Вторник, 24 июня, 2025

«Мягкая сила» – продвижение национальной идеи или ожесточенная борьба за влияние?

Читаемое

Я не являюсь философом или политологом, но хочу поделиться некоторыми соображениями и данными исследований относительно важных процессов, происходящих в сегодняшнем мире.

Всем известна прописная истина: миром правят идеологии! Будь то религиозные, национальные, гуманитарные или социальные. Чтобы управлять массами, необходимо создать идейную платформу и вовлечь в нее максимальное количество людей. Именно идеология объединяет общество, формирует принципы управления, правила поведения и коммуникаций.

Если в древние века идеологии больше строились на религии и вероисповедании, то позже появились различные политические и социальные течения. На одном из которых, к примеру, была построена коммунистическая теория классового равноправия, правившая в нашей стране более 70 лет.

В конце прошлого века начали активно развиваться идеологии, построенные на национальных концепциях, культуре и историческом наследии. В связи с чем в середине 80-х годов прошлого века впервые появился термин «мягкая сила».

Основы теории «мягкой силы» заложил известный американский политолог Джозеф Най. В своей теории Най рассматривает силу как возможность субъекта А влиять на субъект Б (или несколько субъектов) с целью добиться желаемых результатов. Ключевой момент: данное влияние оказывается не с помощью принуждения (например, военной силы или экономических санкций), а через обеспечение добровольного участия объекта влияния. При этом значительное внимание уделяется языку и культуре страны субъекта А как основным инструментам «мягкой силы». Главная задача «мягкой силы» – вызвать у оппонента симпатию, сделать так, чтобы собеседник воспринимал вас как максимально привлекательного партнера.

Многие страны задумались о формировании и распространении собственной национальной идеологии.

Стали создавать национальные институты, целью которых стало воздействие на население как своей страны, так и других стран посредством «мягкой силы», вызывая интерес и симпатию к национальной культуре и историческому наследию. Большой толчок это движение получило в начале 2000-х годов в связи с бурным развитием интернета и социальных сетей, что существенно ускорило распространение информации и открыло новые возможности создания эффективных каналов коммуникаций.

Национальные институты, как правило, носят имена известных в мире деятелей культуры, представителей данной страны. Государства выделяют большие средства на развитие этого стратегически важного направления. Зачастую «мягкая сила» может принести больше пользы, чем военный конфликт. В настоящее время над созданием и поддержкой деятельности центров «мягкой силы» особенно активно работают крупные страны: Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Россия, Турция, Франция. Обладая значительным экономическим потенциалом, они имеют все возможности для финансирования деятельности такого рода центров. О важности политики «мягкой силы» говорит и то, что подавляющее большинство национальных институтов являются государственными агентствами и все они финансируются из государственного бюджета. В ряде стран попечительские советы этих организаций возглавляют (или входят в состав) главы государств (в Великобритании или Испании – монархи), а подавляющее большинство центров «мягкой силы» работает под эгидой профильных министерств (как правило, это министерство культуры и/или иностранных дел), специально созданных агентств и фондов.

Приведу несколько примеров с цифрами и задачами, которые ставят перед собой вышеупомянутые учреждения.

 

Институт ГЕте (Германия Goethe-Institut) https://www.goethe.de
 

Институт Гете является неправительственной организацией, которая финансируется правительством Германии. Ежегодный бюджет составляется от 200 до 300 млн евро. Штаб-квартира института находится в Мюнхене. В настоящее время в мире насчитывается 151 институт Гете, они работают в 98 странах.

Миссия – популяризация немецкого языка за рубежом, содействие международному культурному сотрудничеству с Германией, представление целостного образа Германии через информацию о ее культуре, общественной и политической жизни.

 

Институт Конфуция (Китай. Confucius Institute) https://ci.cn/
 

Институт Конфуция представляет собой сеть международных культурно-образовательных центров, созданных с целью распространения китайского языка и культуры за рубежом. Его начало было положено в 2004 г. открытием первого Института Конфуция в Сеуле. В настоящее время работу Института Конфуция курирует Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом Министерства образования КНР. К началу 2019 года в мире насчитывалось 548 Институтов Конфуция и более 600 классов Конфуция. Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом планировала к 2020 году довести число Институтов Конфуция в мире до 1000, однако эти планы до сих пор не были выполнены.

 

 

Особенностью распространения и деятельности Института Конфуция является активное привлечение к его работе синологических институтов в странах пребывания. Подавляющее большинство Институтов и классов Конфуция было создано на базе уже функционирующих организаций (университетов, научно-исследовательских институтов в странах пребывания). Некоторые Институты Конфуция имеют специализацию (например, Афинский институт Конфуция бизнеса, Лондонский институт Конфуция китайской медицины, Белорусский институт Конфуция по науке и технике).

Начиная с 2018 года в некоторых странах (США, Австралия, Новая Зеландия) Институты Конфуция из-за манипулирования общественным мнением в интересах Китая были признаны организацией, в той или иной мере представляющей угрозу национальной безопасности, и их число подверглось сокращению.

Миссия Института Конфуция – способствовать росту понимания Китая и китайской культуры во всем мире, развивать дружеские взаимоотношения Китая с другими странами.

 

Институт Сервантеса (Испания. Instituto Cervantes) http://www.cervantes.es/
 

Первый институт был создан в 1991 г. как государственное учреждение, призванное повсеместно содействовать преподаванию, изучению и использованию испанского языка. На сегодняшний день Институт Сервантеса представлен более чем в 90 городах 45 стран на пяти континентах. Штаб-квартиры института находятся в Испании: в Мадриде и городе Алькала-де-Энарес (родина Мигеля де Сервантеса). Работу института курирует Министерство иностранных дел Испании. Попечительский совет института возглавляет председатель правительства Испании, а его почетным членом является испанский король.

Миссия Института Сервантеса – способствовать распространению, изучению и использованию испанского языка, а также распространению испанской культуры во всем мире.

 

Британский Совет (Великобритания. British Council) https://www.britishcouncil.org/
 

Бюджет Британского Совета на 2024 год составил более 1 млрд фунтов стерлингов, из которых около 15% было выделено британским правительством, а около 85% составили собственные доходы (сборы на мероприятиях, плата за обучение и сдачу экзаменов и др.).

Совет имеет более 200 офисов и учебных центров более чем в 100 странах мира. Штаб-квартира находится в Лондоне. В 2024 г. деятельность совета охватила более 600 млн человек в мире.

Миссия – содействие более глубокому пониманию Великобритании и знанию английского языка. Стимулирование культурного, научного, технологического и образовательного сотрудничества с Великобританией.

 

Общество Данте Алигьери (Италия. Societa Dante Alighieri) https://www.dante.global.
 

В 1988 г. итальянское правительство объявило общество частью Национальной комиссии по продвижению итальянской культуры за рубежом. В настоящее время в 60 странах мира функционирует примерно 450 отделений Общества Данте Алигьери.

Миссия Общества Данте Алигьери – продвижение итальянской культуры и языка за рубежом.

 

Культурный институт Листа (Венгрия. Liszt Intezet) https://culture.hu/
 

В настоящее время в мире насчитывается 26 венгерских культурных институтов в 24 странах, преимущественно в Европе, а также в Индии, Египте, США, Китае, Южной Корее, Турции, Японии (по два института в Румынии и Германии). С 2014 г. институты подчиняются Министерству иностранных дел и торговли Венгрии.

Миссия – продвижение венгерского языка и культуры в мире.

 

Россотрудничество (Россия. Россотрудничество) https://rs.gov.ru/
 

В нынешнем виде Россотрудничество было создано в 2008 году указом президента Российской Федерации. Вышестоящим ведомством для агентства является Министерство иностранных дел, в своей деятельности Россотрудничество подчинено и подотчетно непосредственно президенту. Штаб-квартира агентства находится в Москве. В настоящее время в 71 стране мира действует 87 представительств (Русские дома) Россотрудничества. В географическом плане приоритетным направлением деятельности являются постсоветские страны.

Во главе Россотрудничества стоит руководитель и пять его заместителей. Деятельность Россотрудничества финансируется из государственного бюджета Российской Федерации. Объем финансирования на 2024 г. составил около 4,2 млрд российских рублей.

Россотрудничество активно взаимодействует с государственными учреждениями и неправительственными организациями. Как правило, основной упор делается на поддержку структур российской диаспоры, пророссийских организаций, сторонников расширения присутствия русского языка в публичной сфере и т.д.

Миссия Россотрудничества – продвижение российского образования, науки и культуры.

 

Институт Юнуса Эмре (Турция. Yunus Emre Enstitusu) https://www.yee.org.tr
 

Первый институт Юнуса Эмре был создан в 2007 году при базирующемся в Анкаре Фонде Юнуса Эмре, который и осуществляет финансирование деятельности института. Инициатором создания института выступило правительство Турции. Так, председателем попечительского совета Фонда Юнуса Эмре является министр культуры и туризма Турции. В структуре головного Института Юнуса Эмре (в Анкаре) действуют следующие отделы: отдел человеческих ресурсов, секретариат (обеспечивает работу непосредственно президента института), отдел образовательных программ, отдел ИТ-поддержки, отдел стратегического развития, отдел проектов в области культуры и продвижения турецкой культуры. В настоящее время в разных странах насчитывается 89 институтов. Одним из основных направлений деятельности института является развитие тюркологии в Европе и создание в европейской академической среде «тюркологического лобби».

Деятельность Института Юнуса Эмре подвергается критике со стороны экспертов в области социологии (в частности, в Германии, Франции и других стран Европы). Неоднократно было указано на то, что турецкие власти используют институт для создания образа Турции «как колыбели цивилизации» и продвижения идей неоосманизма.

Миссия Института Юнуса Эмре – повышение признания и престижа Турции, доверия к ней на международной арене, увеличение числа друзей Турции в мире.

 

Дома Азербайджана (Az?rbaycan Evi) 

Общего сайта нет, есть сайты отдельных домов

 

В настоящее время за рубежом функционирует ряд Азербайджанских домов, точное число их неизвестно. Имеются дома Азербайджана в Великобритании, Венгрии, Германии, Израиле, Испании, Канаде, США (Александрия, штат Виргиния; Калифорния), Турции (Стамбул, Анкара, Ыгдыр), Украине, Финляндии, Франции, Эстонии. Дома Азербайджана являются самостоятельными юридическими лицами, которые финансируются из Фонда Гейдара Алиева.

Миссия – помощь диаспорам в защите и продвижении азербайджанской культуры и исторического наследия, создание за рубежом образа Азербайджана как современной и открытой страны, отличающейся древней культурой, открытостью и толерантностью.

Следует отметить, что Дома Азербайджана выполняют еще одну функцию, которая официально ими не озвучивается: активное участие в антиармянской пропаганде, в том числе посредством мобилизации для этого членов азербайджанской диаспоры в стране пребывания. Основными формами работы в данном направлении являются:

•публикация заявлений и статей в СМИ, отражающих официальную позицию Азербайджана по тому или иному вопросу в контексте армяно-азербайджанских отношений;

•проведение публичных мероприятий антиармянской направленности (например, в связи с ходжалинской резней);

•издание публикаций, явно нацеленных на присвоение армянского историко-культурного наследия (ковры, Западный Азербайджан, Кавказская Албания и др.), организация культурных мероприятий по этой же тематике.

К сожалению, Республика Армения на сегодняшний день не располагает четкой государственной политикой «мягкой силы». Как следствие, армянское государство не предпринимает практически никаких реальных действий по защите своих национальных интересов с помощью этого инструмента. В результате Армения выступает исключительно как объект действия для «мягкой силы» других стран. Даже если последние и не работают против Армении напрямую, они в любом случае опережают ее в конкурентной борьбе на этом поле. Наиболее очевидный пример: Институт Гете или французский институт, работающие в Армении, содействуют перекачке человеческих ресурсов оттуда в свои материнские страны через научно-исследовательские и учебные программы, стипендии и гранты. В случае с турецкими и азербайджанскими центрами «мягкой силы» имеются все основания говорить о целенаправленной антиармянской политике, реализуемой через присвоение армянского историко-культурного наследия и манипуляцию общественным мнением в странах пребывания.

Тем не менее позитивное отношение к армянской истории и культуре присутствует во многих странах мира. Армян можно назвать диаспоральной нацией, так как за пределами Армении живет в несколько раз больше армян, чем в самой республике. Сложно найти страну, где не была бы создана армянская община. При этом армяне имеют способность хорошо ассимилироваться в другой культуре, нередко добиваются больших успехов и всеобщего признания в стране пребывания. Можно привести огромное количество таких примеров. За столетия существования армянской диаспоры между армянами и большинством народов мира не только были выстроены хорошие взаимоотношения, но и имеет место сближение и даже переплетение культур. История этих взаимоотношений заслуживает глубокого изучения, поскольку результаты такого рода исследований могут (и должны) быть широко использованы Арменией при реализации политики «мягкой силы».

Я уверен, что придет время, когда мы используем все возможности, которые предоставляет нам богатая история Армении и великие достижения наших героических предков!

Артур Согомонян

ИсточникНоев Ковчег
- Advertisement -spot_img
Последние Новости

СМИ Армении: Почему Пашинян днями не пишет о Католикосе всех армян?

Хотя Никол Пашинян несколько дней не пишет о Католикосе всех армян и церкви, а также не публикует утренние псалмы на своей странице, однако кампанию нельзя считать оконченной.

Похожее