Москва не обсуждала с Ереваном признание Конституционным судом Армении юрисдикции Международного уголовного суда (МУС), выдавшего ордера на арест российского президента Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. Об этом пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил изданию «Подъем».
Отвечая на вопрос, разъяснил ли Ереван свою позицию, Песков сказал: «Пока нет. Будем это обсуждать с нашими партнерами».
24 марта Конституционный суд Армении счел соответствующим Основному закону страны ретроактивное признание юрисдикции МУС и соответствующих обязательств Еревана перед ним. В соответствии с предложенной оговоркой Римский статут вступит в силу с 12 мая 2021 года.
Министр юстиции Армении Григор Минасян пояснил, что такое решение необходимо для того, чтобы полномочия МУС распространялись на действия Азербайджана во время вооруженного конфликта между двумя странами.
В Кремле и МИДе решение суда назвали «ничтожным», напомнив, что Москва не признает юрисдикцию МУС. Следственный комитет возбудил уголовное дело против прокурора и судей, принявших решение о выдаче ордеров.
На вопрос о вероятности ареста российского президента в случае его посещения Армении после ратификации Римского статута Симонян отвечать отказался: «Давайте пока ратифицируем Римский статут, а потом уже решим, что делать дальше».
Он разрабатывался с участием России, страна подписала документ в 2000 году. Статут начал действовать в 2003-м, но в 2016 году Москва отказалась быть участницей статута. Перед этим суд назвал вхождение Крыма в состав России «равнозначным международному вооруженному конфликту» между Москвой и Киевом.
Римский статут ратифицировали 123 страны, в том числе ЕС, вся Латинская Америка, Канада, Австралия и другие страны. Не признают юрисдикцию МУС в том числе США, Россия и Китай.
Украина подписала Римский статут, но не ратифицировала его. Однако страна в 2015 году признала юрисдикцию суда «в отношении всех преступлений, совершенных на территории Украины с начала военной агрессии России».
Армения подписала Римский статут 17 июля 1998 года, но не ратифицировала его, так как КС в 2004 году признал обязательства договора противоречащими ряду положений Конституции, действовавшей на тот момент.