Корреспондент Panorama.am проанализировал результаты голосования на выборах в Совет старейшин Еревана с политтехнологом Арменом Бадаляном.
Panorama.am: Г-н Бадалян, ЦИК обнародовала предварительные итоги выборов в Совет старейшин Еревана. Что этим хотели сказать избиратели?
Армен Бадалян: Избиратели заявили, что политическое содержание, представленное политсилами, не так сильно их интересует. Вследствие чего и показатели участия в голосовании оказались низкими.
Panorama.am: Как можно объяснить такой низкий процент участия – 28.44%?
Армен Бадалян: Если рассматривать выборы в рамках политологической логики, то показатель участия многие сравнивают с уровнем участия в выборах в 2017, 2018 годах. Но подобное сравнение неуместно, поскольку в 2018 году наблюдалась эйфория революции, что послужило дополнительным мощным стимулом, чтобы большое число людей отправились на выборы, сегодня же этой эйфории нет. А участие в выборах в Совет старейшин Еревана в 2017 году, согласно распространяемым в то время сведениям, можно объяснить дачей избирательных взяток, это же послужило финансовым стимулом, чтобы большое число избирателей отправились на выборы. Сегодня же никто деньги не раздает, и революционной эйфории тоже нет. Конечно, часть голосовавших за деньги была приведена на выборы посредством авторитетов, а проголосовавшие за ГД – путем других методов.
Вторая причина столь низкой явки на выборы заключается в том, что представленные политсилами программы не стали достаточным стимулом, отсутствовала соответствующая привлекательность.
Следующая причина заключалась в недоверии людей к избирательным процессам, поскольку власть никогда не проигрывала в выборах. Но сегодня проиграла.
Panorama.am: Стали ли сюрпризом полученные голоса?
Армен Бадалян: «Гражданский договор» получил меньше голосов, чем получила в Ереване на выборах в НС 2021 года. Если бы не было активной работы районных авторитетов, то получила бы ещё меньше голосов. На некоторых избирательных участках, например, в Эребуни, «ГД» набирала по 60-70%, поскольку районные авторитеты активно там поработали.
То есть предложение «Гражданского договора», в частности, проголосуйте за нас, чтобы мы отремонтировали дворы и гаражи, стало не столь привлекательным.
Полученные альянсом «Мать-Армения» голоса, если сравнивать с голосами, полученными политической силой второго президента во время выборов в НС, то можно увидеть, что они сократились вдвое, а это демонстрирует, что альянс не смог преподнести свои подходы грамотно. Тезис о том, что «Арцах будет спасен благодаря выборам в Совет старейшин Еревана», не был воспринят ереванцами, с другой стороны, не хватило коммуникации.
Я предвидел провал «Страны жизни», причина заключалась в неприятии кандидата, не хотел бы использовать слово «антипатия», но конкретно к кандидату было именно такое отношение.
Крайне интересна и пока необъяснима кандидатура бывшего мэра Еревана Айка Марутяна, это следует проанализировать. У него не было ни ресурсов, даже партии, но он обладает авторитетом среди ереванцев, он почти не проводил агиткампанию. Причину следует ещё изучить, в частности, почему именно ереванцы проголосовали за него.
Я также прогнозировал, что партия Вардана Гукасяна («Дог») «Общественный голос» пройдет, поскольку у него большая аудитория, но интересно было, какой процент наберет. В этом смысле есть необходимость в перерасчете голосов. В самом начале эта партия находилась на четвертом месте, потом плавно оказалась на пятом – после партии «Республика» («Анрапетутюн»).
Получение такого числа голосов в случае партии «Республика» объясняется двумя факторами.
Эта партия проводила антироссийскую линию, а антироссийские настроения становятся подавляющими среди ереванцев. Во-вторых, антироссийская масса рассматривала эту партию как силу, которая преодолеет проходной порог. В поддержку этой силы работали также сторонники «ГД», чтобы сформировать коалицию с «ГД». Но этот план не сработал, как бы не старались. По слухам, на «Республику» работали и некоторые оппозиционеры.
Panorama.am: Очевидцами каких событий в дальнейшем мы можем стать? Считаете ли вы возможным сотрудничество партий «Национальный прогресс» и альянса «Мать Армения», поскольку представители альянса «Мать Армения» в ходе агиткампании многократно критиковали Марутяна, квалифицирую его ставленником Запада.
Армен Бадалян: Не смогу ответить на эти вопросы, пока не будет проведен пересчет голосов. Поскольку пересчет может изменить имеющиеся цифры. Если цифры не изменятся, то сказанное в ходе агиткампании и в поствыборный период – совершенно разные вещи. Теоретически возможно сотрудничество альянса «Мать Армения», партий «Национальный прогресс» и «Общественный голос». Крайне важно, чтобы кто-либо из получивших мандат от этих политсил не объявил себя независимым, поскольку здесь стоит вопрос всего одного мандата.