев осуществляется при удовлетворении набора критериев. Скажу только, что не бывает назначений навечно. Ваша работа оценивается с определенной периодичностью, и если ваши параметры стали хуже, то вы получаете время на исправление. А если нет – то переходите на уровень ниже.

– Не могут эти параметры быть неизменными. Положим, умение обращаться со шпагой, не в столь давнем прошлом составляющее необходимое достоинство дворянина, ничего не значит сегодня…

– Безусловно, критерии оценки соответствуют времени. Политический выбор программы, если вопрос решается сегодня – за избирателям. Но! Посредством манипуляций электорату была внушена мысль, что Арцах нам ни к чему. Понятно, говорилось другое – Арцах – это Армения, и все! Но на первом месте было искоренение коррупции, а потом – раздача награбленного. Большинство электората на это купилось и получило то, что реально следовало из обещаний, упакованных в словесный флер: кровь, жертвы, сдача Арцаха, а далее – Армении. Часть электората была оболванена настолько, что и после поражения в войне

проголосовала за того, кто привел его к поражению. Я имею право утверждать после этого, что народ проголосовал за грядущие поражения? Отсюда следует простой вывод: не каждый имеет право голосовать. И я опять утверждаю, что необходим возврат к греческой модели демократии, когда не каждый половозрелый гражданин имеет право выбора.

В нашей программе есть утверждение, что манипуляции сознанием могут быть приравнены к государственной измене с самым суровым наказанием, чем отменяется модель манипулятивной демократии. Но для того, чтобы вернуться к демократии, необходимо глубинное правительство, т.е. в нашем случае группа людей, наделенная редким качеством – стратегическим мышлением. Отстаивающая не личные или групповые интересы, а интересы государства. И если снова обратиться к примеру Сингапура, то он представлял интересы группы, которая сформировалась в ценностях меритократии, и именно она дала ей толчок, фронтменом которой стал Ли Кван Ю. В обществах потребность в меритократии не возникает, для нее необходимы принудительные, вернее сказать, принуждающие действия группы достойных людей. Да, это сложно, но есть исторические прецеденты. И если они есть, то сложно – но возможно.

– Подведем итог. Методами манипулятивной демократии к меритократии прийти невозможно, к власти должна прийти группа меритократов, которая создаст глубинное государство, которая не даст свернуть с выбранного пути. И если это случится, то дальше, как кажется, проще.

У вас второй пункт – это система безопасности, обеспечивающая государственность. Находясь в нестабильном регионе и имея исторически сформировавшиеся угрозы, Армения должна иметь системный подход к своей безопасности, опирающейся на 5 подсистем. Это физическая и территориальная безопасность, госуправление, ценностная и образовательно-воспитательная, финансово-экономическая, информационная и технологическая. Взаимосвязь этих подсистем в целостной системе безопасности обеспечит купирование угроз как в тактическом, так и в стратегическом масштабе.

Канцлеру Бисмарку приписывают фразу о том, что войны выигрывают учителя и священники. В современной интерпретации это означает создание определенных информационных полей. Должна ли школа пройти путь от своего устоявшегося типа к иному, основанному на информационных технологиях?

– В том числе. Но личностный контакт необходим. Вы не сможете сформировать достойную личность дистанционно. И тут опять не обойтись без прецедентов. Когда начала образовываться Британская империя в XVI веке, была принята модель британского образования. Школы и университеты были вынесены за пределы городов, и к обучаемым применялись достаточно жесткие методы, в том числе и телесные наказания. Нужно было сформировать в школьниках и студентах имперское мышление, для чего детей нужно было оторвать от своих семей. Семейные и имперские ценности – все-таки вещи разные. Что же касается нас, то будущая элита должна пройти через жесткую образовательную систему. Да, без ношения шпаг и телесных наказаний, но с отрывом от бытовых ритуалов, которые часто становятся модусом вивенди. И именно выпускники закрытых университетов должны составить кадровый состав меритократического управления. Естественно, в управление могут попасть люди и из других сфер, но у закончивших закрытые университеты высокие шансы.

– Указанные Вами подсистемы должны быть включены в целостную систему безопасности. Как? Кто и как ею будет управлять? Есть рекомендуемые иерархические пирамиды?

– Возглавляет пирамиду Совет безопасности, включающий в себя все подсистемы безопасности. Они могут функционировать как сетевая система, но возглавляет их СБ. Прецеденты – духовный совет Ирана. Есть аятолла, есть президент, но стратегическая власть осуществляется духовным советом. Главное здесь – это безопасность как система. Сюда входят и СМИ, и образование, и армия, и спецслужбы, и т.н. критические инфраструктуры. Грубо говоря, не так много сфер деятельности, которые к безопасности не имеют отношения.

– 3-й раздел – государственная мобилизационная оборонительная система. Здесь должен быть введен режим «все для обороны страны» и сформирована государственная мобилизационная система «народ – армия». Эта система сама является основой как регулярной армии, так и силовых структур и обеспечивает их взаимодействие как в мирных условиях, так и военных. Должна быть внедрена мобилизационная система для поддержки мобилизованного состояния как народа, так и правительства.

– Здесь можно привести два примера – Израиль и Швейцария. Последняя, находясь в т.н. цивилизованном окружении, предъявляет весьма жесткие требования к своим гражданам. Они два раза проходят военные сборы независимо от занимаемой должности или уровня благосостояния. Примерно такие же подходы в Израиле, но там это правило распространяется и на женщин. В нашей программе мобилизационная модель основана на этой логике с привлечением женского пола, как в Израиле.

Что касается оружия, то оно не обязательно должно храниться дома, его можно хранить и в специально отведенных арсеналах. При объявлении учений или мобилизации оно разбирается теми, за кем оно зарегистрировано. И каждый военнообязанный гражданин знает, куда ему явиться и под чье командование он поступает. Это может быть и регулярная армия, и территориальная оборона. Для правительственных чиновников сценарии поведения расписаны как для мирного времени, так и для военного. Села и города становятся военными подразделениями и т.д. Программа «народ – армия» многократно отвергалась, и мы закономерно пришли к поражению.

– 4-й раздел – инициативная внешняя политика. Сюда входит приобретение и утверждение субъектности, что означает смену реактивной политики на активную, позволяющую продвигать собственную повестку и интересы. Госструктуры ее реализуют в тесном взаимодействии с общеармянскими сетевыми структурами, в первую очередь Армянской Апостольской Церковью, что должно быть направлено на пошаговое устранение препятствий для решения армянского вопроса.

Армянский вопрос – это прежде всего, как кажется, проблема геноцида. Даже США после длительного кокетства наконец его признали. Вы представляете себе сложность этой внешнеполитической игры, в которой Британия и США должны будут сдать интересы своего союзника?

– Геноцид – это один из пунктов армянского вопроса, само же понятие появилось начиная с Сан-Стефанского мирного договора 1878 года. После чего примерно в течение века он был развит в систему, в которую входит и признание геноцида Турцией. Если же понимать армянский вопрос широко, то он предполагает наличие стратегической программы, той самой, которая так и не была разработана в течение всей армянской истории. И потому она неизбежно реактивна: происходит событие – и только потом мы решаем, как на него отреагировать. Грубо говоря, при реактивной внешней политике вы – объект международного права, и только имея инициативную внешнюю политику, в которой предусмотрены ваши отношения и их уровень со всеми внешнеполитическими игроками, вы становитесь субъектом. На которого, безусловно, воздействуют внешние игроки, но и сам он в состоянии воздействовать на них.

Здесь, конечно, подразумевается синхронизация наших возможностей и действий с возможностями и действиями диаспоры. Кроме того, диаспора может сыграть роль в экономическом и научном развитии Армении. Понятно, что человек в диаспоре с поколениями уходит все дальше от своих корней, и потому программа предусматривает восстановление армянского начала в диаспоре. Пример еврейских диаспор показывает, что национальный корень может быть восстановлен, но их диаспоры находятся в сложных отношениях друг с другом, и вот этих сложностей нужно избежать. По крайней мере, исключить вражду.

– 5-й раздел – гибридная юридическая система как один из защитных слоев государства должна быть направлена в первую очередь на безопасность нации и государства. И потому должны быть внесены изменения в Конституцию, которые не позволят личностным, групповым и чужим интересам ставить под угрозу государственные и национальные интересы. Полностью отвергается раздувание прав личности, вводится обязательное применение триады «обязанность – право – ответственность». И прежде декларирования разнообразных прав личности, в том числе нарушающих биологическую природу человека, следует задуматься об ответственности перед судом. Что такое гибридная?

– В мире существуют 2 юридические системы. Западная, когда все юридические коллизии оформляются в виде юридических процедур. Конституция, суды, законы, подзаконные акты и т.д. На Востоке большее внимание обращается на традиции, систему ценностей и т.д. Например, у нас есть закон о похоронах? Нет, тем не менее ритуал соблюдается очень четко. В англосаксонском или римском праве это было бы возведено в ранг закона, но мы обходимся без него. В нашей программе мы сделали синтез обоих подходов. Восточное право уходит корнями во времена Конфуция, западное существенно моложе. У нас предусмотрена двухуровневая система – Верховный суд и суды. И в качестве отдельного института – мировой суд, который примиряет стороны на уровне досудебного расследования. На Верховном суде, помимо обычных функций, еще определение соответствия судебных решений Конституции.

 

 

Один из важных постулатов программы – это права как следствие обязательств. Больше прав – больше обязательств, никак не наоборот. Грубо говоря, если крестьянин украл из бюджета общины какую-то сумму денег, то он может отделаться административным наказанием. Но если эти же деньги украл министр – он может получить тюремный срок. Чем выше ваше положение или общественная известность – тем больше у вас ответственности.

– В нашей Конституции на первом месте – права личности. В вашей программе на первое место выходит государство. Я правильно понимаю ваши подходы?

– Да. Если личность понимает, что за ее безопасность отвечает государство, то она должна принимать права государства по отношению к ней.

– Остается надеяться, что это не приведет тоталитаризму.

– Напомню начало нашего разговора. Мы говорили о меритократическом устройстве власти. Т.е. власти достойных.

Беседу вел Арен Вардапетян

ИсточникНоев Ковчег
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

Похожее